C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Путешествие на Сахалин

Валентин Чанцев





Путешествие на остров Сахалин.
Памяти Саши Блиновского .


В советское время заработать  деньги было непросто. Большинство населения постоянно работало на каком либо государственном предприятии, два раза в месяц, своевременно получало твердую не большую сумму денег, а то и премию, один раз в квартал. Денег этих едва хватало на первостепенные нужды, только на еду и простую одежку и все.  Цены в торговле были стабильными и не изменялись годами, а менялись только по постановлению правительства. Чтобы купить какую либо значительную вещь, нужно было накопить нужную  сумму, ежемесячно  откладывая часть заработка. Иногда приходилось копить годами, чтобы, например, купить жилье, построить дачный домик или купить пианино для талантливого отпрыска. Так жили все граждане СССР. Но существовала  одна возможность заработать неплохую сумму, равную примерно двух-трех месячному заработку на вашей постоянной работе. Это была «шабашка». Что такое шабашка?   Советское государство, в соответствии с пятилетним  планом, выделяло для удаленных от центра предприятий существенную сумму денег на развитие производства. Предприятия эти должны были реализовать выделенную сумму, и отчитаться за нее, предъявив запланированное пятилетним планом здание, производство или технологию. Однако, на крайнем севере или Дальнем Востоке, где находились эти предприятия,  не хватало  рабочих рук и предприятию разрешалось формировать временные производственные отряды из жителей центральных областей СССР, заключать с ними двухсторонние договора о проведении работ и об оплате этих работ. Такие отряды формировались из находящихся на каникулах студентов ВУЗов ( студенческие отряды) и из находящихся в очередном отпуске граждан. Это и называлось Шабашка, от слова шабашить-делать левую работу.
В конце шестидесятых годов прошлого столетия, мой брак с моей первой женой, Ряховской Кларой Васильевной распался. Я, как порядочный мужчина, ушел из дома с одним чемоданом и оказался без жилья и  без крыши над своей беспутной головой  Ходить просить было не в моих правилах и я решил купить себе кооперативную квартиру. Сделать это было в те годы было намного легче чем в нынешние годы, но трудности , конечно, были.
Я в те годы был уже начальником лаборатории крупного оборонного НИИ и получал заработную плату в размере 260 рублей в месяц. Плюс квартальная премия около 100 рублей, то есть всего около 300 рублей в месяц. А первоначальный взнос  за однокомнатную квартиру был 1400 рублей. Остальная сумма, в размере около тысячи рублей, растягивалась на последующие десять лет. На питание у меня уходило рублей 200 в месяц, но я привык себе ни в чем не отказывать и частенько заглядывал в ресторан с дамой своего сердца, генеральской дочерью, непутевой  Танькой Емельяненко.  Да еще квартиру приходилось снимать и платить за это рублей 50.Таким образом, накопить нужную сумму было долго и трудно. Моя приятельница, Люська Губина, познакомила меня с влиятельной чиновницей, которая ведала всеми московскими кооперативами, Я сводил чиновницу, ее мужа и Люську в ресторан Арбатский, где работал официантом мой старый знакомый Женька  Петькин, передал чиновнице конверт с суммой в 100 рублей и меня включили в список участников жилищно- строительного  кооператива, который строил дом на окраине Москвы на улице имени академика Волгина. Дом строился быстро и потребовалось в короткий срок внести нужную сумму, которой у меня не было и я, в свой очередной отпуск, поехал на шабашку сплавлять лес в одном из леспромхозов Красноярского края. Это был Леспромхоз «Ангарский», Богучанского района, Красноярского края. Работа эта была трудная и опасная, но, зато, я за месяц заработал 800 рублей. Добавил свои отпускные и наскреб нужную сумму. На следующий год я вновь съездил на лесосплав, заработал очередные 800 рублей, рассчитался с накопившимися долгами и купил себе телевизор, а  Таньке зимнее пальто.
Лесосплав очень опасная работа, он ставит вас в экстремальное положение и требует от человека напряжения всех его сил и физических и моральных, Изнеженного городской жизнью мужчину он делает мужиком, позволяет почувствовать себя уверенным в себе, сильным и смелым. Вплескивает в тебя порцию адреналина, которого так не хватает в обычной московской жизни. Организм привыкает к адреналину и начинает требовать продолжения праздника и вас тянет повторить свой подвиг. Но мне в этот 1972 год, исполнилось уже 40 лет и трудности лесосплава для  меня были уже затруднительны, поэтому я раздумывал, ехать ли мне на лесосплав или подыскать какую то другую шабашку, попроще. Ну, хотя бы, чтобы работа была стационарной и не приходилось вести кочевую палаточную жизнь, что требовал лесосплав. И вот в эту пору подходит ко мне Слава Глаголев и предлагает поехать на шабашку, на стройку, на Сахалин. Славка заверил меня, что все обговорено, что нас ждут на Сахалине, где нужно строить детский сад в составе стройотряда москвичей. Была надежда и на достойный заработок.
Честно говоря, меня соблазнил Сахалин. Далекий остров, экзотика, удастся ли когда там побывать и я согласился. Ехать мы были должны вчетвером, Слава Глаголев, Я,  еще один парень Юра Круглов и Саша Блиновский. Мы быстро утрясли свои дела и проблемы, взяли отпуск, собрали свои нехитрые пожитки и купили билеты до Южно-Сахалинска.
Отлет  пришелся на 13 июля 1972 года. К тому же и рейс был №13, а у меня и место было тринадцатое. Но мы были сравнительно молоды, полны сил,  Японское море нам было по колено, а Япона мать была родной и знакомой и такое сочетание 13 числа нас не смущало. Лето этого 1972 года было необыкновенно жарким. Солнце палило нещадно и в Подмосковье в тот год впервые появились  лесные пожары. Обезумевшие от этой жары, потные и запыхавшиеся мы ввалились в самолет, по моему это был ТУ-134, заняли места и расслабились, нежась в прохладном, охлажденном кондиционером воздухе. Впереди была неизвестность и приключения. Самолет взлетел и мы задремали. Лететь было далеко и долго. Не  успели мы вздремнуть, как нас разбудили  стройные красавицы стюардессы и стали нас кормить неизменными жареными цыплятами. Перекусив и выпив по 50 грамм коньяка мы снова задремали. Проснулся я через час и сразу почувствовал, что то не так. Оглядевшись я понял свою тревогу. Солнце должно было светить нам в лицо, а оно почему то, светило в затылок?!  Я растолкал спящего Саню Блиновского и мы стали обсуждать эту несуразность, но тут подошла стюардесса и объяснила нам, что над городом Хабаровском бушует гроза,  самолет развернулся и совершит посадку в Иркутске, чтобы переждать непогоду. Все- таки 13 число себя проявило! Если бы мы знали, что это только начало наших приключений и неожиданностей! Пока же такое изменение маршрута нас даже обрадовало. Известно, что Иркутск находится недалеко от Байкала  и посадка в Иркутске давала надежду побывать на Байкале. Так мы и сделали. После посадки нам сообщили, что возобновим полет мы только через 6 часов и мы вольны эти 6 часов делать что угодно. Мы сели на ракету( судно на подводных крыльях) и ракета нас домчала до Листвянки. Это такой поселок на берегу Байкала. В Листвянке мы заглянули в местный магазинчик, купили бутылку водки, какую то закуску и отправились на берег Байкала. Надо же отметить такое значительное событие, как купание в озере Байкал! Увы, купание пришлось отменить. Едва мы зашли по щиколотку в озеро, как холодная байкальская вода обручем стянула нам ноги и мы, как ошпаренные выскочили на берег. В то же время, какой то абориген, с разбегу ринулся в воду, проплыл метров 50 и спокойно вышел на берег. Раскрыв рты мы с удивлением смотрели на здоровяка сибиряка, который вроде и не замерз после такого купания. С восторгом мы вскрыли бутылку водки, налили по 100 грамм и себе и здоровяку-сибиряку. Посидев на бережку Байкала и полюбовавшись его красотой мы вернулись в аэропорт Иркутска и вскоре наш самолет продолжил полет. Однако, не прошло и часа и нам объявили: «В Хабаровске  продолжается непогода и мы летим во Владивосток!» Еще одно приключение! Поверишь в магическую силу числа 13! Побывать во Владивостоке тоже заманчиво, хотя посадка самолета не обошлась   без крупных неприятностей. Посадочная полоса аэропорта оказалась для нашего самолета короткой, пилотам пришлось интенсивно тормозить колесными тормозами самолета, вследствие чего тормоза сгорели, самолет после посадки оказался неисправен и ие мог продолжить свой полет на Сахалин. Пассажиров заставили забрать свой багаж, и далее самим добираться до места назначения. Что было делать? С горя, мы снова купили бутылку водки, сдали свои вещички в камеру хранения и отправились к морю к бухте Золотой рог, когда еще удастся искупаться в Японском море. По дороге любовались красотами города. Очень красив Владивосток, расположен на холмах и на берегу моря, множество памятников и парков.
Море оказалось непривычно высокой солености. Можно лечь на спину и спокойно лежать сколь угодно долго. Искупавшись, распили купленную бутылку водки  и отправились в аэропорт, решать проблему продолжения нашего путешествия.
Оказалось, что прямых рейсов Владивосток Сахалин нет и нужно лететь через Хабаровск. Пришлось покупать билеты на рейс до Хабаровска.  В Хабаровске мы, наконец, взяли билет до Сахалина, снова купили бутылку водки и пошли на берег Амура. У читателя, возможно, возникает осуждение нашего увлечения крепкими напитками, но, думаю, столь частые стрессовые ситуации объясняют наше увлечение, да и что такое 100 грамм для здорового мужика. Придя на берег Амура, мы были поражены величественной картиной огромной реки и застыли от изумления, глядя, как Амур свои волны несет! Искупавшись, мы обнаружили, что у нас нет стакана, а выпить из горла, мы не могли себе позволить. На берегу Амура было расположено отделение милиции, куда я и отправился за стаканом. Встретив первого попавшегося милиционера, я попросил у него стакан, милиционер возмутился: «как, ты у милиционера просишь стакан? Да я тебя задержу за пьянство на улице!» Я ему возразил, сказав, что мы специально приехали из Москвы, чтобы на берегу Амура выпить водки, в честь славного города Хабаровска. Милиционер сразу сменил  гнев на милость, сбегал в отделение милиции и принес мне стакан. Едва мы успели выпить по 100 грамм водки на берегу славного Амура, как прибежал милиционер и потребовал стакан обратно. «Нам тоже надо выпить», обосновал свое требование страж порядка. 
Мы возвратились в хабаровский аэропорт и, наконец, вылетели на Сахалин. Так, с приключениями мы, наконец, добрались до Сахалина.

Ну что тебе сказать про Сахалин, на острове нормальная погода, сообщал в известной песне Михаил Танич. Погода была прекрасная, что нельзя сказать о нашем положении. Выяснилось, что, пока мы с приключениями добирались до Сахалина, на наши места приняли других, и нам предстояло искать себе другую работу. Так мы оказались на краю земли,  без работы и без крыши над головой. Правда, нам предложили довольно своеобразную работу. В только что построенном детском саду нам предложили нарисовать на стенах цветные картинки, по имеющимся образцам. За это нас обязались кормить и выделили места для ночевки. Поскольку я имел кое какие слабые навыки в рисовании, я взялся за эту работу, а ребята были на подхвате. Слава Глаголев же отправился к местному начальству просить хоть какую- то работу.
За несколько дней я намалевал на стенах детского сада какое то подобие картинок. Худо бедно несколько дней прокормились! И Славке Глаголеву удалось найти нам работу. Нам предложили штукатурную работу в только что построенных домах в поселке Слава. Никто из нас, ранее, такой работой не занимался, но, куда деться, пришлось осваивать штукатурные работы. В наставники нам дали местного строительного специалиста, Лешу Козлова. Леша был крепкий мужик, лет пятидесяти, высокого роста, с крепкими руками и ладного телосложения. Леша рассказал нам, что он во время Отечественной войны воевал в штрафном батальоне, а после войны, демобилизовался, поехал в Казахстан, где, по пьянке, подрался со ссыльным чеченцем и зарезал его финским ножом. После чего Лешу осудили на длительный срок, который он отбывал на Сахалине. Отсидев положенное, Леша остался на Сахалине. Женился, завел детей, построил дом и остепенился, но слыл человеком склонным к пьянству, амбициозным и драчливым. Но к нам Леша относился с уважением и преподал нам уроки  штукатурных работ. Нужно зачерпнуть мастерком раствор из корыта и придать  мастерку с раствором вращательное движение, в результате чего раствор влипает в стену и его нужно, после этого, только загладить мастерком. Мы принялись за работу, а, вскоре, Саня внес в нашу работу рациональное новшество. Саня взял метровой длины широкую доску, нанес на нее толстый слой раствора, а затем поднял доску с раствором и вмазал раствор в стену.Такое можно было делать только с Саниной силой. Но благодаря Сашиному новшеству дело пошло быстрее и через несколько дней. мы работу завершили. После завершения штукатурной работы нас перебросили в другой поселок для работы на пилораме. Наша задача была подготавливать толстые бревна  для распиловки на пилораме. Для этого нужно было окантовывать толстые бревна до определенного размера, Работа эта была очень тяжелая и мы  занимались ей дней десять. Питались мы в местной столовой, а ночевали в общежитии.
Как то однажды к нам в общежитие подселили настоящего сахалинского «бича»Витю. Бичами в приморье называют людей, не имеющих  постоянного места жительства и перебивающихся случайными заработками.  Таковым был бич Витя. Он уже десять лет бичевал на   Сахалине переходя пешком из одного поселка в другой и выполняя в этих поселках какую- либо случайную работу. Выполнив работу и получив за нее деньги Витя бегом бежал на почту и посылал денежный перевод своей матери, живущей где то в России и воспитывающей единственного Витиного сына. После отправки денежного перевода, Витя пропивал оставшиеся деньги. Напившись, Витя засыпал а проспавшись брел пешком в следующий поселок. Так Витя бичевал уже около десяти лет и менять свой образ жизни был не в состоянии. Тоже, своего рода, жизненная философия- протест против существующего общества и его несправедливостей. Витя поделился с нами своей мечтой, когда- нибудь скопить деньги на билет до материка, улететь и начать новую жизнь.
  Вскоре случилось с нами еще одно приключение, главным действующим лицом которого стал Саня Блиновский. Дело в том, что поселки, в которых мы работали находились в захолустных местах, где даже не было почтового отделения, поэтому, периодически, один из нас отправлялся  в поселок, где было почтовое отделение и куда нам приходила почта, до востребования. В одну из таких поездок отправился Саня, взяв с собой наши паспорта. Ехать нужно было на рейсовом автобусе и вся поездка занимала длительное время, около 5-6 часов. С нетерпением мы ожидали Саниного возвращения, но Саня возвратившись сообщил, что писем нам никому никаких нет. «Давай наши паспорта», потребовали мы у Сани. Выяснилось, что и паспортов у Сани нет. Уезжая, Саня положил наши паспорта  в задний карман своих брюк, а известно, что этот карман, чужой карман, не твой. Мы гадали: то ли паспорта у Сани украли, то ли он их потерял. В любом случае, мы оказались на краю земли, в пограничной зоне и без паспортов, что затрудняло наше возвращение в родную Москву. Нам светила перспектива присоединится к бичу Вите, что нам, вовсе, не улыбалось! Ознакомившись с расписанием автобуса, мы послали Славку Глаголева на конечную остановку автобуса, чтобы найти водителя того автобуса, на котором ехал на почту Саня. Славка не только нашел нужного водителя, но и заполучил  наши паспорта, которые Саня выронил  в автобусе. За паспорта водитель потребовал законную бутылку, которую Славка, с радостью купил, и отдал водителю. Все закончилось благополучно. Вскоре нам предложили еще одну работу, необходимо было построить из бревен большой навес для хранения сена. Выбирать не приходилось и мы согласились. Но необходимо было представить справки с нашего места постоянной работы, о том, что мы находимся в очередном отпуске. Еще одна трудно решаемая проблема! Я написал письмо моей приятельнице Татьяне Волковой, с просьбой получить в нашем отделе кадров нужные справки, что Татьяна оперативно исполнила и прислала мне нужные справки, правда справки были без печатей. Пришлось купить пачку фотобумаги, на которой я нарисовал от руки печать и перенес ее на наши справки. Получилось неважно, но на это закрыли глаза. Вскоре, нам завезли нужные для навеса бревна и мы принялись за строительство. Только мы начали строить, как приехал какой то важный начальник и отменил строительство навеса, оказалось место, на котором нам велено было строить навес, весной, в половодье затапливает водой. Опять неудача! Уже в который раз за эту поездку. Было ясно, что ожидаемых денег нам в этот раз не заработать, хорошо бы поездку оправдать! Но нас заверили, что нам оплатят доргу в два конца и заплатят небольшую сумму, рублей по 200. Это уже был приемлемый выход из нашего критического положения, в котором мы оказались, и с которым нам пришлось смириться.
Подходил к завершению  и наш отпуск и мы стали думать о своем возвращении в Москву. Начиналась осень, а осенью на Сахалине идет на нерест красная рыба. Было не простительно побывать на Сахалине и не привести в Москву дефицитной красной рыбы и красной икры, и мы стали узнавать у местных жителей, как приобрести такую рыбу. Один из местных жителей посоветовал нам съездить в поселок, где живут местные аборигены , Нивхи, которым разрешено ловить красную рыбу и там у них купить рыбу. На следующий день я отправился в путь. На автобусе я доехал до поселка и пошел к местному магазину. У магазина сидели  аборигены. Они сидели на корточках, курили свои трубочки и обсуждали между собой свои какие то важные проблемы. Я подошел, поздоровался и спросил не знают ли они где можно купить красной рыбы. «Почему не знаем, знаем», дружно ответили аборигены.  « Иди в крайний дом, на этой улице, там только что вернулись с удачной рыбалки, там и купишь», сказали аборигены. Я пошел по указанному мне адресу и, поднявшись на крыльцо, увидел большую гору красной рыбы и сидящего на террасе, рядом с рыбой, тщедушного, маленького  старичка с неизменной трубочкой.
«Отец,   не продашь ли мне рыбы», спросил я старичка.
« Посему не продам? Продам!» ответил мне старичок. « Тли лубля самка, два лубля самес», с готовностью ответствовал мне старичок. Быстро договорившись, я расплатился со старичком, набил в рюкзак рыбы и уже собрался уходить, как вдруг старичок спросил меня, а нет ли у меня, случайно, красного вина Солнцедар? За бутылку которого старичок готов мне отдать еще мешок рыбы. Я удивился, в Москве Солнцедар считался отвратительным пойлом, которое пили одни алкаши, о чем я и сказал старичку. Но старичок, снисходительно усмехнувшись, сказал мне, что я еще молодой, ничего в хороших винах не понимаю и поэтому, старичок мне прощает мой неодобрительный отзыв о прекрасном вине Солнцедар. Напоследок, старичок предупредил меня, что идти по улице с рыбой мне не следует, так как можно встретится с рыбнадзором и нарваться на крупный штраф, по 9 рублей за каждую рыбину и на конфискацию рыбы. Пришлось мне выходить на дорогу через болото и ловить попутную машину до нашего поселка. Но все обошлось,  я благополучно вернулся домой с хорошим уловом красной рыбы и мы занялись ее засолкой.
Засолка, дело серьезное. Проконсультировавшись у местных жителей, мы принялись за дело. Рыбу нужно выпотрошить ,протереть ее крупной каменной солью, уложить в бочонок или кастрюлю и придавить гнетом. Для засолки икры нужно сварить тузлук- крепкий соляной раствор, проварить в нем икру и остудить ее. В самый разгар засолки к нам пришел наш наставник Леша Козлов. Узнав, что мы купили рыбу, Леша возмутился такой нерациональной тратой денег и предложил нам наловить рыбы с его помощью, и всего за две бутылки водки. Мы согласились, из любопытства, я сходил за водкой и мы с Лешой, взяв его снасти, поехали на Лешином тракторе в тайгу, на берег реки Тымь. На берегу мы разожгли костер и Леша немедля принялся за водку. Быстро расправившись  с водкой, Леша уснул и проспал до утра.  Проснувшись, Леша принялся сокрушаться, что он вчера принялся за водку, не установив сети. Поэтому рыбы сегодня не будет и сегодня вечером придется все повторить, Пришлось мне покупать вновь еще две бутылки, На этот раз я припрятал водку и не давал ее Леше пока он не установил сети. Леша быстро срубил два тонких и длинных дерева, очистил их от веток и привязал к стволам сеть, после чего воткнул торцы деревьев в берег реки и так оставил эту конструкцию на ночь. После этого Леша принялся за водку, а затем завалился спать. Утром Леша вытащил сети на берег. В сетях была рыба и было ее довольно много. Эту рыбу мы также засолили. На этом можно поставить точку на наших приключениях. Кое какие деньги мы заработали, рыбы наловили, можно ехать домой. Оказалось, что уехать тоже не просто, был конец августа и студенты после каникул возвращались к месту учебы и им было положены билеты вне очереди. Пришлось помучиться и потолкаться в очереди за билетами Но все заканчивается, закончились и наши приключения и мы возвратились в Москву.
На следующий год я совсем отказался от шабашки, а Саня поехал на Лесосплав, куда я ездил в предъидущие годы . От этих поездок у меня остались яркие впечатления, которые я выразил сочинив песню, которую и привожу ниже.
  ЛЕСОСПЛАВ.

(Пародия на Юрия Кукина)

Что в тайге по утрам туман, спел нам в песне поэт.
Но увидеть тайгу наяву, я мечтал много лет.
Ведь поезда туда не идут, самолет не лети и ит.
Только транспортом в две ноги, туда можно дойти.

Здесь и сосн и берез полно, не легко здесь пройти,
И замучил «сухой» вопрос, где б бутылку найти…
Шли мы мулем до Ангары, разбирая бревён завал,
Молодежный отряд ЦНИРТИ и в гробу мы видали туман.

До печали ли было нам,  среди пихт и берез…
И не действовал по утрам расстоянья наркоз.
Просыпались мы до зари, шли без жалоб и шли без слёз,
И о том как сойти с ума, нас не мучал вопрос.

Бичулей, Ручеек, Теря, Чегумей, Тенганец,
Здесь мы лили солёный пот, съели нас комары в конец…
В устье путь завершили мы, в Ангару побросав багры,
И взревели турбины ТУ и от счастья запели мы.

Но не курить застегнуть ремни, не шуметь ,не петь,  не кричать.
Суета больших городов нас встречает опять.
С грустью вспомним мы про тайгу, хоть и трудно там было нам,
Но забыли мы там про ложь. И что есть на земле обман…


В. Чанцев.
.

Вся Санина трудовая деятельность была связана только с одним предприятием. Это оборонное предприятие ЦНИРТИ. ( Центральный научно исследовательский радиотехнический институт).О этом институте я также написал песню.               
                           ПЕСНЯ ВЕТЕРАНОВ ЦНИРТИ.

Альма матер, альма матер, наш родной ЦНИРТИ,
Славных шесть десятилетий он сумел пройти.
Альма матер, альма матер, это долг и честь.
Сколько было здесь талантов, всех не перечесть!
В годы трудные, крутые, в боевые, роковые, вся страна в огне!
Цвет науки собирают, в институт объединяют, с Бергом во главе…

Альма матер,  альма матер, молодая прыть.
Первым делом самолеты, так учили жить…
Альма матер, альма матер, шесть десятков лет
Помнить будут стены эти тех, кого уж нет. 
Видишь бюст стоит у входа, нам указывал дорогу, Петр Плешаков!
Он Министр Радиопрома, и железною рукою отрасль вел вперед.

Альма матер, альма матер, есть еще в нас прыть.
                Наливай полней стаканы, как бы не поплыть!
                Альма матер, альма матер, дальние края,
                Полигоны, испытанья, снег, мороз, жара…
НИРы, ОКРы, платы, блоки, соблюдались планов сроки. В этом наша
                Жизнь!
,                Обними меня дружище, мы старались бескорыстно Родине служить!

На мелодию Альма матер Виктора Берковского.

          Чанцев В.В. Работал в ЦНИТИ с 1958 по 1978 год



      




























Валентин Чанцев





Путешествие на остров Сахалин.
Памяти Саши Блиновского .


В советское время заработать  деньги было непросто. Большинство населения постоянно работало на каком либо государственном предприятии, два раза в месяц, своевременно получало твердую не большую сумму денег, а то и премию, один раз в квартал. Денег этих едва хватало на первостепенные нужды, только на еду и простую одежку и все.  Цены в торговле были стабильными и не изменялись годами, а менялись только по постановлению правительства. Чтобы купить какую либо значительную вещь, нужно было накопить нужную  сумму, ежемесячно  откладывая часть заработка. Иногда приходилось копить годами, чтобы, например, купить жилье, построить дачный домик или купить пианино для талантливого отпрыска. Так жили все граждане СССР. Но существовала  одна возможность заработать неплохую сумму, равную примерно двух-трех месячному заработку на вашей постоянной работе. Это была «шабашка». Что такое шабашка?   Советское государство, в соответствии с пятилетним  планом, выделяло для удаленных от центра предприятий существенную сумму денег на развитие производства. Предприятия эти должны были реализовать выделенную сумму, и отчитаться за нее, предъявив запланированное пятилетним планом здание, производство или технологию. Однако, на крайнем севере или Дальнем Востоке, где находились эти предприятия,  не хватало  рабочих рук и предприятию разрешалось формировать временные производственные отряды из жителей центральных областей СССР, заключать с ними двухсторонние договора о проведении работ и об оплате этих работ. Такие отряды формировались из находящихся на каникулах студентов ВУЗов ( студенческие отряды) и из находящихся в очередном отпуске граждан. Это и называлось Шабашка, от слова шабашить-делать левую работу.
В конце шестидесятых годов прошлого столетия, мой брак с моей первой женой, Ряховской Кларой Васильевной распался. Я, как порядочный мужчина, ушел из дома с одним чемоданом и оказался без жилья и  без крыши над своей беспутной головой  Ходить просить было не в моих правилах и я решил купить себе кооперативную квартиру. Сделать это было в те годы было намного легче чем в нынешние годы, но трудности , конечно, были.
Я в те годы был уже начальником лаборатории крупного оборонного НИИ и получал заработную плату в размере 260 рублей в месяц. Плюс квартальная премия около 100 рублей, то есть всего около 300 рублей в месяц. А первоначальный взнос  за однокомнатную квартиру был 1400 рублей. Остальная сумма, в размере около тысячи рублей, растягивалась на последующие десять лет. На питание у меня уходило рублей 200 в месяц, но я привык себе ни в чем не отказывать и частенько заглядывал в ресторан с дамой своего сердца, генеральской дочерью, непутевой  Танькой Емельяненко.  Да еще квартиру приходилось снимать и платить за это рублей 50.Таким образом, накопить нужную сумму было долго и трудно. Моя приятельница, Люська Губина, познакомила меня с влиятельной чиновницей, которая ведала всеми московскими кооперативами, Я сводил чиновницу, ее мужа и Люську в ресторан Арбатский, где работал официантом мой старый знакомый Женька  Петькин, передал чиновнице конверт с суммой в 100 рублей и меня включили в список участников жилищно- строительного  кооператива, который строил дом на окраине Москвы на улице имени академика Волгина. Дом строился быстро и потребовалось в короткий срок внести нужную сумму, которой у меня не было и я, в свой очередной отпуск, поехал на шабашку сплавлять лес в одном из леспромхозов Красноярского края. Это был Леспромхоз «Ангарский», Богучанского района, Красноярского края. Работа эта была трудная и опасная, но, зато, я за месяц заработал 800 рублей. Добавил свои отпускные и наскреб нужную сумму. На следующий год я вновь съездил на лесосплав, заработал очередные 800 рублей, рассчитался с накопившимися долгами и купил себе телевизор, а  Таньке зимнее пальто.
Лесосплав очень опасная работа, он ставит вас в экстремальное положение и требует от человека напряжения всех его сил и физических и моральных, Изнеженного городской жизнью мужчину он делает мужиком, позволяет почувствовать себя уверенным в себе, сильным и смелым. Вплескивает в тебя порцию адреналина, которого так не хватает в обычной московской жизни. Организм привыкает к адреналину и начинает требовать продолжения праздника и вас тянет повторить свой подвиг. Но мне в этот 1972 год, исполнилось уже 40 лет и трудности лесосплава для  меня были уже затруднительны, поэтому я раздумывал, ехать ли мне на лесосплав или подыскать какую то другую шабашку, попроще. Ну, хотя бы, чтобы работа была стационарной и не приходилось вести кочевую палаточную жизнь, что требовал лесосплав. И вот в эту пору подходит ко мне Слава Глаголев и предлагает поехать на шабашку, на стройку, на Сахалин. Славка заверил меня, что все обговорено, что нас ждут на Сахалине, где нужно строить детский сад в составе стройотряда москвичей. Была надежда и на достойный заработок.
Честно говоря, меня соблазнил Сахалин. Далекий остров, экзотика, удастся ли когда там побывать и я согласился. Ехать мы были должны вчетвером, Слава Глаголев, Я,  еще один парень Юра Круглов и Саша Блиновский. Мы быстро утрясли свои дела и проблемы, взяли отпуск, собрали свои нехитрые пожитки и купили билеты до Южно-Сахалинска.
Отлет  пришелся на 13 июля 1972 года. К тому же и рейс был №13, а у меня и место было тринадцатое. Но мы были сравнительно молоды, полны сил,  Японское море нам было по колено, а Япона мать была родной и знакомой и такое сочетание 13 числа нас не смущало. Лето этого 1972 года было необыкновенно жарким. Солнце палило нещадно и в Подмосковье в тот год впервые появились  лесные пожары. Обезумевшие от этой жары, потные и запыхавшиеся мы ввалились в самолет, по моему это был ТУ-134, заняли места и расслабились, нежась в прохладном, охлажденном кондиционером воздухе. Впереди была неизвестность и приключения. Самолет взлетел и мы задремали. Лететь было далеко и долго. Не  успели мы вздремнуть, как нас разбудили  стройные красавицы стюардессы и стали нас кормить неизменными жареными цыплятами. Перекусив и выпив по 50 грамм коньяка мы снова задремали. Проснулся я через час и сразу почувствовал, что то не так. Оглядевшись я понял свою тревогу. Солнце должно было светить нам в лицо, а оно почему то, светило в затылок?!  Я растолкал спящего Саню Блиновского и мы стали обсуждать эту несуразность, но тут подошла стюардесса и объяснила нам, что над городом Хабаровском бушует гроза,  самолет развернулся и совершит посадку в Иркутске, чтобы переждать непогоду. Все- таки 13 число себя проявило! Если бы мы знали, что это только начало наших приключений и неожиданностей! Пока же такое изменение маршрута нас даже обрадовало. Известно, что Иркутск находится недалеко от Байкала  и посадка в Иркутске давала надежду побывать на Байкале. Так мы и сделали. После посадки нам сообщили, что возобновим полет мы только через 6 часов и мы вольны эти 6 часов делать что угодно. Мы сели на ракету( судно на подводных крыльях) и ракета нас домчала до Листвянки. Это такой поселок на берегу Байкала. В Листвянке мы заглянули в местный магазинчик, купили бутылку водки, какую то закуску и отправились на берег Байкала. Надо же отметить такое значительное событие, как купание в озере Байкал! Увы, купание пришлось отменить. Едва мы зашли по щиколотку в озеро, как холодная байкальская вода обручем стянула нам ноги и мы, как ошпаренные выскочили на берег. В то же время, какой то абориген, с разбегу ринулся в воду, проплыл метров 50 и спокойно вышел на берег. Раскрыв рты мы с удивлением смотрели на здоровяка сибиряка, который вроде и не замерз после такого купания. С восторгом мы вскрыли бутылку водки, налили по 100 грамм и себе и здоровяку-сибиряку. Посидев на бережку Байкала и полюбовавшись его красотой мы вернулись в аэропорт Иркутска и вскоре наш самолет продолжил полет. Однако, не прошло и часа и нам объявили: «В Хабаровске  продолжается непогода и мы летим во Владивосток!» Еще одно приключение! Поверишь в магическую силу числа 13! Побывать во Владивостоке тоже заманчиво, хотя посадка самолета не обошлась   без крупных неприятностей. Посадочная полоса аэропорта оказалась для нашего самолета короткой, пилотам пришлось интенсивно тормозить колесными тормозами самолета, вследствие чего тормоза сгорели, самолет после посадки оказался неисправен и ие мог продолжить свой полет на Сахалин. Пассажиров заставили забрать свой багаж, и далее самим добираться до места назначения. Что было делать? С горя, мы снова купили бутылку водки, сдали свои вещички в камеру хранения и отправились к морю к бухте Золотой рог, когда еще удастся искупаться в Японском море. По дороге любовались красотами города. Очень красив Владивосток, расположен на холмах и на берегу моря, множество памятников и парков.
Море оказалось непривычно высокой солености. Можно лечь на спину и спокойно лежать сколь угодно долго. Искупавшись, распили купленную бутылку водки  и отправились в аэропорт, решать проблему продолжения нашего путешествия.
Оказалось, что прямых рейсов Владивосток Сахалин нет и нужно лететь через Хабаровск. Пришлось покупать билеты на рейс до Хабаровска.  В Хабаровске мы, наконец, взяли билет до Сахалина, снова купили бутылку водки и пошли на берег Амура. У читателя, возможно, возникает осуждение нашего увлечения крепкими напитками, но, думаю, столь частые стрессовые ситуации объясняют наше увлечение, да и что такое 100 грамм для здорового мужика. Придя на берег Амура, мы были поражены величественной картиной огромной реки и застыли от изумления, глядя, как Амур свои волны несет! Искупавшись, мы обнаружили, что у нас нет стакана, а выпить из горла, мы не могли себе позволить. На берегу Амура было расположено отделение милиции, куда я и отправился за стаканом. Встретив первого попавшегося милиционера, я попросил у него стакан, милиционер возмутился: «как, ты у милиционера просишь стакан? Да я тебя задержу за пьянство на улице!» Я ему возразил, сказав, что мы специально приехали из Москвы, чтобы на берегу Амура выпить водки, в честь славного города Хабаровска. Милиционер сразу сменил  гнев на милость, сбегал в отделение милиции и принес мне стакан. Едва мы успели выпить по 100 грамм водки на берегу славного Амура, как прибежал милиционер и потребовал стакан обратно. «Нам тоже надо выпить», обосновал свое требование страж порядка. 
Мы возвратились в хабаровский аэропорт и, наконец, вылетели на Сахалин. Так, с приключениями мы, наконец, добрались до Сахалина.

Ну что тебе сказать про Сахалин, на острове нормальная погода, сообщал в известной песне Михаил Танич. Погода была прекрасная, что нельзя сказать о нашем положении. Выяснилось, что, пока мы с приключениями добирались до Сахалина, на наши места приняли других, и нам предстояло искать себе другую работу. Так мы оказались на краю земли,  без работы и без крыши над головой. Правда, нам предложили довольно своеобразную работу. В только что построенном детском саду нам предложили нарисовать на стенах цветные картинки, по имеющимся образцам. За это нас обязались кормить и выделили места для ночевки. Поскольку я имел кое какие слабые навыки в рисовании, я взялся за эту работу, а ребята были на подхвате. Слава Глаголев же отправился к местному начальству просить хоть какую- то работу.
За несколько дней я намалевал на стенах детского сада какое то подобие картинок. Худо бедно несколько дней прокормились! И Славке Глаголеву удалось найти нам работу. Нам предложили штукатурную работу в только что построенных домах в поселке Слава. Никто из нас, ранее, такой работой не занимался, но, куда деться, пришлось осваивать штукатурные работы. В наставники нам дали местного строительного специалиста, Лешу Козлова. Леша был крепкий мужик, лет пятидесяти, высокого роста, с крепкими руками и ладного телосложения. Леша рассказал нам, что он во время Отечественной войны воевал в штрафном батальоне, а после войны, демобилизовался, поехал в Казахстан, где, по пьянке, подрался со ссыльным чеченцем и зарезал его финским ножом. После чего Лешу осудили на длительный срок, который он отбывал на Сахалине. Отсидев положенное, Леша остался на Сахалине. Женился, завел детей, построил дом и остепенился, но слыл человеком склонным к пьянству, амбициозным и драчливым. Но к нам Леша относился с уважением и преподал нам уроки  штукатурных работ. Нужно зачерпнуть мастерком раствор из корыта и придать  мастерку с раствором вращательное движение, в результате чего раствор влипает в стену и его нужно, после этого, только загладить мастерком. Мы принялись за работу, а, вскоре, Саня внес в нашу работу рациональное новшество. Саня взял метровой длины широкую доску, нанес на нее толстый слой раствора, а затем поднял доску с раствором и вмазал раствор в стену.Такое можно было делать только с Саниной силой. Но благодаря Сашиному новшеству дело пошло быстрее и через несколько дней. мы работу завершили. После завершения штукатурной работы нас перебросили в другой поселок для работы на пилораме. Наша задача была подготавливать толстые бревна  для распиловки на пилораме. Для этого нужно было окантовывать толстые бревна до определенного размера, Работа эта была очень тяжелая и мы  занимались ей дней десять. Питались мы в местной столовой, а ночевали в общежитии.
Как то однажды к нам в общежитие подселили настоящего сахалинского «бича»Витю. Бичами в приморье называют людей, не имеющих  постоянного места жительства и перебивающихся случайными заработками.  Таковым был бич Витя. Он уже десять лет бичевал на   Сахалине переходя пешком из одного поселка в другой и выполняя в этих поселках какую- либо случайную работу. Выполнив работу и получив за нее деньги Витя бегом бежал на почту и посылал денежный перевод своей матери, живущей где то в России и воспитывающей единственного Витиного сына. После отправки денежного перевода, Витя пропивал оставшиеся деньги. Напившись, Витя засыпал а проспавшись брел пешком в следующий поселок. Так Витя бичевал уже около десяти лет и менять свой образ жизни был не в состоянии. Тоже, своего рода, жизненная философия- протест против существующего общества и его несправедливостей. Витя поделился с нами своей мечтой, когда- нибудь скопить деньги на билет до материка, улететь и начать новую жизнь.
  Вскоре случилось с нами еще одно приключение, главным действующим лицом которого стал Саня Блиновский. Дело в том, что поселки, в которых мы работали находились в захолустных местах, где даже не было почтового отделения, поэтому, периодически, один из нас отправлялся  в поселок, где было почтовое отделение и куда нам приходила почта, до востребования. В одну из таких поездок отправился Саня, взяв с собой наши паспорта. Ехать нужно было на рейсовом автобусе и вся поездка занимала длительное время, около 5-6 часов. С нетерпением мы ожидали Саниного возвращения, но Саня возвратившись сообщил, что писем нам никому никаких нет. «Давай наши паспорта», потребовали мы у Сани. Выяснилось, что и паспортов у Сани нет. Уезжая, Саня положил наши паспорта  в задний карман своих брюк, а известно, что этот карман, чужой карман, не твой. Мы гадали: то ли паспорта у Сани украли, то ли он их потерял. В любом случае, мы оказались на краю земли, в пограничной зоне и без паспортов, что затрудняло наше возвращение в родную Москву. Нам светила перспектива присоединится к бичу Вите, что нам, вовсе, не улыбалось! Ознакомившись с расписанием автобуса, мы послали Славку Глаголева на конечную остановку автобуса, чтобы найти водителя того автобуса, на котором ехал на почту Саня. Славка не только нашел нужного водителя, но и заполучил  наши паспорта, которые Саня выронил  в автобусе. За паспорта водитель потребовал законную бутылку, которую Славка, с радостью купил, и отдал водителю. Все закончилось благополучно. Вскоре нам предложили еще одну работу, необходимо было построить из бревен большой навес для хранения сена. Выбирать не приходилось и мы согласились. Но необходимо было представить справки с нашего места постоянной работы, о том, что мы находимся в очередном отпуске. Еще одна трудно решаемая проблема! Я написал письмо моей приятельнице Татьяне Волковой, с просьбой получить в нашем отделе кадров нужные справки, что Татьяна оперативно исполнила и прислала мне нужные справки, правда справки были без печатей. Пришлось купить пачку фотобумаги, на которой я нарисовал от руки печать и перенес ее на наши справки. Получилось неважно, но на это закрыли глаза. Вскоре, нам завезли нужные для навеса бревна и мы принялись за строительство. Только мы начали строить, как приехал какой то важный начальник и отменил строительство навеса, оказалось место, на котором нам велено было строить навес, весной, в половодье затапливает водой. Опять неудача! Уже в который раз за эту поездку. Было ясно, что ожидаемых денег нам в этот раз не заработать, хорошо бы поездку оправдать! Но нас заверили, что нам оплатят доргу в два конца и заплатят небольшую сумму, рублей по 200. Это уже был приемлемый выход из нашего критического положения, в котором мы оказались, и с которым нам пришлось смириться.
Подходил к завершению  и наш отпуск и мы стали думать о своем возвращении в Москву. Начиналась осень, а осенью на Сахалине идет на нерест красная рыба. Было не простительно побывать на Сахалине и не привести в Москву дефицитной красной рыбы и красной икры, и мы стали узнавать у местных жителей, как приобрести такую рыбу. Один из местных жителей посоветовал нам съездить в поселок, где живут местные аборигены , Нивхи, которым разрешено ловить красную рыбу и там у них купить рыбу. На следующий день я отправился в путь. На автобусе я доехал до поселка и пошел к местному магазину. У магазина сидели  аборигены. Они сидели на корточках, курили свои трубочки и обсуждали между собой свои какие то важные проблемы. Я подошел, поздоровался и спросил не знают ли они где можно купить красной рыбы. «Почему не знаем, знаем», дружно ответили аборигены.  « Иди в крайний дом, на этой улице, там только что вернулись с удачной рыбалки, там и купишь», сказали аборигены. Я пошел по указанному мне адресу и, поднявшись на крыльцо, увидел большую гору красной рыбы и сидящего на террасе, рядом с рыбой, тщедушного, маленького  старичка с неизменной трубочкой.
«Отец,   не продашь ли мне рыбы», спросил я старичка.
« Посему не продам? Продам!» ответил мне старичок. « Тли лубля самка, два лубля самес», с готовностью ответствовал мне старичок. Быстро договорившись, я расплатился со старичком, набил в рюкзак рыбы и уже собрался уходить, как вдруг старичок спросил меня, а нет ли у меня, случайно, красного вина Солнцедар? За бутылку которого старичок готов мне отдать еще мешок рыбы. Я удивился, в Москве Солнцедар считался отвратительным пойлом, которое пили одни алкаши, о чем я и сказал старичку. Но старичок, снисходительно усмехнувшись, сказал мне, что я еще молодой, ничего в хороших винах не понимаю и поэтому, старичок мне прощает мой неодобрительный отзыв о прекрасном вине Солнцедар. Напоследок, старичок предупредил меня, что идти по улице с рыбой мне не следует, так как можно встретится с рыбнадзором и нарваться на крупный штраф, по 9 рублей за каждую рыбину и на конфискацию рыбы. Пришлось мне выходить на дорогу через болото и ловить попутную машину до нашего поселка. Но все обошлось,  я благополучно вернулся домой с хорошим уловом красной рыбы и мы занялись ее засолкой.
Засолка, дело серьезное. Проконсультировавшись у местных жителей, мы принялись за дело. Рыбу нужно выпотрошить ,протереть ее крупной каменной солью, уложить в бочонок или кастрюлю и придавить гнетом. Для засолки икры нужно сварить тузлук- крепкий соляной раствор, проварить в нем икру и остудить ее. В самый разгар засолки к нам пришел наш наставник Леша Козлов. Узнав, что мы купили рыбу, Леша возмутился такой нерациональной тратой денег и предложил нам наловить рыбы с его помощью, и всего за две бутылки водки. Мы согласились, из любопытства, я сходил за водкой и мы с Лешой, взяв его снасти, поехали на Лешином тракторе в тайгу, на берег реки Тымь. На берегу мы разожгли костер и Леша немедля принялся за водку. Быстро расправившись  с водкой, Леша уснул и проспал до утра.  Проснувшись, Леша принялся сокрушаться, что он вчера принялся за водку, не установив сети. Поэтому рыбы сегодня не будет и сегодня вечером придется все повторить, Пришлось мне покупать вновь еще две бутылки, На этот раз я припрятал водку и не давал ее Леше пока он не установил сети. Леша быстро срубил два тонких и длинных дерева, очистил их от веток и привязал к стволам сеть, после чего воткнул торцы деревьев в берег реки и так оставил эту конструкцию на ночь. После этого Леша принялся за водку, а затем завалился спать. Утром Леша вытащил сети на берег. В сетях была рыба и было ее довольно много. Эту рыбу мы также засолили. На этом можно поставить точку на наших приключениях. Кое какие деньги мы заработали, рыбы наловили, можно ехать домой. Оказалось, что уехать тоже не просто, был конец августа и студенты после каникул возвращались к месту учебы и им было положены билеты вне очереди. Пришлось помучиться и потолкаться в очереди за билетами Но все заканчивается, закончились и наши приключения и мы возвратились в Москву.
На следующий год я совсем отказался от шабашки, а Саня поехал на Лесосплав, куда я ездил в предъидущие годы . От этих поездок у меня остались яркие впечатления, которые я выразил сочинив песню, которую и привожу ниже.
  ЛЕСОСПЛАВ.

(Пародия на Юрия Кукина)

Что в тайге по утрам туман, спел нам в песне поэт.
Но увидеть тайгу наяву, я мечтал много лет.
Ведь поезда туда не идут, самолет не лети и ит.
Только транспортом в две ноги, туда можно дойти.

Здесь и сосн и берез полно, не легко здесь пройти,
И замучил «сухой» вопрос, где б бутылку найти…
Шли мы мулем до Ангары, разбирая бревён завал,
Молодежный отряд ЦНИРТИ и в гробу мы видали туман.

До печали ли было нам,  среди пихт и берез…
И не действовал по утрам расстоянья наркоз.
Просыпались мы до зари, шли без жалоб и шли без слёз,
И о том как сойти с ума, нас не мучал вопрос.

Бичулей, Ручеек, Теря, Чегумей, Тенганец,
Здесь мы лили солёный пот, съели нас комары в конец…
В устье путь завершили мы, в Ангару побросав багры,
И взревели турбины ТУ и от счастья запели мы.

Но не курить застегнуть ремни, не шуметь ,не петь,  не кричать.
Суета больших городов нас встречает опять.
С грустью вспомним мы про тайгу, хоть и трудно там было нам,
Но забыли мы там про ложь. И что есть на земле обман…


В. Чанцев.
.

               









































 



















 




Рецензии