На фронт ушёл добровольцем

ФРОНТОВЫЕ БУДНИ ЗЕМЛЯКОВ - 9.
 
1.  БОЕВОЕ КРЕЩЕНИЕ .Через месяц после начала войны пришел в военкомат Николай Тимофеевич Нижегородов. В тот день, 27 июля 1941 года, ему еще не хватало нескольких дней до 18-летия: он родился 6 августа 1923 года. Можно ска¬зать, что на фронт Нижегородов ушёл добровольцем.
Большой и трудный путь прошел Николай Тимофеевич. Сначала школа связистов в Воронеже, затем школа НКВД под Москвой, где готовили личный состав для борьбы с диверсантами, ко¬торых забрасывали к нам с самолетов... Помнит курсант Нижегородов случай такой. Од¬нажды, в ноябре 1941 года, по школе НКВД объявили приказ: "Фашистские самолеты выбросили десант. Лес окружить, диверсантов взять в плен или ликвидировать в случае сопротивления". Курсанты вскоре встретились с врагом. Внешне десантники выглядели как красноармей¬цы и не вызывали подозре¬ний. Правда, речь их несколько отличалась едва за¬метным акцентом. Но это не значило, что неизвестные люди — диверсанты: в на¬шей многонациональной стране такое встречалось не¬редко. Группа незнакомых военных людей составляла добрую полусотню. Все с ав¬томатами.
Курсанты, выполняя приказ командиров, зажали десантников в кольцо и при-казали построиться в колон¬ну. При тщательном подсче¬те их оказалось 52 человека. Под конвоем повели для вы¬яснения. Командир десант¬ников на правильном рус¬ском языке убедительно до¬казывал, что они никакие не диверсанты, что они выпол¬няют тоже приказ по ликви¬дации выброшенного само¬лета немецкого десанта. И многие из нас засомнева-лись: а вдруг действительно это наши? Из-за сомнения оружие у десантников отби¬рать не стали. Вначале за¬держанные бойцы шли вроде бы спокойно, потом зашушука¬ли и неожиданно напали на конвой. Однако не застали курсантов врасплох. Затара¬торили автоматы, и через несколько минут все закончилось. Оставшиеся в живых вражеские лазутчики побросали автоматы и подняли руки. Их сдали в комендатуру. Это действительно ока¬зались немецкие десантни¬ки, получившие приказ под видом красноармейцев проникнуть в глубь нашей тер¬ритории, уничтожать наших командиров и сеять панику среди мирного населения.
2. ЗА "ЯЗЫКОМ".  Потом Нижегородова направили в 8-ю стрелковую дивизию, защищавшую в Подмосковье Волоколамское шоссе. Вражеские атаки следовали одна за другой. В одном из боев Николай был тяжело ранен. Два с полови¬ной месяца провел в госпитале. Затем, окончив полко¬вую школу по подготовке младшего комсостава, в августе 1942 года был перебро¬шен под Сталинград коман¬диром отделения.
В ноябре их дивизия по¬шла в наступление, чтобы соединиться с Юго-Западным фронтом. Успех зависел от хорошо налажен¬ной разведки.
Однажды потребовалось взять толкового "языка". Трое бойцов во главе с сер-жантом Нижегородовым от¬правились на выполнение этого трудного задания...Уже наступил декабрь. Ночь сто¬яла морозной и ветреной. Лицо обжигало словно паля¬щим солнцем. От долгого сидения в траншее в непос¬редственной близости от врага бойцы продрогли до костей.
Часа в три утра на снегу впереди зашевелились тени. Это оказалась вражеская разведка: фашисты тоже не дремали. Наши бойцы при¬готовились к выполнению главной задачи. Но на пути немцев оказалась убитая ло¬шадь, и голодные фашисты не упустили момента запа¬стись мясом... Однако воз¬вратиться назад и полако¬миться кониной им было не суждено. Наши разведчики — Николай Нижегородов, Геннадий Нестеров и Васи¬лий Тикунов, бесшумно подкравшись, взяли немцев без сопротивления.
Один из троих оказался офицером и дал ценные све¬дения... Той же ночью груп-пировка врага была застиг¬нута врасплох и уничтоже¬на... За эту операцию Ниже¬городов получил орден Красного Знамени, два его товарища награждены орде¬ном Красной Звезды.


Рецензии