Позитивный контекст клиента

   Психолог  в психологическом консультировании использует контекст реальности клиента и дефреймирует его в позитивную сторону.
Изучая книгу С.Гиллигена "Терапевтические мне часто встречается понятие "Дефреймирование". Что это такое?
Гиллиген утверждает, что для погружения человека в транс психолог может дефреймировать и реструктурировать внимание для эффективного позитивного понимания ситуации.
Фрейм - frame создавать, конструировать, формулировать
Дефреймирование - это, по-моему разрушение созданного чувства, поведения, автоматических мыслей и желаний.
Человек реагирует по-разному на контекст сообщения и
отдельных входящих в него слов,предложений или использования понятия текущего в разговоре уровня абстракции и семантического поля.
Понять контекст в разговоре-это значит понимать то, на что опирается собеседник или уметь интерпретировать его мысль,что должно следовать из контекста.
Дейфремировать сообщение - это значит разрушить текущее понимание ситуации в другом противоположном, значении смысла.
В доказательство этого положения Стивен Гиллиген пишет, что "Определяя последовательность наведения транса, следует иметь в виду еще несколько положений.
Во-первых, гипнотерапевт может ориентироваться на циклы различного уровня абстракции.
Во-вторых, человек может быть описан с точки зрения различных чувственных модальностей (видео, аудио, кинестетических) - поведения, познания, эмоций, чувств, образов, восприятия и т.д. Предполагается, что хотя в каждой из модальностей что-то происходит, человек часто ориентирован лишь на некоторые из них.
Расширяя описание различных модальностей, гипнотерапевт выявляет богатый набор возможных областей, на которые можно ориентировать внимание в ходе гипноза. Например, индуцирующие воздействия могут смещаться с двигательных проявлений на чувства, а затем на восприятие, на образы и т.д. Такое перемещение внимания с одной модальности на другую представляет собой средство дефреймирования и реконструирования внимания, в чём и заключается суть эффективного гипнотического воздействия.
В-третьих, человек  может иметь более одной неизменной последовательности поведения. Однако гипнотерапевт часто может добиться наибольшего эффекта, работая в каждый данный момент с одной доминантной последовательностью и переходя к другой только после того, как в этой будет достигнута гибкость.
В-четвертых, для определения последовательности наведения транса психолог может использовать разнообразные способы, например, не прибегая к словам (но, возможно, используя звуки) пантомиму и изобразить ту последовательность, в которой он крутится снова и снова. Такой метод позволяет обойтись без словестных описаний, которые часто мешают выяснить в точности, что при этом происходит и где нужно добиваться большей гибкости [1,с.203-204].

Контекст (от лат contextus — «соединение», «связь») — законченный отрывок письменной или устной речи (текста), общий смысл которого позволяет уточнить значение отдельных входящих в него слов, предложений, и т. п. Это условия конкретного употребления языковой единицы в речи (письменной или устной), её языковое окружение, ситуация речевого общения.
Говорить, опираясь на контекст — значит, не повторять в своей речи то, что было сказано только что, использовать понятия текущего в разговоре уровня абстракции и семантического поля. Потерять контекст в разговоре — это перестать понимать, на что опирается собеседник, или интерпретировать его мысль в ином смысле, нежели понять то, что должно было следовать из подразумевавшегося собеседником контекста.
В более широком значении контекст — среда, в которой существует объект.
С формальной точки зрения контекст представляет собой определенную система пространство имен.
Любое событие, происходящее в жизни субъекта, интерпретируется исходя из контекста ситуации, отражённой в памяти субъекта /Википедия/.
В книге С.Гиллигена «Терапевтические трансы» очень подробно излагается значение контекста в психотерапии и психологическом консультировании.         
 «Психологическое воздействие имеет целью стимулировать некоторые значимые изменения в ощущаемых человеком реальностях. Это связано с утилизацией существующих реальностей клиента как основы для всех таких изменений. Поэтому психолог-консультант сначала выявляет индивидуальные ценности и стереотипы, характерные для клиента, а затем стремится сохранить эти основные ценности, в то же время расширяя диапазон и гибкость их проявлений.
Во-первых - необходимо рассмотреть вопросы, которые могут быть использованы для выработки модели того, как клиент создает свой чувственный мир, и предлагаются способы утилизации собранной таким путем информации для различных терапевтических целей, в том числе сосредоточение внимания, усиление мотивации и выдвижение терапевтических идей.
Во-вторых - в психологическом консультировании должен быть  терапевтический контекст.


Постановка вопросов: конструирование модели

Чтобы понять, как клиент порождает свой внутренний опыт, психолог обычно с самого начала наряду с другими методами диагностики предлагает набор вопросов. Эти диагностические вопросы никогда не бывают нейтральными или "объективными": они зависят от подхода к терапии, которого придерживается психолог-консультант (см. Haley, 1976), и, следовательно, отражают этот подход. Кроме прочих функций, такие вопросы служат для того, чтобы выделить основные категории, вокруг которых организуется терапевтическое самоисследование. Другими словами, они играют роль косвенных внушений, которые ориентируют и структурируют внимание как психолога, так и клиента вокруг определенных идей и структур.
Совершенно ясно, какое значение различные вопросы, задаваемые каждым психологом, имели для выработки различных представлений о "реальности".
Имея в виду, что воспринимаемая реальность отчасти создается задаваемыми вопросами, психолог должен ясно представлять себе предпосылки, лежащие в основе его вопросов. Одна из таких предпосылок состоит в том, что более обширные возможности для терапевтических изменений дает ориентирование на будущее, а не на прошлое. Поэтому вопросы должны иметь целью побуждать клиентов к исследованию того, как их ресурсы и потенциал будут использованы для их дальнейшего развития.
Вторая предпосылка состоит в том, что решения содержатся в самих проблемах; другими словами, то, что сейчас делает человек, есть основа для трансформационных изменений. Чтобы наилучшим образом реализовать эту идею, настоящее (проблемы) должно описываться на том же языке, что и будущее (решения). Традиционно дело обстояло иначе: в клиническом языке для описания проблем используются, как правило, уничижительные (т.е. указывающие на социальную неприемлемость) диагностические термины, что создает пугающий разрыв между настоящим ("плохим") и желаемым будущим ("хорошим") состояниями. С нашей точки зрения, пользование одним языком для описания проблем, а другим - для описания решений затрудняет применение важнейшего принципа утилизации - осознания того, что решения содержатся в самой проблеме. Вследствие этого психолог стремится к нейтральной формулировке проблемы, так что тот или иной стереотип может описываться как желательный или нежелательный (т.е. как решение или как проблема) в зависимости от качества и контекста его проявления. Например, процесс проявления гнева - не "хороший" и не "плохой"; его оценка зависит от того, как и где он проявляется.
Еще одна связанная с этим предпосылка состоит в том, что психологическое консультирование - прекрасная модель, описывающая способ конструирования чувственной реальности. Язык психологического консультирования может быть использован для описания как развития позитивных идей клиента транса, так и развития симптоматического проблемного состояния.
С этой точки зрения, ориентация на проблемный процесс есть ориентация на уже происходящее естественное изменение, т.е. на возникающую в ходе взаимодействия последовательность идей (поведений, познаний, аффектов и т.д.), вызывающих сосредоточенность на переживаниях, - последовательность, способная вызывать ("наводить") измененное состояние сознания, которое характеризуется особенностями, приближающими его к трансу (см. Ritterman, 1983). Как мы увидим ниже, это дает возможность формировать изменение и другие терапевтические воздействия непосредственно по образцу "наведения проблемы", используемого данным клиентом.
Таким образом, главный вопрос, который стоит перед психологом, состоит в следующем:

Как клиент конструирует свою внутреннюю реальность таким образом, что достигается ее стабильность?

Этот вопрос имеет целью выявить фиксированные ценности и стратегии, который человек снова и снова использует в своем внутреннем опыте. Ответы на него подводят к дополнительному вопросу:

Как фиксированные ценности настоящего могут быть использованы для выработки новых способов существования?

Для терапевтических целей этот центральный вопрос может быть сформулирован по-разному:

Как клиент создает у себя состояния транса со снижением чувства собственной ценности?
Как можем мы воспользоваться теми же самыми стереотипами для создания состояний транса, повышающих чувство собственной ценности?
Каким образом данная проблема остается проблемой?
Как способы поддержания проблемы клиентом могут быть использованы для выработки решения?

В поисках ответа на эти общие вопросы следует исходить из того, что человек организует свой внутренний опыт в рамках ассоциативной сети значений. Эта сложная система организации содержит категории ("идеи" относительно взаимоотношений) из разнообразных областей жизни человека. Психолог утилизирует разнообразные области этой сети, в том числе:
1) социальное самосознание;
2) намерения;
3) последовательность наведения проблемы;
4) симптомокомплекс;
5) неизменные ролевые персонажи;
6) укоренившиеся мнения;
7) навыки и ресурсы.
Психологу необходимо попытаться  выявить фиксированные ценности, действующие в каждой из этих областей, и описываются способы, с помощью которых можно изменять такие переменные, чтобы добиться более гибкого и зависящего от контекста самопроявления.

Социальное самосознание
Самосознание человека развивается и поддерживается через взаимоотношения в рамках социальных сообществ. Поэтому терапевтические воздействия должны учитывать различные ценности, характеризующие социальное самосознание клиента. Чтобы выявить эти ценности, можно задавать прямые вопросы, касающиеся:
1) семьи;
2) дома, где проведено детство;
3) возраста;
4) семейного положения;
5) образования;
6) профессии;
7) круга друзей;
8) религиозной ориентации;
9) этнической принадлежности;
10) предшествующего лечения.
Чтобы сэкономить время и дать клиентам возможность подготовиться. Можно попросить их еще до первого сеанса прислать  письмо, содержащее информацию по этим вопросам, а также любую другую, какую они сочтут существенной. Во время последующих сеансов с этим человеком можно подробнее развить эти ответы и внести в них полную ясность.
Главная ценность такой информации состоит в том, что она дает представление о взглядах человека на мир и на свое место в нем. Это становится исходной точкой терапии и фундаментом, на который опирается психолог, принимая решения, как вызывать и развивать изменения, как вырабатывать мотивацию, какие рассказывать истории, в какой мере пользоваться косвенными воздействиями, и т.д. Короче говоря, психолог стремится сообщить клиенту следующее:

"Я знаю от вас, что вы располагаете обширным набором разнообразных ценностей, которые делают вас уникальной личностью. (Можно назвать эти ценности.) Я также знаю от вас, что вы хотели бы найти какие-то новые способы самопроявления, не так жестко привязанные к определенным представлениям об этих ценностях. Поэтому я не собираюсь просить вас отказаться от этих ценностей. Больше того, я полагаю, что вам нужно держаться за эти ценности, когда мы будем разбираться в том, как вам выработать такие способы существования, в которых эти ценности будут проявляться в соответствии с текущими потребностями и нуждами вашего "я".

Таким образом, психолог проявляет уважение к свойственным данному человеку ценностям как к чему-то стабильному, но допускающему изменения.
В заключение следует подчеркнуть, что, выявляя и утилизируя социальные ценности, психолог не должен быть связан ими. Утилизируя социальные ценности как главное средство подключить стереотипы клиента и работать с ними, не нужно делать ошибочного вывода, будто они и "есть" клиент. Когнитивный психолог признает в клиенте личность, чей потенциал далеко выходит за пределы социальных ограничений. Подключая социальные ценности, с которыми он себя отождествляет, человек может вызвать у себя такие внутренние процессы, которые позволят ему глубже ощутить свое собственное "я". Так поддержка стереотипа при подключении к глубинной сущности личности позволяет человеку расширить этот стереотип.

Намерения
Значимое действие проистекает из ясного намерения. Другими словами, намерение - это главное средство, с помощью которого идея - фундаментальная предпосылка, первичная категория или побуждение, организующая тема или принцип, мотивация и т.д. - воплощается в переживание через действия, восприятие, познание, эмоции и т.д.
Как и всякое искусственное средство (орудие), намерение может создавать новые способы существования или же поддерживать старые в зависимости от того, как оно используется. Поэтому важно, чтобы психологу были ясны намерения клиента (а следовательно, и психологу) в ходе терапии. Чтобы добиться этого, психолог ставит себе общий вопрос:
Какие новые варианты своих взаимоотношений вы хотели бы выработать?
В поисках ответа на этот вопрос психолога вскоре обнаруживает, что намерения могут выражаться и проявляться различными способами. Например, они могут быть позитивными или негативными, характеризующими то, что человек хочет или чего не хочет. Многие клиенты подчеркивают, чего они не хотят, - "я больше не хочу такого переживать", "я не хочу находиться в таком тревожном состоянии" и т.д. Такие негативные намерения могут на некоторое время затормозить какие-то нежелательные стереотипы, однако обычно их недостаточно, чтобы выработать новые стереотипы. Другими словами, если негативное намерение указывает на вторичный процесс сознательного регулирования (т.е. торможение или ограничение), то позитивное намерение отражает первичные процессы продуктивного самопроявления. Хотя важно и то и другое, позитивное намерение имеет особенно большое значение, когда речь идет главным образом о новых формах самопроявления. Поэтому психолог стремится, с одной стороны, признавать правомерность негативных намерений, а с другой - выявлять позитивные намерения: "я хочу иметь возможность чувствовать себя иначе и по-разному", "я хочу, чтобы общение с мужем успокаивало и ободряло меня" и т.д.
Намерения могут также выражаться либо в конструктивной, либо в деструктивной форме. Конструктивные намерения ведут к выработке какого-то нового состояния, позволяющего реализовать потенциальные возможности; они связаны с "ростом" новых самопроявлений и переживаний. Вот примеры:

1. Я хотел бы выработать новые способы испытывать познавательный интерес.
2. Я хочу относиться к отцу так, чтобы это вызывало у меня чувство удовлетворения.
3. Я хочу чувствовать, что сам управляю своей жизнью.

Деструктивные намерения связаны с устранением, диссоциированием или иным отрицанием самоотождествления с определенными аспектами своих ощущений. Например:

1. Я хочу избавиться от постоянно звучащего во мне голоса матери.
2. Я хочу разрушить все сомнения, которые испытываю.
3. Я хочу полностью забыть о своем прошлом.

В проблемных состояниях намерения часто выражаются в деструктивной форме, т.е. как ограничение набора возможных способов самопроявления путем исключения тех из них, которые нежелательны. Поскольку всякое повторяющееся переживание становится частью самоощущения (особенно когда оно отрицается), такие попытки в конечном счете саморазрушительны. Поэтому в поисках пути к желаемому состоянию психолог стремится использовать конструктивные выражения намерений таким образом, чтобы достигнуть цели лечения - расширения диапазона возможных самопроявлений.
Можно заметить далее, что деструктивные намерения ориентированы в прошлое; другими словами, предписывая избавиться от переживаний, имевших место в прошлом и все еще сохраняющихся, они в первую очередь направлены в прошлое человека. С другой стороны, конструктивное намерение направлено в будущее, т.е. на реализацию не реализованного в настоящем потенциала путем каких-то новых действий.
Наконец, намерения могут различаться еще и тем, насколько они привязаны к определенным структурам. Намерение - это общее побуждение или приказ выполнить то или иное условие, отождествляемое со своим "я"; структуры и стратегии - это структуры взаимодействий, предназначенные для его реализации. Несмотря на это различие, намерения нередко сливаются (т.е. смешиваются или путаются) со структурами, так что определенные образы, планы, действия и т.д. оказываются жестко привязанными к тому или иному намерению. Так, человек может быть убежден, скажем, что для того, чтобы быть услышанным, надо перекричать других. Это инвариантное прикрепление намерения (быть услышанным) к структуре (кричать на других) создает проблемы, поскольку изменчивое поле переживаний требует гибкости и вариабельности использования структур; в противном случае намерения остаются неосуществленными, и всякий раз, когда человек пытается применять "в еще большей мере" ту же самую структуру, появляются проблемы (см. Watzlawick, Weakland & Fisch, 1974). С нашей точки зрения, для трансформации этой проблемной ситуации необходимо в первую очередь сформулировать намерение, не зависящее от образов и других элементов структуры. Например:

1. Я хочу иметь возможность испытывать ощущения, чувствуя себя спокойно и безопасно.
2. Я хочу иметь возможность сам выбирать способ взаимоотношений с психологами.
3. Я хочу иметь возможность по-разному относиться к пище.

Выраженное на таком абстрактном уровне, намерение не уточняет, как будет структурировано переживание. После этого для дальнейшего "дефреймирования" поля внимания клиента используется наведение изменения, так что его продуктивные бессознательные процессы могут быть привлечены для переструктурирования структур в соответствии с текущими потребностями его "я".
Подведем итог сказанному до сих пор. Когнитивный психолог стремится вырабатывать намерения в позитивной, ориентированной в будущее и дефреймированной форме. Я не хочу сказать, что необходимо вести наступление на негативные, ориентированные в прошлое или привязанные к структурам элементы либо активно их подавлять, поскольку это означало бы усилить именно эти элементы. Наоборот, каждая такая пара рассматривается как взаимодополняющая: позитивное/негативное, конструктивное/деструктивное, прошлое/будущее, постоянное относительно структуры/вариабельное относительно структуры. Как и в любом случае взаимодополнительности, при переходе к действию какая-то одна из сторон выделяется как первичная ( Varela, 1979) . В проблемных состояниях обычно закрепляется такое выделение:

Намерение, часто выражаемое в проблемном контексте как

НЕГАТИВНОЕ/позитивное
ДЕСТРУКТИВНОЕ/конструктивное
ОРИЕНТИРОВАННОЕ В ПРОШЛОЕ/ориентированное в будущее
ПОСТОЯННОЕ ОТНОСИТЕЛЬНО СТРУКТУРЫ/вариабельное
относительно структуры.

Психолог признает правомерность таких выделений и подстраивается к ним, стремясь (ведя) к выделениям, более способствующим новым способам существования:

Намерение, выражаемое в контексте решения как

ПОЗИТИВНОЕ/негативное
КОНСТРУКТИВНОЕ/деструктивное
ОРИЕНТИРОВАННОЕ В БУДУЩЕЕ/ориентированное в прошлое
ВАРИАБЕЛЬНОЕ ОТНОСИТЕЛЬНО СТРУКТУРЫ/постоянное
относительно структуры.

Поэтому психолог стремится к тому, чтобы наполнить содержанием обе стороны взаимодополнительности, а затем (в темпе, соответствующем особенностям клиента) выводит на первый план ту сторону каждой пары, которая ориентирована на решение. В этом новом контексте прежние выражения намерений приобретают новое значение.
В заключение следует признать, что некоторые клиенты не хотят или не могут выявить в точности свои намерения. В таких случаях психолог может действовать по-разному. Превосходный метод - выявить намерение человека как "желание выявить свое намерение", а затем использовать изменения как процесс чувственного самоисследования и выявления намерения. Таким образом, бессознательное оказывается действующим фактором, который обнаруживает и раскрывает потребности "я".
Другой метод состоит в том, чтобы попросту обозначить в качестве намерений ощущаемые последствия повторяющегося у клиента проблемного стереотипа.
Как обычно и бывает, исследование показало, что эти последствия не наступают в других чувственных контекстах. Таким образом, каждое из последствий было обозначено как вариабельное относительно структуры намерение, которое в ходе психологического самоисследования может проявляться по-разному.
Намерения могут быть выяснены и другими способами. Некоторых клиентов можно отсылать домой с указанием вернуться, когда у них появится чувство, что они в какой-то степени осознают свое намерение в ходе консультирования. Других клиентов можно оставлять на 15-30 минут сидеть в кабинете психолога, предоставляя им возможность выяснить собственные интересы. Каким бы способом психолог ни пользовался, его Важнейшая цель, особенно на первых этапах, - побудить клиента размышлять о том, как он хотел бы развиваться дальше, стремясь к самосовершенствованию" [1, c. 191-201].
Литература:
1.Терапевтические трансы: Руководство по эриксоновской гипнотерапии. М.: Психотерапия, 2011.

Контекст
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/kontekst
Контекст (от лат. contextus - тесная связь, соединение) - обладающая смысловой завершенностью устная или письменная речь, позволяющая выяснить смысл и значение отдельных входящих в ее состав фрагментов (слов, выражений или отрывков текста).
Для отдельного высказывания, слова или словосочетания, входящих в состав целостного текста, контекстом являются другие (предшествующие или последующие) высказывания или весь текст в целом. Отсюда выражение: “понять по контексту”.
Для целостного текста контекстом выступают все другие тексты, функционирующие в той же социальной сфере. Так, для отдельного научного текста контекст является корпус других научных трудов (текстов) по данной специальности, для художественного произведения - другие художественные тексты и т. д.
Контекстный перевод
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/kontekstnyy_perevod
Контекстный перевод - перевод, обнаруживающий самый правдоподобный смысл для конкретного контекста. Расшифровка значения того или иного высказывания или реплики - это и собственно смысловой перевод, и вероятная личностная характеристика автора высказывания или реплики.
Очень полезно проверить себя, насколько глубоко и с какими особенностями вы делаете переводы того, что говорят вам (и не только вам) окружающие люди. Посмотрите фрагмент из фильм "Шоколад": Как вы понимаете смысл этого разговора? Переведите каждую реплику и запишите свои переводы. Посмотрите следующий видео-фрагмент с занятия группы "Личная жизнь: радость близких отношений" в Синтоне и сравните свои переводы с теми, которые давали другие участники тренинга. Возможный перевод, который предлагает проф. Н.И. Козлов, вы можете увидеть и услышать здесь ;
Умение делать переводы того, что говорят люди, полезно в самых разных областях. Житейский опыт подсказывает следующие переводы типовых женских фраз, характерных для ситуации знакомства:
«Я девушка сентиментальная» - у неё неуравновешенный характер, скорее всего росла в неполной семье. «Я девушка романтичная» - почти наверняка ей скучно со сверстниками. «Мне скучно со сверстниками» - мечтает о зрелой личности (то есть о мужике на 10 - 15 лет старше). «Сама не знаю, чего ищу» - то же самое. «Мечтаю о зрелой личности» - то есть либо хочет, чтобы её хорошо понимали, либо - чтобы хорошо обеспечивали. А по возможности и то, и другое вместе. «Хочу, чтобы меня понимали» - то есть хочет, чтобы слушались. «Хочу, чтобы меня во всём слушались» - скорее всего она не просто деспотична, но и закомплексована. Гиперкомпенсация, типа. Кроме того, почти наверняка захочет прибрать к рукам весь семейный бюджет. «Не люблю, когда меня анализируют, или хотят переделать» - то есть у неё не только внутренние проблемы, но и недостаток уступчивости. «Хочу, чтобы меня переделали» - то есть хочет, чтобы просто любили. «Мечтаю о настоящей любви» - очень хочет замуж. «Я давно хочу замуж» - все подруги уже обзавелись семьями. Вот и мама говорит, что давно пора... Сама же она не очень хочет. Иначе - давно бы вышла. Для женщины это куда проще, чем полагают иные, не очень дальновидные люди. «Я не хочу замуж» - то есть хочет настолько сильно, что даже этого боится. 
Не менее любопытно приглядеться к переводам (расшифровке) фраз из женских объявлений:
«Высокообразованная, интеллигентная девушка, 26/176/54» - «Выпускница пединститута, дочитавшая до половины роман Пелевина «Чапаев и Пустота». «Домашняя, скромная, верная» - «Все выходные и праздники сидит дома, потому что некуда и не с кем пойти». «Красивая, обаятельная натуральная блондинка» - «На качественную краску для волос и фирменную косметику ежемесячно уходит ползарплаты».
Что касается мужчин, то им важно, чтобы женщины понимали их более адекватно, и они самостоятельно разработали шпаргалку для лучшего понимания мужчин женщинами: "Мужской манифест".


Рецензии