Хворостянские углежоги

ФРОНТОВЫЕ БУДНИ ЗЕМЛЯКОВ - 3

    Осенью 1942 г. правительством  до райисполкомов был доведён план  набора на трудовой фронт в восточные области страны. Для выполнения этого плана отправили рабочих на Урал и из Хворостянского района, в том числе и жителей села Хворостянка: М. А. Альшанову, А. Г. Бутырина, Н. М. Гусеву, Л. С. Рябчихину, М. А Бутырину, А. Я. Цаприлову
    Всех погрузили в теплушки (так тогда называли товарные вагоны, приспособленные для перевозки людей).
       -  Прибыли в Челябинск, - рассказывает Анастасия Яковлевна Цаприлова.          
       - Через несколько дней поселили в бараках, где стояли двухъярусные кровати.
Оформили на работу. Помню, привезли нас в цех для производства древесного угля. Мы за свою жизнь в деревне таким делом никогда не занимались. Но освоились быстро.
         По её словам, древесный уголь добывался из берёзовых поленьев, только что спиленных, сырых, потому очень тяжёлых. Эти поленья загружали в печь вручную, поднося от вагонеток. Готовый уголь перегружался из вагонеток в товарные вагоны. Предназначался он для доменных печей, где выплавлялся металл для военной техники.
    Тяжёлый труд, суровый климат изматывали. Тем, кто работал непосредственно у угольных печей, дополнительно выдавали на день по килограмму хлеба. И всё же нередко случалось, что человек на рабочем месте падал от голода. Умерла и Люба Рябчихина. А ведь была женщиной крепкой. Там её и похоронили.
    Прошёл год, и хворостянцев вместе с другими отправили в город Златоуст. Там работать пришлось ещё тяжелее: жили в лесу в землянках и трудились под открытым небом. В отличие от челябинских печей, здешние оказались ещё примитивнее. Просто выкапывалась яма, в которую сначала укладывали сухую траву и ветки, а сверху берёзовые поленья. Сырые поленья не горели, а обугливались. Работали в любую погоду. План все смены обязаны были выполнять.
    Вернулись домой с трудового фронта хворостянцы незадолго до окончания войны.


Рецензии