Автобиографическая записка бывшего беспризорника

      Рассказ о воспоминаниях сиротской жизни бывшего беспризорника Пети Зотова.         

   Провёл я детские и юношеские годы в детских домах и в "людях" на Средней Волге. Здесь я учился в начальной школе, начал трудовую жизнь. А когда вырос, возмужал, призвали меня на действительную военную службу в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА), в Военно-Воздушные Силы, в истребительную авиацию. Затем находился на разных фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945гг.
   
   Прослужил в Советской Армии 23 года, посвятил служению Отчизне  всю свою молодость, лучшие годы честно и добросовестно, за что Правительство наградило меня орденом Красной Звезды и двенадцатью медалями, в том числе - "За оборону Москвы", "За оборону Ленинграда" и другими.
   
   В январе 1961 года был уволен в запас из Вооружённых Сил СССР на заслуженный отдых, на пенсию по выслуге 25 лет,с правом ношения военной формы одежды, в воинском звании "старший лейтенант", авиатор-связист.

   Поэтому вполне естесственно, что мне хочется рассказать моим сыновьям и внукам, всему молодому поколению о жизни молодёжи 30-х годов, в период коллективизации крестьянства, о наших нуждах, чаяниях и устремленях. Рассказать о военной службе в предвоенные годы и в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг, о том, как боролись за счастье детей их отцы и деды в суровые годы войны. И, наконец, о событиях, участником и свидетелем которых мне довелось быть; о том, как Советская Власть и Коммунистическая партия воспитали из беспризорного паренька офицера, авиатора-связиста.

        Вам, молодые друзья мои, посвящается этот рассказ. 1918 - 1921 годы.

   Мои родители - отец Павел Лукьянович и мать Елена Никифоровна Зотовы после революции жили крестьянами-середняками. Мать моя умерла от голода и тяжёлой болезни в 1920 году, в возрасте 36 лет, а отец умер в 1921 году в возрасте 37 лет. Мне в ту пору было 3 года от роду.
   
   После смерти родителей меня определили в детский дом в селе Тоцкое, а потом в город  Бузулук Оренбургской области. В детских домах я находился до сентября 1927 года. В Бузулукском детдоме меня звали Петя Зотов. Это всё, что я знал о себе.
   
   В сентябре 1927 года меня усыновил крестьянин-бедняк Власов Степан Трофимович, который проживал в селе Старой Таволжанке, Борского района Средне-Волжского края. Степан Трофимович отдавал мне отцовскую любовь, так как своих детей у него не было.

   На его отеческую заботу я отвечал своей посильной помощью. Летом я выезжал в ночное пасти коня, зимой также помогал по дому.
   
   В 1930 году я окончил 4 класса начальной сельской школы в селе Старой Таволжанке. Моё прилежное отношение к учёбе позволило мне программу первого и второго классов освоить за один год учёбы. После окончания начальной школы я добровольно вступил в колхоз имени Пугачёва. Так в 12 лет началась моя трудовая жизнь.
   
   В 1929-1930-х годах в Средневолжском крае (Куйбышевской области) происходила коллективизация крестьянства и одновременно велась в стране "ликвидация кулачества, как класса" путём ссылки кулацких семей в Сибирь.
   
   Из села Старой Таволжанки были сосланы в Сибирь семьи Ворожейкиных, Мечкаевых, Хворовых и другие. С 1930 по 1934 годы, не имея средств к существованию, я не мог учиться. Все эти годы я скитался на "людях". За кусок хлебы пилил людям дрова, вычищал навоз на скотном дворе. А жил я в ту пору у Алексеевых, Мечкаевых, Охриковых. словом - у тех, кто звал меня в селе Старой Таволжанке. Голод преследовал меня все эти годы. Поэтому весной я ловил сусликов и ел их.
   
   Жил долгое время в дежурке бригады №2, в холодном неотапливаемом помещении, где развешивался конский инвентарь : хомуты, седелки, вожжи и уздечки. Ночью, когда засыпало всё село, я тайком, стыдясь односельчан, в ночной тишине ходил на конное кладбище и приносил оттуда куски мяса отравленных кулаками лошадей. Добытое мясо также тайком от людей я варил в консервной банке, потому что другой посуды у меня не было, и ел его в почти полусыром виде.
   
   Работал я в ту пору в правлении колхоза посыльным. От голода у меня пухли руки, ноги и всё тело. Одежда моя состояла из рваных, замасленных ватных брюк, телогрейки, выброшенных тактористами из-за непригодности их для носки, в парусовых туфлях и бумажных чулках, которые мне приходилось одевать в 30-40-градусные морозы. За мой труд правление колхоза выдавало мне из "кассы взаимопомощи бедноты" полпуда рослой муки и пуд картофеля на месяц. Мяса и жиров мне е выдавали. Одежду приходилось добывать самому.
   
   В 1934 году с большим трудом мне удалось поступить в 5-й класс в Усманскую неполную среднюю школу Борского района Куйбышевского края. Диретором этой школы был тогда Горохов.
Долго меня не принимали в школу, так как мне было уже 16 лет, я считался переростком.
Помогла мне поступить в школу заведующая райОНО товарищ Сыромятникова. Она всегда с любовью относилась к детям сирот.
 
   Учиться мне было очень трудно. Потому что по-прежнему из "кассы взаимопомощи" для сирот колхоз им. Пугачёва выдавал мне пуд муки и столько же картофеля на месяц.
Придя со школы, вместо того, чтобы учить уроки, я отрабатывал хозяину за жильё : пилил дрова, носил воду из колодца для скотины и хозяину.Учить уроки на дому времени не хватало, поэтому на уроках в школе я был очень внимательным и хорошо осваивал все предметы.

   Помощь со стороны райОНО была такая : для сирот выдавали бесплатно учебники и тетради. Но эта помощь для меня была слишком мала. Мне нужно было учиться и находить способы честным трудом зарабатывать себе на питание, одежду, обувь и жильё. Вот ведь как жилось нам, детям-сиротам в 1930-х годах.
   
   Но, несмотря на все трудности жизни и учебы, я активно участвовал в общественной работе в школе : писал заметки в общешкольную стенную газету, руководил пионерским отрядом имени Будённого, а позднее, будучи секретарём Осовиахима, организовал обучение пионеров к сдаче норм на значок "Ворошиловский стрелок".
   
   С 1935 года я писал заметки, вначале в районную газету "За социаллистический труд" Борского района,а потом в областные газеты "Волжская коммуна"," "Волжский комсомолец", "Будь готов" и в центральные азеты "Колхозные ребята" и "Крестьянская газета".
   
   На полученные в качестве гонорара деньги я мог покупать себе одежду, обувь, использовать их на другие нужды.За помещённые в газетах мои статьи я от редакции получал ряд положительных отзывов и характеристик. Много раз пориходилось мне бывать на слётах селькоров.

  В 1936 году в Усманской НСШ я вступил в члены ВЛКСМ. Будучи комсомольцем, работал пионервожатым, членом редколлегии общешкольной стенной газеты, секретарём первичной организации Осовиахима, активно посещал школу Ленинского комсомола.
 
   В 1937 году я окончил 7 классов Усманской НСШ и,получив положительную характеристику о работе с пионерамии и активном участии в общественной работе, я был направлен от райОНО в колхоз имени Пугачёва села Старая Таволжанка работать учителем школы взрослых по ликвидации неграмотности и малограмотности на селе.
   
   По прибытии в колхоз, я сразу же приступил к обучению грамоте взрослых. По вечерам, без отрыва от производства, обучал в школек молодёжь, а днём ходил по домам и учил грамоте стариков и домохозяек. Кроме того, разъяснял людям Основной закон Союза Советских Социалистических Республик, положений о выборах в Верховный Совет СССР и местные советы депутатов трудящихся,рассказывал о событиях внутри страны и за рубежом.
   
   Работу в школе взрослых пришлось совмещать с работой заведующего клубом. В клубе организовывал и проводил массовые игры, танцы, собрания колхозников и комсомольцев. Клуб охотно посещала не только молодёжь нашего села,но и молодёжь из соседнего села Таволжанка.
   
   8 июля 1937 года на закрытом отчётно-выборном комсомольском собрании, впервые при тайном голосовании, меня избрали комсоргом колхоза имени Пугачёва и делегатом районной конференции Борского райкома ВЛКСМ.
   
   До моего избрания комсоргом работал заведующий сельской школы товарищ Н(?). Работа комсомольской организации по существу не велась. Занятия политкружка не проводились,а сели и собирались комсомольцы в клуб, то виесто деловой работы, устраивали коллективные выпивки и деорганизовывали танцы, игры в клубе.
   
   Мне предстояло перестроить стиль работы с комсомольцами и молодёжью, наладить регулярное проведение занятий политкружка. С первых ней избрания меня комсоргом, я начал наводить жёсткий порядок комсомольской дисциплины. Некоторых сынков подкулачников, неблагонадёжных, пришлось исключать из комсомола. На место одного исключённого из комсомола в ряды комсомола вступали многие юнршим и девушки из бедняцкой среды, которые с первых же дней их приёма в комсомол включались в активную общественную работу колхозной жизни. Они охотно посещали занятия политкружка, принимали активное участие на собраниях молодежи и колхозников.
   
   На 7-й районной конференции комсомола меня избрали членом Пленума РК ЛКСМ и утвердили
штатным пропагандистом РК ЛКСМ Борского района. Вел я занятия политкружка с комсомольцами колхоза имени Пугачева. На весь колхоз в селе Старая Таволжанка в 1937 году был один кандидат в члены ВКП/б/ тов. Тиханов, который входил в состав комсомольской организации. Ввиду того, что в колхозе не было партийной организации, мне приходилось работать и решать вопросы за комсорга и за парторга. Все вопросы, связанные с работой комсомольской организации, мы решали вместе с тов. Тихановым.
   
   25 июля 1937 года на обшем собрании колхозников колхоза имени Пугачева избрали меня председателем первичной организации Осоавиахима и делегатом районной конференции Осоавиахима Борского района Средневолжского края. На районной конференции меня избрали /утвердили/ членом бюро по проведению 12-й лотореи Осоавиахима.
   
   В воскресные дни я проводил с молодежью и колхозниками занятия по сдаче норм ГТО" и на значок "Ворошиловский стрелок". Стреляли мы из винтовки ТОЗ-9. Я и многие мои ученики были награждены значком "Ворошиловский стрелок".
   
   В 1937 году из актива комсомольцев и кандидата в члены ВКП/б/ тов. Тихонова, мною была создана бригада содействия милиции "Бригадмил". Бригада содействия милиции участвовала в охране общественного порядка на улице, в общественшых местах, а таюке в поддержании порядка во время проведения различных массовых мереприятий в клубе; окааывала содействие органам внутренних дел, прокуратуры и судам в их деятельности по укреплению общественного порядка и борьбе с правонаружениями; принимала участие в борьбе с хулиганством, пьянством, самогоноварением, хищением государственной и общественной собственности, а также личного имущества граждан, с нарушениями правил терговли, со спекуляцией и другими правонаруеениями; принимала участие в проведении воспитательной работы среди населения по соблюденис правил социалистического общежиития и предупреждению антиобщественных поступков.

   Мечкаевы и после суда не успокаивались, продолжали запугивать меня тем, что они меня убъют. Мечкаев сам несколько раз приходил ко мне на квартиру к Охриковой Ф.М. и угрожал :"Если ты не покинешь наше село, то мы всё равно рано или поздно убъём тебя".
   
                Выборы 1937 года.

   Всеобщие выборы в Советы в 1937 году проходили впервые. Выборы проходили всеобщими, равными при тайном голосовании. Накануне выборов неблагонадёжные члены правления колхоза имени Пугачёва были отстранены лт руководства колхозом. Отстранён был и председатель колхоза Мечкаев. Всё это проходило на общем собрании колхоников в присутствии представителей райкома партии и райисполкома Борского района. При переизбрании членов правления колхоза в состав правления вошли все колхозники-бедняки. С этого дня жизнь в колхозе пошла по-иному, радостно и зажиточно. В колхозе не стало вредителей. Всё делалось сообща. При выдвижении кандидатуры на пост председателя колхоза на этом собрании бедняки и подкулачники выдвигали мою кандидатуру. Выдвигая меня на пост председателя колхоза, бедняки искали во мне защиту их от подкулачников, а подкулачники имели свою цель. Мне было тогда 19 лет. Я умел хорошо руководить комсомольской и общественной работой. Но я не имел опыта управлять колхозным хозяйством. Подкулачники, враги колхоза, выдвигая меня на пост председателя колхоза, были намерены запутать меня и посадить в тюрьму.
   
   Я отклонил свою кандидатуру на пост председателя колхоза. Меня поддержали представители райкома и райисполкома. Согласились со мной и бедняки. Председателем колхоза избрали кандидата в члены ВКП/б/ тов.Тихонова. Тихонов по происхождению был из бедняков. Так накануне дня выборов в Верховный Совет СССР, Союзных республик, краевых, районнных и местных советов депутатов трудящихся в колхозе имени Пугачёва была достигнута победа колхозников - бедняков.

                Встреча с братьями и сестрой.

   В мае 1938 года сбылась моя долгожданная мечта. Я встретился с родными братьями Тимофеем,Михаилом и сестрой Анной. Встреча произошла через 20 лет со дня моего рождения. Двадцать лет я ничего не знал о своих родителях, о сестре и о других своих родственниках. Порою в трудные дни моей жизни я проклинал своих родителей за то, что они сделали меня сиротой, беспризорником. Но не родители в этом были повинны. Повинны в этом были бесконечные войны - война с иностранными интервентами и белогвардейцами, гражданская война. Это войны делают детей сиротами, а взрослых инвалидами, калеками. Не могу не сказать об одиночестве. Плохо жить одинокому, а ещё хуже жить среди "чужих людей"!

                Как мне удалось разыскать своих родных.

   В детдоме №10 в городе Бузулуке Оренбургской области, где я был с 1921 по 1927 год, меня звали просто Петя Зотов. И это было всё, что я знал о себе. Настоящее имя отца я приобрёл только через двадцать лет, когда разыскал своих родных брытьев и сестру. Отца и мать я не помнил, видел их только на фотографиях. После смерти родителей в 1921 году мне было три года.
   
   В июне 1937 года после окончания Усмансой неполной средней школы я написал "розыск" в Бузулукский детдом №10. Моё письмо было направлено в РайОНО. Бузулукское РайОНО мне ответило, что согласно архивных записей детдома, Петя Зотов значится уроженцем Тоцкой волости. Других сведений обо мне и моих родителях не имелось.
   
   В 1937-1938 годах в нашей стране появились первые орденоносцы. В числе их был комбайнер-орденоносец Колесов из Тоцкого района. Об орденоносце Колесове была напечатана статья и помещена его фотография в одном из номеров журнала "Селькор". В статье говорилось :"Бывший комбайнер-орденоносец Колесов является председателем Тоцкого райисполкома".
   
   Прочитав статью об орденоносце Колесове, я написал ему личное письмо. Но тов. Колесов в то время оказался в Москве, на курсах усоверншенствования при ВЦИК. Моё письмо было переправлено ему в Москву. Колесов, получив моё письмо, незамедлительно отправил его в Тоцкий райисполком. Получив письмо от Колесова и.о. председателя тоцкого райисполкома дал указание всем председателям сельских советов района помочь разыскать мне моих родных.
   
   В селе Кирсановке Тоцкого района проживало много людей с фамилией Зотовы. Председатель сельского совета села Кирсановка доложил на очередном заседании райисполкома о том, что по архивным данным метрических свидетельств числится уроженец села Кирсановки Зотов Пётр Павлович, рождения 1918 года, и что живы его братья Тимофей Павлович, Михаил Павлович, сестра Анна Павловна, дядя Пётр Лукьянович и многие двоюродные братья.
   
   В мае месяце 1938 года я получил письмо от председателя Тоцкого райисполкома. В письме указывались данные обо мне, о моих братьях и сестре. Получив адрес братьев и сестры, я написал им письма. Сестра и братья быстро ответили на моё письмо и позвали к себе жить.
   
   В детдоме мне установили год рождения 1919. С 1927 по 1938 годы я по отчеству значился Пётр Степанович Зотов.А в действительности я оказался рождения 1918 года рождения и родного моего отца звали Пётр Лукьянович Зотов.
   
   В связи с этим перед выездом на родину мне предстояло поменять паспорт, комсомольский билет и удостоверение "Бригадмила", сняться с учёта и получить разрешение от РайОНО на выезд к родным. Все эти вопросы я решил беспрепятственно.
   
   23 мая 1938 года состоялась моя первая встреча с дядей Петром Лукьяновичем и его семьёй, с двоюродными братьями, которых оказалось более десяти человек, и двоюродной сестрой Марией Евстигнеевой Ляшенко. Встреча состоялась радостная и волнующая.

   По приезду моему была истоплена деревенская баня. Я с дядей Петей помылись и напарились в бане. А когда мы возвратились из бани, в доме было полно родственников, братьев, сестёр и любопытных соседей. Когда все сели за стол и выпили по бокалу вина, каждый в отдельности подходил ко мне, или вставал из-за стола, и представлялся мне, называя своё имя, отчество и фамилию. И так по очереди представились мне  родной дядя Петя и четырнадцать двоюродных братьев и сестер. От волнения, после двадцатилетней одинокой сиротской жизни и знакомства с многочисленными двоюродными братьями у меня в голове смешались все имена и я почти никого не запомнил, кроме дяди Петра Лукьяновича и его сына Михаила Петровича.
   
   Через два дня мой дядя Пётр Лукьянович доставил меня на правленском коне за сто километров от Кирсановки в село Ташлу Ташлинского района Оренбургской области к родной сестре Анне Павловне. Мой дядя в это время работал конюхом в правлении колхоза. Братья Тимофей Павлович и Михаил павлович жили в трёх километрах от Ташлы в селе Трудовом. Узнав о моём приезде, братья с семьями срочно приехали к сестре Анне Павловне, где я и остановился жить.Сестра Анна жила с мужем Скорниковым Ильёй Андреевичем. Илья Андреевич работал киномехаником, а сестра Анна кассиром при районном доме культуры села Ташлы.
   
   К вечеру были все в сборе : дядя, я, братья с жёнами и сестра с мужем.За столом я рассказывал подробно о своей одинокой, горькой сиротской жизни. Все слушали внимательно и рыдали. До этой встречи я никогда не плакал, никогда никому не жаловался на свою горькую, безрадостную жизнь. Но здесь, при встрече с родными людьми, от радости и от горьких воспоминаний заплакал и я, и так заплакал, что всем пришлось унимать меня. Плакал я не с горя, а от радости. Встреча наша всех взволновала, все были очень рады моему приезду. Не удивительно, что эта встреча запомнилась мне на всю жизнь.
   
   25 мая 1938 года я встретился с родными братьями и сестрой, а уже 1-го июня я приступил к работе инструктором-массовиком в редакции газеты "Большевик" Ташлинского района. как инструктор-массовик целыми месяцам разъезжал я по селам и колхозам, собирая материал для газеты. Эта работа для меня оказалась не под силу, трудной, потому что в то время я окончил всего 7 классов непоной средней школы, а от меня требовалось писать заметки и статьи каждый день, так, чтобы одна статья не была похожа на другую. Для этого был нужен опыт журналиста, а у меня его не было. Мне приходилось много думать, "ломать" себе голову, чтобы статья была написана грамотно, доходчиво и красиво. Я не осилил эту аботу и 1-го августа по решеню райкома комсомола я был направлен в Ташлинское райОНО на должность инспектора по колхозным клубам и избам-читальням. Эта работа также была связана с длительными командировками по сёлам, по колхозам и избам-читальням.
   
   Приезжая в колхоз, село, я собирал молодёжь в клуб и проводил с ними собрания и танцы, а там, где не было клуба, или избы-читальни,проводил с молодежью субботники и воскресники по постройке клуба, избы-читальни. Ассигнования, смету на строительство приходилось "вырывыать с боем"  в правлении колхоза. Не все председатели колхозов шли охотно навстречу молодёжи. За неимением строительного материала молодёжь на субботниках и воскресниках сама месила глину и выкладывала саманные кирпичи, строила из них клуб или избу-читальню.   

   Специальность инспектора райОНО по полит-просвет работе колхозных клубов и изб-читален была для меня также нелёгкой, но она пришлась мне по душе, потому что в каждоом селе района я помогал просвещать молодёжь, помогал ей организовываться, объединяться, добросовестно трудиться и радостно веселиться. Я так полюбил свою специальность, что уходя на действительную службу в Рабоче-Крестьянскую Красную армию, решил отслужить свой срок службы и снова вернуться на эту же работу. Мне нравилась эта работа потому, что я всегда был с людьми, с молодёжью, которые относились ко мне с уважением. В командировках я выполнял не только свои обязанности инспектора по полит-просвет работе. Выполнял я и отельные поручения инспектора по школам, инспектора по ликвидации неграмотности и малограмотности.
   
   Но не долго пришлось мне поработать на этой работе. 10 сентября 1938 года меня призвали на военную службу в ряды РККА, в Военно-Воздушные Силы. Очень мало мне пришлось пожить вместе с сестрой Анной и братьями Тимофеем и Михаилом. На короткое время я забыл своё одиночество, и оно снова вернулось ко мне...

             Служба в армии и годы после службы.

   С ноября 1938 года по 20 июня 1941 года воинскую службу проходил в подразделении связи 6-й авиационной базы, 8-го истребительного авиаполка, 38-й истребительной авиационной дивизии Забайкальского военного округа, в гарнизонах Даурия-Отпор и Борзя-Барнаул.
   
   В ноябре 1939 года меня приняли кандидатом в члены ВКП/б/ , а 19 июня 1941 года приняли в члены партии. 20 июня 1941 года я выехал на западную границу в составе роты связи 6-й авиабазы.
   
   С 26 июля по 29 ноября 1941 года в должности механика и начальника военно-телеграфной станции, а затем начальника пункта сбора донесений обеспечивал боевой телеграфной связью командование дивизии и авиационных полков в оборонительных сражениях за Москву. А в период контрнаступления наших войск под Москвой с 1 декабря 1941 года по 5 мая 1942 года обеспечивал боевой телеграфной связью командование 28-й смешаной авиационной дивизии и ВВС 10-й армии.
   
   С 13 декабря 1941 года по июль 1943 года несколько раз переизбирался парторгом роты связи 28-й сад и 110-й роты связи ВВС 10-й армии.
   
   7 ноября 1941 года в городе Кашире, за образцовое обеспечение телеграфной связью командования ВВС 49-й авмии мне было присвоено вомнское звание "Старший сержант". А 23 февраля 1942 года командованием 49-й армии мне было присвоено воинское звание "Старшина".
   
   С 5 июня по 15 июля 1942 года обеспечивал телеграфной связью командование 215-й истребительной авиационной дивизии в горое Калуга, участвовал в Одоевской авиационной операции в составе 80-й отдельной роты связи.
   
   В июле-октябре 1942 года в Москве был сформирован 2-й истребительный авиационны корпус Резерва Верховного Главнокомандования под командованием Героя Советског Союза генерал-майора авиации А.С.Благовещенского. В состав корпуса входила 215 иад и 80-я ОРС.Дивизией командовал Дважды Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации Г.П.Кравченко. 80-й ОРС командовал старший лейтенант Н.Сологуб.
   
   С октября 1942 года по 23 июля 1943 года участвовал в боях, обеспечивая телеграфной связью командование 215-й иад 2-го иак РВГК в составе 80-й ОРС на Калининском, Волховском, Воронежском, Степном и Брянском фронтах.
   
   С 23 июля 1943 года по 20 октября 1944 года участвовал в боях, обеспечивая елегафной связью командование 322-й иад под командованием Героя Советского Союза полковника М.П.Нога в составе 2-го иак РВГК на фронтах : 3-м Белорусском, 1-м Прибалтийском и 1-м Украинском по освобождению городов и населённых пунктов Белоруссии,Украины, Литвы, Латвии и Польши.
   
   20 октября 1944 года приказом командира 2-го иак РВГК в Польше был отправлен с фронта на учёбу в Харьковское военное авиационное училище связи (ХВАУС). К сожалению вступительный экзамен в училище я не сдал и был направлен для прохождения дальнейшей службы в Советской Армии на узел связи Харьковсого военного округа, в распоряжение начальника связи ВВС ХВО полковника Ткачук, на должность начальника военно-телеграфной станции узла связи ВВС ХВО.
   
   В декабре 1944 года в Москве я прошёл обучение на 40-дневных курсах по изучению американского телеграфного буквопечатающего рулонного аппарата типа "Т-19".
   
   После возвращения из Москвы я проводил на базе узла связи ВВС ХВО сборы механиков батальонов аэродромного обслуживания по изучению аппарата Т-19. Одновременно оборудовал аппаратную узла связи телеграфными аппаратами Т-19 и обслуживал их в телеграфной связи с Москвой, Центральным узлом связи и с авиационными полками 5-й запасной авиационно бригады в Рогани.
   
   В октябре 1945 года я был демобилизован из рядов Советской Армии и поступил на работу мастером производственного обучения в 11-е ремесленное училище связи города Харькова, готовил аппаратных механиков телеграфных аппаратов СТ-35 для центрального телеграфа города Харькова, на площади Фейербаха.
   
   В октябре 1946 года был зачислен на сверхсрочную службу в ХВАУС на должность начальника радиостанции, а затем начальника военно-телеграфной станции.
   
   В октябре 1950 года сдал экстерном экзамены за Харьковское военное авиационное училище связи,после чего мне было присвоено воинское звание "младший лейтенант" и я был назначен на должность инсруктора практического обучения цикла Проводных средств связи ХВАУС.

   В 1955-1956гг в Вооружённых Силах СССР происходило значительное сокращение численности армии, впоследствии названное "хрущёвским" . Особенно в те годы пострадала авиация.Сокращались авиационные части, гарнизоны, базы и учебные заведения. Коснулось это сокращение и меня лично.
   
   С апреля 1955 года по март 1956 года я проходил службу в г. Киеве, на авиационной ремонтной базе в должности старшего техника телефонно-телеграфной аппаратуры. Там же получил очередное воинское звание "лейтенант". Затем мне было предложен выбор - или уйти в отставку без пенсии, или переквалифицироваться на другую службу. Предложили пройти переобучение и перейти в пожарные. Я дал согласие.
   
   С марта по май 1956 года я находился на должности заместителя начальника пожарной охраны Кировоградского Высшего военного авиационного училища лётчиков. С мая 1956 года по октябрь 1957 года я проходил переподготовку на Курсах усовершенствования офицерского состава (КУОС) в Военно-пожарном техническом училище г. Ленинград.
   
   В октябре 1957 года я вернулся в город Харьков и по 1 января 1961 года проходил службу начальником пожарной охраны Харьковского военного авиационного училища связи. Конечно, совсем уже другая работа, совершенно не связистская, но что поделаешь?
   
   1 января 1961 года закончилась моя военная служба и я был уволен в запас с общей выслугой 25 лет, с правом ношения военной формы одежды.

   После увольнения из армии с 13 февраля 1961 года работал командир-инструктором Харьковского областного радиоклуба ДОСААФ. В 1962 году был переведен на должность инженер-инструктор. В Харьковском радиоклубе я готовил призывную молодёжь к службе в Вооружённых Силах СССР по специальности "телеграфист буквопечатающих аппаратов СТ-35".
   
   С 1 августа 1964 года перешёл на работу радистом радиоузла ХВАТУ-2, вскоре был избран парторгом клуба. С 15 февраля 1965 года - радиотехник ХВАТУ-2, парторг клуба.
   
   С 1 сентября 1967 года перешёл на работу преподавателем по подготовке телеграфистов-телетайпистов Харьковского областного радиоклуба ДОСААФ.
 С 1 сентября 1969 года - техник управления пожарной охраны УВД 10 ВПЧ.
   
   С 18 мая 1970 года -работал лаборантом лаборатории автоматизации и механизации №2 НИОХИМ по обслуживанию ЭВМ.
   
   С мая 1971 года - старший лаборант лаборатории автоматизации и механизации №2 НИОХИМ. Партгруппорг отдела автоматизации. С мая 1975 года по настоящее время работаю контролёром отдельной команды №2 Харьковского отряда военизированной охраны Министерства химической промышленности СССР.Партгруппорг отдельной команды №2, ударник коммунистического труда.
   
   С октября 1974 года по настоящее время - член Совета военно-научного общества при Харьковском гарнизонном доме офицеров Советской Армии. С января 1978 года по январь 1980 года исполнял обязанности председателя харьковской группы Совета ветеранов 2-й Воздушной Армии.


За время службы в Вооружённых Силах СССР награждён орденом Красной Звезды, двумя медалями "За боевые заслуги",медялями "За оборону Москвы", "За оборону Ленинграда", "За победу над Германией", "250 лет Ленинграду", "20 лет Победы", "30 лет Советской Армии", "40 лет Вооружённых Сил СССР","50 лет Вооружённых Сил СССР", "60 лет Вооружённых Сил СССР", "30 лет Победы","20 лет безупречной службы" и "25 лет безупречной службы".


                9 января 1982 года   П.П.Зотов


Рецензии
Олег, прочитал дважды внимательно статью. Статья-большой кусок истории.
Меня удивляет то,как вы сумели сохранить всю такую подробную информацию.
А, наверное, не стоит удивляться. Отец был современным человеком и он
оставил следующему поколению поучительную информацию о непростой своей жизни.
Полностью согласен с Вадимом Прохоркиным
Он сумел правильно и точно отметить её особенности.
Советую почитать его статьи, они поучительны.
Во всяком случае для меня. Думаю и для будут полезны.

Николай Алексеев 2   21.03.2016 12:12     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.