Снайпер орехов

ФРОНТОВЫЕ БУДНИ ЗЕМЛЯКОВ - 11.

— Сколько бы лет ни прошло, годы войны никогда не забудутся, — говорит ве¬теран Великой Отечественной войны, житель деревни Ма¬лая Отрада Пушкинского сельского совета Виктор Иванович Орехов.-  Скоро вот будем праздновать 60-летие нашей Победы над фашистской Германией, а я до сих пор вижу во сне своих боевых товарищей и снова прохожу дорогами трудной войны.         
Мы сидим на ступень¬ках веранды. Дом Орехова утопает в саду. Над головой висят наливающиеся анто¬новки. Здесь покой, тишина и прохлада.
Виктор Иванович — смуглолицый 78-летний ста¬ричок — охотно согласился побеседовать о том, какой была жизнь в суровые годы войны.
      -  На фронт я был при¬зван в 17 лет 11 ноября 1943 года, — начал рассказывать В. И. Орехов. — Почему призывали 17-летних, навер¬ное, можно объяснить не¬хваткой личного состава в армии. Ведь с начала войны до ноября 1943 года народу призывного возраста полег¬ло на полях сражений много.
Служить Виктору Орехо¬ву довелось в прославленной Краснознаменной 40 стрел-ковой дивизии, получившей почетное наименование еще в 1938 году. Во время Вели¬кой Отечественной войны на Дальнем Востоке коман¬довал генерал Мерецков.
-  До самого конца вой¬ны мы шли пешим ходом,— вспоминает Виктор Ива¬нович. Сначала добирались до Харбина, потом до Ко¬реи. Наша задача заключа¬лась в том, чтобы выбивать японцев из городов. Добива¬ли их на сопках китайцы и корейцы.
Помнит В. И. Орехов, как приходилось наводить понтонные мосты, как коче¬нели ноги в холодной воде. Японцы, удирая от наших войск, взрывали после себя мосты. А как нелегко при¬ходилось красноармейцам при разминировании терри¬тории. Японцы укладывали мины по особому варианту, так что на первых порах на¬шим саперам пришлось столкнуться со сложной за¬дачей.
-  Потом-то поняли сек¬рет минирования японцами, но до этого наших ребят не¬мало ушло преждевременно из жизни, — сожалеет быв¬ший снайпер.
... Однажды в небольшом городке батальон, в котором находился снайпер Орехов, попал на территорию како¬го-то завода, где приюти¬лись отставшие японцы. Надо было перелезать через каменную стену. Бойцы по¬могли взобраться на стену сначала ст. лейтенанту Куз-нецову — командиру взвода. Потом Орехов поддерживал своего товарища, которого за руку сверху тащил лейте¬нант. Подал взводный руку и Орехову, чтобы помочь ему взобраться к ним на сте¬ну.
-  Я взялся за запястье лейтенанта, но почувствовал чей-то взгляд сзади. Огля-нулся: японец целится из нагана с противоположной стороны. По стволу ,я опре¬делил: метится не в меня, а выше, т. е. в лейтенанта. Я резко дернул за руку, и лей¬тенант свалился к моим но¬гам.
    В этот же момент раз¬дался выстрел. Пуля удари¬лась в каменную стену и, взвизгнув, отлетела в сторо¬ну. Я не растерялся: метким выстрелом из снайперской винтовки свалил японца.
За спасение командира Орехов был награжден ме¬далью "За боевые заслуги''... Хорошо, что командир взво¬да не забыл об этом случае, доложил по команде. А сколько раз случалось, когда подобных поступков никто не замечал или никто не знал, кто его совершил. Не до этого  было.
... Батальон выбрался из города. Дорога шла вблизи какой-то реки. Попробовали, было, пройти дальше, как вдруг сверху, со скалы, за¬строчили японские пулеме¬ты. Это были смертники, прикованные к пулеметам цепями. Им терять было не¬чего. Причем обойти этот участок пути было невоз¬можно. Командир батальона поставил задачу: на данном участке отвлекать японцев, делая вид, что красноармей¬цы намереваются преодолеть смертную зону, а другой группе бойцов вернуться на¬зад, сделать обход, незамет¬но подобраться и уничто-жить противника.
-  Перехитрили мы их все же, — вспоминает Оре¬хов. — Подобравшиеся наши бойцы застали японцев врасплох и всех уничтожи¬ли.
После этой операции ба¬тальон вошел в г. Сясьму, где располагался лагерь для заключенных разных стран. Захватили лагерь, освободи¬ли узников и продолжили поход. Наступление наших войск продолжилось. И только 2 сентября 1945 года вторая мировая война была объявлена законченной. На¬ши войска были выведены из Кореи - Два года мы находи¬лись еще в Пхеньяне. Потом служба продолжилась в Со¬юзе до 1950 года, — закан¬чивает рассказ Виктор Ива¬нович Орехов.
Показал Виктор Ивано¬вич свой домашний архив. Бережно хранятся докумен¬ты, связанные с прохожде¬нием боевой службы. Здесь удостоверения к медалям и сами медали "За боевые за¬слуги", "За победу над Япо¬нией", благодарность Стали¬на "За отличные боевые дей¬ствия" и орден Отечествен¬ной войны 2-й степени. Хо¬роший альбом с послевоен¬ными фотографиями.
-  Всем мы в нашей де¬ревеньке довольны, — гово¬рит в заключение бывший снайпер. - Вот и телефон на улице поставили (имеется в виду таксофон). Теперь с большой зем¬лей связь есть. А вот с доро¬гой у нас пока проблема: в весеннюю и осеннюю рас¬путицу добраться до нас можно только на гусенич¬ном тракторе... Хотя бы ще-бенкой засыпали...
               


Рецензии