Два Лица

                Поэтический театр               
       М е т а ф и з и ч е с к а я  П о э м а  о  л ю б в и

 Действующие  ЛИЦА:
1 Лицо, 2 Лицо, Единобог

2 Лицо: Сбившись с чета имен и прозвищ,
              Одинаково близкий к шику ли, рубищам,
              Равнодушно мечу жемчуг
              И все также ошибаюсь и обещаю.
1 Лицо: Вы ли тот,
              Который странен,
              Непривязан и ничей,
              Странник?
2 Лицо: Да. Я, признавший неточность названий,
              Неточность имен, неточность желаний.
              Искатель-самоубийца,
              Красноречивый искуситель,
              Бес непоседливый,
              Ленивый рыцарь.
              Ничей как туман,
              Язычек пламени,
              Треск костра,
              Дыма дурман-туман
              Потресканная кора.
              Ничей как время
              Как взмах крыл птицы.
              Пылица.

1 Лицо: У Вас с глаз лица слеза.
2 Лицо:  Как?
               Нет!
               Это пылица.
               Я давно пережил смерть лица.
               Слезы не могут литься.
            
1 Лицо уходит. Грация ее тела в движении очаровывает 2 Лицо.
2 Лицо хочет остановить 1 Лицо. Но не останавливает, потому что не может изменить самому себе.
2 Лицо, движась по урбанистическому ландшафту:
                Города ось,
                Глаз, нос…
                Клубы волос в голосе сна
                Блеска полосками.
                Ресниц колоски дрожат.
                Утро. Время поток рожать.
                Волны плещут у ног каменного колосса.
                Топот потока струнами ног. Гон тел.
                Гомон потока речей.               
                Город потока, в котором летел
                Я, ничей…
                Да, ничей…
                Как время,
                Как взмах крыл птицы.
                Пылица.

                Смерть, костяшками серп зажав,
                Срока жаждает жатв…
                Смерть склонилась над городом
                Призрачно-блеклым уродом.
 
Белое поле, стенной блеск.
Ряд безматрасных кроватей.
Длинноногий шкаф и большое
Зеркало. Потолок, стекая углами
Четыреугольника, гол от безделия
Тусклого грушевидного абажура. Белое
Поле вымарано тревожными пятнышками
Забитых комаров. Мышь, начинающая скрестись
Только когда предметное превращается в ночное.

2 Лицо, погружаясь в ландшафт внутренних грез, засыпает:
В белой белой пустыне моя голова.
Зайца бег через пустыню как тетива.
Милый, дома уставший стул,
Врытым останься
В песок
Здесь.
Ветра песочный перестук
Смело в висок лезь.
Я ли из города вышел?
Я ли живу тут?
Здесь ли мне крышей служит
Капель дождя стук?
Солнца ленивый закат
Дюнами дней овладел.
Жженых лазурей, белесых барханов
Я преступаю предел.
Время – усталый вымпел.
День изо дня длись.
Яд блаженства я  выпил.
Прошлого сходит слизь.
Вырою нору… в пору ночь!
И как тяжёлую ношу
Себя схороню напрочь.
 
Второму Лицу в его воображеньи является лик Первого.

                Я боялся подождать,
                Я боялся опоздать.
                В результате потерял
                Ту…, которую искал!
                Течет время в никуда.
                А я – талая вода.
                Не горлан и не главарь,
                А дурная голова с пеплом на губах!
            
1 Лицо начинает ворожить:
                Лишь кончики пальцев,
                Дым волос,
                Взгляда длина,
                Живомолость,
                Лишь только шелест губ,
                Шерхот ушек,
                Тогда насовсем уж…
                Мой муж насовсем
                Еще до весны веснушек!

1 Лицо вызывает 2 Лицо.
2 Лицо: Это Вы! Я не знаю почему я пришел и не мог заставить себя не придти,  чтобы увидеть Вас.

Единобог: Не забудь, это тебе только снится!

1 Лицо наяву продолжает ворожить:
Маленький беснующийся божек,
Тебе я поклонюся тоже.
Смотрящий с ехидою Иуда,
У сговоре с тобою буду.
Поклонюся Будде и Иуде.
С собою разговаривать не буду.
Ты время превозмог,
Вселенной Всегосподь,
Во времени Единобог,
Скиталец.
Колени преклоняю у чертога.
Имя многоликого шепчу Единобога.
Единобог! Живущий в небе и на земле,
Ты всеемлешь.
Могущественней семени и тлена!
Живи во мне… Ответь!

Появляется Единобог:
Руки и горы.
Небо и тело.
С космосом связаны поры.
Звезд и дыханья плетиво.
Связь эта вечная
Вочеловеченная.
Времени ропот, след терний
На лица ложится мерно.
Времени мира Мерило
В звездную пустошь очеса вперило!
Ниточкой связаны лица.
Боязни нет ошибиться.
Ты забыла что было.
Ты не спрашивай
Верно ли?
Ведь твое только то,  что сейчас есть!
Время стучит мерно…

2 Лицо:       Я уже не вещатель грядущих битв!
                Чувствую как что-то внутри начинает клубиться.
                Это «нечто» колени клонит мои.
                Так моя голова ложится у Ваших ног.
                Почему голова стала вдруг ношей тяжелой?
                Может в «том» виноваты Вы?
                О, ужас! Я Вас обвиняю…
                Сам себя накажу тотчас!
2 Лицо исступленно хлестает себя ладонями.
1 Лицо: Нет… Прекрати! Я тебе расскажу о «нечто».
2 Лицо: О-о-о!
1 Лицо:
Закипало в ладони,
Стекало по капле,
Бурлило за волосами
И плакало.
В ушки крошилось
Жареной пылью.
Угасая, надежды плекало.
Оставляло на пальцах
Скульптурки губ,
Срок которых
Немыслимо мал.
Язычком алело,
С маху катилось за окно в аллею.
Лилось из-за веток ярчайшим светом.
Ножками стрекозы тонкими
В темноте шевелилось
И все раздвигало.
Взмахов мошек мех.
Пищит стреноженный бес.
Не спеши разворошить.
Следком коготков
       Распишись.

2 Лицо, просыпаясь: Где, где она? Ах, это все было не наяву! Я должен ее найти…

Единобог:
Такое бескрайнее чрево
Покойная ширь
Деревья и вера
И в щелях пещер рев зверя, напрягшего жилы.
Черненый цвет скал
Наскальная живопись
Жир на губах.
Каленое солнце
Тень леденит
Распахнутость тела
Лелеет пространство.
Из лона травы
Родившийся
С голосом ветровым
Вслушиваюсь
Как ветер волосы теребит, лаская, рассеивая перебирая
А женщины строят греблю ручью.
Эта гребля как гребень в их волосах
Причесывающий ручьи волос.
Водоросли перстнями вьются вкруг женских перстов.
Юные девы резвясь
Щелчками сбивают брызги с потока.
Верещат, цокают языком
Ой-лай-лай-луй-ли
Ла-ла-ли-ла-ла
Ручеечек, вей-вей-вей
Ого-го-го-го
А-а-х-ха-ха.
Это бескрайнее чрево
Трогай локтями и коленями.
В этой вечнозеленой утробе
Льется источник-ручей
       Пуповина.

2 Лицо, идя по зову сердца, оказыватся в стране своей мечты:
Прекрасно раскрашенные в зебр,
Скачущие на жеребцах,
Женщины мечами серебряными
Секущие небо на части.
Я слышу их улюлюканье, свист.
Вижу, как рванула наружу месть и совесть их.
Не знаю, как здесь вы оказались,
Как я вас обнаружил!..
Не скрою – вы как деревья многообразны,
А я как ребенок разбуженный
Под Рождество подарками…
Юноши загорелые,
С круч прыгающие в пучину моря,
Я вижу - в ваших руках пручаются рыбины гордые.
Люди, живущие на деревьях,
Устроившие гнезда в кронах,
Вот ваша и моя родина!
О, воля, воля! Ори!
Зови изо всех сил…
Вовлекай в веру.
…Идите за мною
В зеленую волю!
Там радости море
Каленого солнца блеск, всплески молний
И на тела – лунный отсвет… изгибы тел… плетиво лет…
Туманные клочья… Бессвязная речь.

Единобог:
Погрузязь в глубины прапамяти, с детской непосредственностью откроешь многое и встретишь тех, кого ищешь… Мысль воплоти!

2 Лицо:
Клубы тумана повисли над лугом.
Солнца слепящий круг орет тумана клубы.
Этот стоцветный мир луга вокруг.
Россыпей рос звон упруг.
Капельки, эхо тумана – на лепестках.
Лепет цветов и ласкающих капель.
/падают капли/
Капли по лепесткам бежат.
Слился с лугом туман от Неизбежного.

Да. Я ничей. Ничей воитель-опровержец.
Краснокусный циник.
Ничей как туман.
Я весь сам. Никто, нигде, нипочем, незачем…
Ничей воитель-опровержец… Дым волос.
Взгляда длина. Живомолость.
Я весь сам. Только сам.
Взгляд очей – тревога ночей.
Взгляда длина… Я не тот уж.
Я весь сам… Ветер пуст.
Ушла уж… Куда?

1 Лицо, передразнивая:
Я как туман, Как взмах крыл птицы.
Как пылица ничей. Чепуха!
Сумеречная пора.
Сумеречная вода.
Руки в изгибах ручья.
Очей голубых глубина.

Ты неизбежно придешь,
Неизбежно сюда.

Единобог, улыбаясь сверху, подбрасывает, наконец,  «случай».

2 Лицо: Это Вы?
1 Лицо: Что ты здесь делаешь?
Ты ли тот, который странен,
Непривязан и ничей?
Странник?

2 Лицо:
Я не тот,
Я обезгранен,
Я ничей без твоих очей.
Хочешь буду тонок как писк комара.
А хочешь буду как царь грозновелик?
Как раб, как царь, пылкий лыцарь коленопреклоненный!
О, государыня,
Лишь только быть здесь!
Шершавель губ - моя песнь.
Сиянье очей, влеченье плечей...
А нет – исчезну в купели вмиг!

1 Лицо:
О, нет!
Видишь, пальцы мои дрожат.
Я, я не знаю что ты говоришь…
Я любовью твоей дорожу.
О, опять эти слезы мои.
Я вся из сцепления горних цепей,
Многоцветья степей, стай птиц, людей лиц.

2 Лицо падает ниц. 1 Лицо торопливо его подымает.

2 Лицо:
                Здесь с неба в волосы
                Кислый дождь
                Смывает с тела пыль.
                Из моря памяти моих дедов
                Всплывает страсти вымпел.
1 Лицо:
Ниточкой связаны лица.
Боязни нет ошибиться.
Я забыла что было.
Ты не спрашивай
Верно ли?
Ведь твое только то,  что сейчас есть!
Время стучит мерно…

Два Лица:
       В пути не устанем.
       Любовь не остынет.
       Мы слиты устами.
       У двух лиц единое имя.

2 Лицо:
Расступая пустыни песок
Как дети, взявшись за руки, бредем.
На скрещении взоров мерцает восток.
Переходим область оазиса…
В зелень вязкую плюхаемся; пьем ее сок.
Страстно молим восток
О, озарись!
Вспыхнул вдруг твой висок
Вереницей звезд.
Я ли царь Озирис!
Пылкий рыцарь царицы – строю
Из листьев и стеблей плетенья
Трон царице зарнице.

Единобог:
Вам – обоюдно
Жаркий хлеб, мелкий ужас – дарящие!
Вас оболью
Оголенных задую в рассвет золотящий!

Вы, косматые светом,
Загорелые терпко, над летом летящие!
Лопушиным туманом
Над страной травяных халабуд
Эхом где-то вопящие.

Это лето сплошных и тугих камышей,
Уродцев цветных и смешливых
Над эхом висящих

Корка крови соленой,
Сцеплений глухих сухостой
Одичалый палящий.
О, храмина зеленых людей
И деревьев кишащих,
Прозрачных личин под крылом шелестящим.

Два Лица:
       Зеленый ряд соленых лугов.
Косой и кислый дождь распруги.
Грибное поле.
Голость ног.
Великопоросль.

Мехотных лесов горизонт.
Слепучих линий след грозы.
Здесь силуэтов торжество.
Деревьев кроны как ризы.
В лице глаза – свободы выявь.
Толчок: и тело в высоте
Внизу – стада, пастух, шоссе,
След птицы крыл и запах станций.

Кончики пальцев ног ступают в грибное поле.
Скользкую радость не превозмочь, не замусолить.
Здесь с неба в волосы падает дождь.
Дождаться бы, не убежать.
В курчавой поросли грибных лугов хочется полежать.
Здесь с неба в волосы падает дождь,
Смывая с тела пыль.
       Из моря памяти древних дедов
       Всплывает страсти вымпел.

В потоке усохших и новых трав,
Усопших людей и родившихся,
Умерших зверей,
Истлевших стволов,
Разрушенных стран,
Пульсируют жилы,
Делятся клетки,
Плетется льется поток.
Бога длительности
Бег стремительный
Дышит на лоб
Стучит в висок.
Вселяет стремление
К действию и свободе.
В рупор лет
Его крик:
Каждый миг цени
В общей мигов цепи!
Миг для мира
Значит много…
Миллионы смертей…
Миллионы рождений
Новых!

В пестром хаосе соцветий
Мы витаем и летаем,
Кувыркаемся, грызем,
Ползаем и загрузаем,
Устаем и отдыхаем,
Удивляемся,
Живем!

       В пути не устанем.
       Любовь не остынет.
       Мы слиты устами.
       У двух лиц единое имя.
                1978 г.
omingalev@rambler.ru


Рецензии