Линейный надсмотрщик

ФРОНТОВЫЕ БУДНИ ЗЕМЛЯКОВ - 7.
 

    Непосредственного участия в боевых действиях Фёдору Фёдоровичу Тарасову принимать не довелось, но и лёгкой службу назвать нельзя.
    В 1944 г., в 17 лет, Тарасова вместе с другими одногодками 1927 года рождения призвали в армию.
-  Помню, более двух тысяч человек новобранцев разместили в товарные вагоны в г. Грязи, -вспоминает Фёдор Фёдорович. – Из нашего села призвали 7 человек. Состав пошёл на Поворино.
    И только на ст. Юг Пермской (тогда Молотовской) области, где дислоцировалась 47 учебно-стрелковая дивизия, новобранцам было приказано выгружаться. Строем повели в тайгу и разместили в больших землянках. Здесь прошли предварительную подготовку и через месяц направили кого куда: одних – на курсы шофёров, других – на Москву.
    На ст. Велейка, в 40 км от Вильнюса, командир дивизии генерал-майор Железняк, осмотрев совсем «зелёное» пополнение сказал:
-  На фронт я вас, сынки, не пущу. Вы мне здесь нужны, в тылу.
    Так оказался Фёдор Тарасов в 350-м отдельном полку войск правительственной связи, в должности линейного надсмотрщика.
        - 6,5-метровые столбы грузили и разгружали вручную, а затем ставили их.
Мы натягивали медные провода сечением в 3,5 мм. В этом главное отличие правительственной связи от обычной.
    Приказано было свыше протянуть эту связь от Вильнюса до Черняховска. Потом перебросили нас в Польшу, чтобы обеспечить связь Варшавы с Краковым, Белостоком и островом Мазовецк.
-  Днём мы устанавливали столбы и натягивали провода, - говорит Тарасов, - а ночью бандиты валили их.
    Кроме подобных диверсий, бандиты совершали ночные налёты на наши военные подразделения. Однако эти набеги не всегда были для них удачными: красноармейцы бдительно охраняли вверенные им объекты. Часто приходилось поднимать личный состав по тревоге и вступать с бандитами в бой.
-  В Люблинских лесах, - поясняет бывший связист, - по данным нашей разведки, пряталось свыше 50 тысяч бандитов, или бандеровцев, как мы их назвали.
    Действительно, внутренние войска и органы госбезопасности в 1944-45 годах столкнулись с совершенно новым явлением – подземной войной. После тщательного прочёсывания леса наши военные специалисты обнаружили разветвлённую сеть хорошо замаскированных подземных укрытий, или схронов.С помощью этих убежищ УПА (украинская повстанческая армия) могла вести партизанскую войну любой продолжительности. Бункера бандитов находились на глубине 5-7 метров, с печным отоплением и канализацией, выведенной к реке, куда рядом шёл подземный ход длинной 150 метров.
     Вот почему наши военные специалисты долгое время не могли разгадать этой хитрости. Только широкомасштабная операция «Висла» позволила подавить летом 1947 г. сопротивление УПА.
-  За два неполных месяца, - продолжает Тарасов, - было уничтожено 56 тысяч бандеровцев, 108 тысяч взято в плен. А в 1947 г. бандиты сдались.
    Три с половиной месяца вывозили из лесов продовольствие, оружие и боеприпасы. Всё это хранилось в подземных укрытиях.
     Однако и после бандиты, на время притихшие, не расставались с оружием.
-  Пашет, паразит, землю, а недалеко автомат заряженный лежит, – с возмущением вспоминает старик.
    Так вот и шла служба. Казалось, от линии фронта далеко, а вражеская пуля и здесь могла сразить…
    Домой пришёл в конце декабря 1949 года, после лечения в госпитале. Поступил на работу в аппарат Хворостянского райисполкома, где незаметно пролетели 10 лет. Последние годы работал инженером-электриком в совхозе «Хворостянский», откуда ушёл на заслуженный отдых.


Рецензии
Коля, спасибо за рассказ.
В свою очередь про моего деда:
"Линейный надсмотрщик 243 отдельной роты связи 161 Укрепленного Мазурского района кр-ец Филичкин Н.П. за время Великой Отечественной войны показал себя мужественным и отважным воином. Особенно отличился при строительстве и обслуживании линии связи на плацдарме за р.Нарев и при наступательных боях в районе Мазурских озер. Своей самоотверженной работой по исправлению повреждений на линиях связи под артиллерийско-минометным огнем врага способствовал выполнению боевых задач и успеху операций. При прорыве обороны немцев под д. Рог в Белоруссии в июне 1944 года вместе с 3 другими красноармейцами вплавь форсировал с матчастью связи труднопроходимое болото и оказался первым в траншеях врага, где действовал геройски, поддерживая связь с наступавшими в это время частями 161 УМР и Военно-полевой организацией штаба 161 УМР. Достоин правительственной награды медали «За отвагу»."

С уважением!

Дмитрий Филичкин   16.04.2016 23:21     Заявить о нарушении