Молитва с кулаками. Новому веку новые пастыри

Молитва с кулаками. Новому веку – новые «пастыри».

          Очередной фильм режиссёра Скотта Стюарта «The Priest», что российские кинодельцы для пущего эффекта решили перевести громким словом «Пастырь» (хотя ближе по этимологии были бы «жрец» или «священник»), в первую очередь этим самым нетипичным для китча названием и привлекает. Помимо этого, отклики уже посмотревших и прочитанная аннотация вводят реципиента сначала в скепсис, потом в состояние недоумения и светского любопытства: оказывается, опус-де о вампирах … «Совместить несовместимое» – доминирующий девиз конца ХХ столетия, и ты уже вовлечён в орбиту постижения ещё одного детища масскульта.
          Нет, как выясняется, речь в триллере идёт не о пастыре ДЛЯ вампиров, как можно сначала из обрывков имеющихся сведений предположить (и Слава Богу! ибо таковых в чёртовой – в переносном и прямом смыслах – шоубиз-индустрии уже предостаточно…), а о Пастыре ПРОТИВ таковых. Его ненависть к кровососущим столь же велика, сколь велика и жертва, некогда принесённая им на алтарь Справедливости; кресты, вылетающие из его Евангелия, не менее остры и смертоносны, чем сюрикэны средневековых японских ниндзя; реакция быстра как настоящая молния, а бойцовская решимость неутомима. В отличие от диктора, озвучивающего пролог к основной истории и проявляющего нотки сомнения по поводу правомерности Войны, разрушающей планету, он отлично понимает: компромисса с тёмной стороной нет и быть не может, ибо деструктивная природа (= сущность) зла неизменна. Человек либо идёт на попятную и становится жертвой впустую, либо находит в себе мужество сражаться, – третьего не дано. Договор со злом – это тоже зло, и никакие «ночные дозоры» С. Лукьяненко, повествующие о мнимом равновесии (надо заметить, весьма далёком от оригинальных идей даосизма), тут в аналогии не годятся, ибо очевидность слишком мрачна, чтобы в её наличии сомневаться.
          Однако, при всём положительном пафосе фильм местами чрезмерно, как и большинство других американских лент, пестрит техническими спецэффектами; неясны глубина моральной ответственности главного героя по поводу его семьи, покинутой в глубоком детстве дочери (из-за необходимости выполнения гражданского долга), степень нравственного отчуждения и самоотчуждения, а также остаются размытыми выводы, на которые кино с ТАКИМ названием должно было бы натолкнуть зрителя. Весьма уродливо и нестандартно по сравнению с классикой жанра изображены вампиры, аккумулирующие в себе отрицательные черты чуть ли не всех предыдущих «блокбастеров» (правомернее было бы заменить на «бастардов»!), и никакого сочувствия они точно не вызывают – куда как сложнее наша многогранная, а не киношная реальность, где информационные вампиры (зарубежные интриганы и внутренние предатели) более скрытны и изощренны в своих злодеяниях, порою коварно и расчётливо провоцируют людей на сочувствие, жалость и прочие эмоции по отношению к себе при полной беспощадности по отношению к своим заклятым врагам … Жаль только, что нравственно полноценных Пастырей не так уж и много. Чем бесспорно хороша задумка автора фильма, так это тем, что он даёт Надежду, – Надежду на то, что НАША ПОБЕДА не за горами!


17 июня 2011



Рецензия была написана для участия в конкурсе «КиноНовгород» (2011, организатор - киноцентр «Новгород»).


Рецензии