Хворостянский чапаев

ФРОНТОВЫЕ БУДНИ ЗЕМЛЯКОВ - 8.

               
   Павлу Тимофеевичу Виндюрину исполнилось 52 года, когда его мобилизовали на трудовой фронт под Воронеж – строить оборонительные укрепления, чтобы преградить путь наступавшему врагу. Здесь получил контузию и в бессознательном состоянии попал к немцам в плен. В лагерях перенёс много лишений, мучился от сознания, что не может теперь бороться с ненавистным врагом. С болью в душе вспоминал погибшего на фронте сына, оставшихся в Хворостянке жену и детей.
    Но судьба распорядилась по-своему. Его взяли в качестве проводника большого немецкого обоза. Подумал Виндюрин и согласился с надеждой, что в дороге появится возможность убежать к партизанам. Ехали долго. Зачастили холодные дожди со снегом. Дороги раскисли. Мысль о побеге не оставляла Виндюрина, но выполнить задуманное возможности не представлялось совершенно: немцы с него не спускали глаз. Да и бежать было опасно: местные жители считали его предателем.
    И вот остановка в селе Омельник, что в Кировоградской области. Виндюрин расположился в хате Степана Митрофановича Волока. Тот косо смотрел на постояльца, притворившись глухим. Но Виндюрин сумел войти к нему в доверие и обо всём рассказал.
-  Посоветуй, отец, что мне делать с этими чертями? – сказал Виндюрин. – Я ведь немного понимаю по-немецки и узнал, что в обозе много продовольствия. Медикаментов и оружия. Жалко, если всё это будет направлено против наших бойцов.
    Старик понял всё и рассказал, какими дорогами ехать. Перед завтрашней дорогой Виндюрин решил побриться. Когда с бритьём было закончено. Павел Тимофеевич взял в руки ножницы и хотел укоротить усы.
-  Найн! Найн! – закричал подоспевший немецкий офицер. – Тщапаеф
    Офицер показывал на своем лице, изображая усы Чапаева. Пришлось усы оставить, какими были.
  А утром обоз отправился в путь. Виндюрин теперь знал, куда ехать. Головная повозка, запряжённая парой, опередив обоз метров на 300, медленно двигалась к Чёрному лесу. Старший офицер и сопровождавшие его солдаты ехали верхом на упряжных лошадях положили на повозку мешавшие им автоматы.
    Перед самым лесом Виндюрин свернул направо. Офицеру это не понравилось, и он крикнул:
-   Эй, поворачивай влево!
     Не раздумывая, Виндюрин схватил лежавший рядом автомат и нажал на курок. Офицер повалился набок. Сопровождавший его немец поднял руки.
    Виндюрин поспешил к спасительному лесу. Вот и опушка. Не успела повозка остановиться, как из-за деревьев выбежали трое. Павел Тимофеевич вкратце рассказал партизанам о приближающемся немецком отряде. Виндюрину повезло: это точно оказались партизаны из отряда «За Родину».
    Партизаны разгромили обоз противника в составе 300 подвод. Было убито около 700 немецких солдат и офицеров, захвачено 8 автомашин, две 152-миллиметровые пушки, 20 пулемётов, 800 винтовок, 460 гранат, 6000 патронов, 460 обозных и 150 верховых лошадей, большое количество обмундирования, продовольствия и медикаментов. Об этом сообщил в редакцию районной газеты «Заря коммунизма» командир партизанского отряда М. П. Кришталь.
    В отряде Виндюрин стал своим человеком. Сначала помогал на кухне, потом ухаживал за лошадьми. Позднее участвовал в боевых операциях.
В отряде пробыл до соединения с частями Красной Армии. Прошёл соответствующую проверку и вернулся домой.
    Примерно в 1958 г. в Хворостянку приехал корреспондент из Москвы, чтобы лично встретиться с Виндюриным и побеседовать о том, что произошло в Чёрном лесу. Спецкор сообщил, что Виндюрин был ещё в то время представлен к награде, что напишет об этом подвиге в центральной газете.
    Правда, обещанной награды Виндюрин так и не получил. Он о награде никогда и не думал. Шла война с гитлеровцами, и он выполнял свой воинский долг.


Рецензии