Загадки биографии. часть 2
О новых загадках биографии Николая Кадесникова я узнал из книги моего (нашего) земляка народного артиста СССР Бориса Чиркова «Азорские острова». Дело в том, что он, как и моя бабушка Софья, ее братья Николай и Александр были родом из одной деревни Рябиновщина Нолинского уезда. Пусть никого не обманывает слово деревня. До революции Рябиновщина была чем-то вроде нынешнего Рублевского шоссе для нашего городка. Находилась она в двух километрах от Нолинска, где прошло мое детство.
На Главной улице городка стояли каменные купеческие особняки знаменитых российских купцов. Возможно, эти купцы были местного масштаба, но торговали они богато и успешно. Лучниковы, Брызгаловы, Маландины, Рудины, Кощееевы, и, конечно, Скрябины. Не правда ли, знакомые фамилии. Генерал армии Маландин, наш земляк, Скрябин (Молотов В.М., да, тот самый ) то же.
Борис Чирков дружил с братьями моей бабушки, Кадесниковыми. О них он также рассказывает в своей книге. Кроме Николая и Александра, о которых я писал раньше, был еще и Сергей. Именно вместе с ним Борис Чирков в 1918 году уехал из родного Нолинска в далекий Петроград учится в Петроградском политехническом институте, жил с ним в одной комнате общежития, разделял небогатый студенческий стол, ездил на побывку в далекий Нолинск, спасался от голодных волков.
Так вот, загадки начались с 35 страницы книги «Азорские острова». Б.Чирков пишет, …к весне на побывку прибыл Сережа Кадесников. Не доучившись в последнем классе ( гимназии) он уехал в Казанскую школу прапорщиков, а теперь прикатил из госпиталя показаться своим однокашникам. Уже подпоручик! Рука на черной перевязи, на груди Георгиевский крест. … вскоре после его отъезда строй наших старшеклассников поредел, зато в Казанской школе прапорщиков появились новые воспитанники…»
Без сомнения, Б. Чирков ошибся. Речь могла идти об Александре Кадесникове, герое первой мировой войны, дважды георгиевском кавалере.
Ведь с Серегой Кадесниковым Б. Чирков потом учился вместе в Петрограде. Б. Чирков описывает голодные, но счастливые и веселые студенческие дни.
Не доучился Борис Чирков в институте. В третьего курса потянуло его на сцену. Где разошлись его пути с Серегой Кадесниковым, Чирков не упоминает.
А вот в книге Ф. Чуева «Сто сорок бесед с Молотовым», автор пишет о Б, Чиркове, как о племяннике В.М. Молотова. Речь идет о кинотрилогии «О Максиме», фильме, который принес Б. Чиркову широкую известность. Так в этих воспоминаниях Молотова, записанных Чуевым, также упоминается имя Сергея. Интересно, что в 1911 году В.М. Молотов также начинал свою учебу в Петербургском Политехническом институте, да еще и на кораблестроительном факультете. По словам автора, Сергей погиб в 1920 году.
А теперь сопоставим факты.
-Б. Чирков упоминает Сергея Кадесникова как военного, георгиевского кавалера, участника перовой мировой войны, хотя позднее пишет, как они с Сергеем учились в Петроградском политехническом до третьего курса.
- дальнейший путь Сергея Кадесникова не известен.
- в 1920 году за границу эвакуируется Николай Кадесников, путь которого прослеживается до 1929 года, а затем снова всплывает в 1945 году.
- Брат Александр Кадесников погиб в 1941 году в результате репрессий, как бывший офицер белой армии, участвовавший в подавлении большевистского мятежа в Нолинске. Однако, семья Кадесниковых благополучно доживает до преклонных лет. А ведь оба деда, по методике работы НКВД того периода, могли быть признаны членами семьи «врагов народа», или по меньшей мере, членами семьи СОЭ, социально опасного элемента.
А в двадцатые годы появляется красный командир, в дальнейшем командарм 2 ранга, затем генерал- лейтенант береговой службы флота Кадесников Николай Зотикович, сведения о котором недоступны.
Наверно, это и есть главная загадка биографии моего двоюродного деда Кадесникова Николая Зотиковича.
На снимке: Николай Зотикович Кадесников.
Свидетельство о публикации №212010901598
Нелли Неженцева 19.11.2013 12:06 Заявить о нарушении
Александр Анфилатов 19.11.2013 18:03 Заявить о нарушении