Юность, опалённая войной

ФРОНТОВЫЕ БУДНИ ЗЕМЛЯКОВ - 17.

 Неумолимое время оставляет в живых все меньше и меньше людей, прошедших трудные дороги Великой Отечественной войны. Девятый десяток разменял ветеран войны со станции Хворостянка Иван Дмитриевич Парамонов. Время посеребрило его волосы, избороздило лицо морщинами. Всему этому есть веские причины: он прошел всю войну и до ее начала не искал в жизни проторенных путей, не прятался от трудностей, не боялся никакой работы. Белоручкой не стал потому, что родился и вырос в многодетной семье. В школе учился хорошо, что дало возможность ему поступить в Воронежский железнодорожный техникум на паровозное отделение. И там хорошо учился. Но закончить техникум.
 БОЕВОЕ КРЕЩЕНИЕ  В октябре 1944 года после тяжелых оборонитель¬ных боев в Воронеж прибыла для пополнения 45 стрелковая дивизия. Здесь она приняла в свои ряды 8 тысяч рабочих и служащих. В эту дивизию попадает и Иван Парамонов.

С декабря 1941 г. по июнь 1942 г. 45-я стрелковая дивизия вела боевые действия на подступах к Воронежу: у Касторной, Тима, Старого Оскола. Запомнились Ивану Парамонову сражения у сел Хрестищево и Беседино.
  -  У села Хрестищево получил "боевое крещение",- говорит ветеран войны.
Страшно было, не скрываю, ведь в свои 19 неполных лет подобного испытывать не приходилось. Народу там полегло ужас сколько. Правда,
мне тогда, можно сказать , повезло: разорвало вещмешок да каблук от ботинка оторвало.
А бой продолжался. Казалось, ему и конца не будет. Вот поблизости разорвался снаряд — и пулеметчиков землею со снегом вперемешку обдало, пулемет отбросило. Возиться с ним некогда. Живые подбирают на ходу оружие убитых солдат и продолжают бой. Ивану Парамонову везло: отделывался легкими царапинами.
-  Мне тогда, можно сказать, повезло: разорвало вещмешок да каблук
от ботинка оторвало.
   -  А вот 6-е февраля 1942 года запомнил хорошо,- продолжает Парамонов
Бой разгорелся сильный. Село полыхало, озаряя местность вокруг. Весь напор принял на себя 61-й полк.               
-   Крепко нам досталось тогда, — не скрывает Иван Дмитриевич.  — Особенно неприятно стало, когда с правого фланга появились танки противника. Настоящая мясорубка была...
Прижался к снегу 61-й полк, напружинился. Вдруг совсем рядом два вражеских Тигра" ползут, всё подминая на своем пути. Никому не хотелось умирать в расцвете лет. И вдруг сзади послышался громкий крик нашего бойца:
-  А ну давай попробуем, кто сильней?!
   
И пополз смельчак навстречу танку. Прилег в воронку, пропустил танк и - бац гранатой! Был танк, да не стало. И с другим также поступил боец. Осмелели красноармейцы, оказывается, и с "Тиграми" простые смертные люди могут справиться. Открыли лавинный огонь бойцы и короткими перебежками устремились вперед.
Через несколько минут упал смертельно раненный командир роты, за ним помкомвзвода. Вот когда пригодилась военная выучка, полученная Парамоновым в техникуме.
-  За мной! Вперед! - крикнул он, приняв командование на себя.
Рота поднялась. Однако фашисты сеяли пулеметным и автоматным огнем, даже снег вихрем поднимался. Не чувствовал Иван Парамонов, как царапнула по левой щеке и пробила ушную раковину пуля. Только когда за воротником стало влажно, понял, в чем дело. Но останавливаться для перевязки было некогда. До окраины села оставались считанные десятки метров. Оба фланга дивизии уже действовали в Беседино, выкуривая оставшихся немецких солдат.
-  Но мне завершить атаку не довелось, — с сожалением  говорит  Иван Дмитриевич, - не при¬шлось увидеть побежденных на этом участке фрицев. На этот раз ранило в ногу.
Вместе с другими Парамонова вынесли с поля боя санитары. Раненых на пулеметных повозках отправили в медсанбат. Потом переправили в Воронеж, оттуда с гипсовой повязкой доставили в г. Баку. Ногу раздробило так, что пришлось врачам собирать ее по косточкам.
-  Я благодарен врачам: нога хоть и короче стала на 3 см, но осталась, - говорит И. Д. Парамонов. - Она пригодилась мне на всю жизнь...          
В БАТАЛЬОНЕ  ОБСЛУЖИВАНИЯ Весной 1943 г„ в апреле, Иван Парамонов был выписан из госпиталя, с нежеланной для него формулировкой:" Годен к нестроевой службе." Обидно стало, что теперь повоевать с фашистами не придется. Но изменить уже ничего было нельзя На пункте формирования Парамонова зачисляют в 488-ой батальон обслуживания 17 воздушной армии командиром отделения. Через некоторое время Парамонову вручают орден Отечественной войны 1-ой степени за бой в селе Беседино. Точнее, за то, что при гибели командира роты и помкомвзвода Парамонов принял командование по собственной инициативе и обеспечил продвижение роты вперед.
Теперь Иван Парамонов в батальоне обслуживания, который находится далеко от линии фронта.
После войны старшина роты Парамонов, прослужил до марта 1947 года. Прошел Болгарию, Румынию, Венгрию и Югославию.
Однажды в конце мая командир роты вызвал к себе 5 человек во главе со старшим лейтенантом Улубабовым и зачитал приказ. Заправили полуторку, в кузов закатили бочку с бензином и поехали. Вел машину старший сержант Силенко. Пока было светло, никаких происшествий не случилось. А вот вечером, примерно часов в 11, машина вдруг наткнулась на противотанковые мины. Прогремел взрыв, красноармейцев выбросило из кузова.
-  Пришел я в себя, - вспоминает Парамонов, - и слышу: "Помогите..." Голос такой хриплый. Подходим, а это лейтенант Улубабов лежит, кровью подплывает.
-  Пристрелите меня, хлопцы...  Прошу вас, - сквозь слезы говорит Улубабов. Оказалось, что он остался с одной рукой. Оказали первую помощь. И на этот раз пригодилась подготовка в техникуме.
На встречной машине отправили Улубабова в госпиталь. За остальными бойцами пришла машина только вечером. Командир роты очень сожалел о происшедшем. Через некоторое время Улубабов выписался из госпиталя и заехал в свой батальон. Вместо руки болтал¬ся рукав. Лейтенант просил командира батальона оставить его при части.
-  Когда прибыл в батальон Улубабов, то в первую очередь стал разыскивать меня, — рассказывает И. Д. Парамонов. — Мне сказали об этом, и я сразу к нему. Улубабов обнял меня одной рукой и несколько раз повторил:" Вот мой спаситель... Век буду помнить тебя, Иван".               
КАКАЯ Ж ПЕСНЯ БЕЗ ИВАНА...  Дома долго отдыхать не пришлось: приближалась весенне-полевая кампания. Ивана Дмитриевича пригласили в Хворостянскую МТС. Через три месяца учебы он приступил к работе радистом, обеспечивая связь с тракторными бригадами с помощью радиостанции "Урожай". Десять лет прошли незаметно. Затем отдел народного образования предложил ИД. Парамонову работу в школе учителем трудового обучения. Изучали трактора и электротехнику. И еще десять лет прошли быстро.
Последние годы И. Д. Парамонов занимал разные должности в совхозе "Хворостянский": был председателем рабочкома, инженером по технике безопасности, заведующим мехмастерскими.
Но и пенсионер Иван Дмитриевич не сидел без дела. Он долгое время пел в хоре Хворостянского ДК. Добился твердого покрытия дороги на ул. Ленинской, где живут в основном пенсионеры. Долго добивался телефонизации, газификации домов на той же улице.
- Хотелось бы выразить большую благодарность гла¬ве районной администрации В. В. Тонких за чуткое отношение к просьбе пенсионеров,-  говорит ветеран войны. — Теперь мы с голубым топливом и с телефонами.
Вот такой он, ветеран Великой Отечественной войны. Прямой своей обязанностью до нынешних времен, когда И. Д. Парамонову перевалило за 8-ой десяток, он считает работу с молодежью по военно-патриотическому воспитанию. Он всегда охотно откликается на приглашение педагогов местной школы и приходит к учащимся рассказать, какой ценой нашему народу досталась Победа. Дети внимательно слушают старого солдата, задают вопросы по интересующим их темам. Иван Дмитриевич доступно объясняет.
... Пока наша беседа касалась только военной темы, Иван Дмитриевич сдерживался. А вот когда речь зашла о супруге, которая умерла восемь лет назад, Иван Дмитриевич, не стесняясь, заплакал.
-  Теперь вот доживаю свой век с сыном Николаем. Плохо без хозяйки. Нет уюта в доме, хотя сын мне во всем помогает, — заканчивает рассказ ветеран войны. — Да и сам стараюсь не раскисать...


Рецензии