Молитва с кулаками. Новому веку новые пастыри
Очередной фильм режиссёра Скотта Стюарта «The Priest», что российские кинодельцы для пущего эффекта решили перевести громким словом «Пастырь» (хотя ближе по этимологии были бы «жрец» или «священник»), в первую очередь этим самым нетипичным для китча названием и привлекает. Помимо этого, отклики уже посмотревших и прочитанная аннотация вводят реципиента сначала в скепсис, потом в состояние недоумения и светского любопытства: оказывается, опус-де о вампирах … «Совместить несовместимое» – доминирующий девиз конца ХХ столетия, и ты уже вовлечён в орбиту постижения ещё одного детища масскульта.
Нет, как выясняется, речь в триллере идёт не о пастыре ДЛЯ вампиров, как можно сначала из обрывков имеющихся сведений предположить (и Слава Богу! ибо таковых в чёртовой – в переносном и прямом смыслах – шоубиз-индустрии уже предостаточно…), а о Пастыре ПРОТИВ таковых. Его ненависть к кровососущим столь же велика, сколь велика и жертва, некогда принесённая им на алтарь Справедливости; кресты, вылетающие из его Евангелия, не менее остры и смертоносны, чем сюрикэны средневековых японских ниндзя; реакция быстра как настоящая молния, а бойцовская решимость неутомима. В отличие от диктора, озвучивающего пролог к основной истории и проявляющего нотки сомнения по поводу правомерности Войны, разрушающей планету, он отлично понимает: компромисса с тёмной стороной нет и быть не может, ибо деструктивная природа (= сущность) зла неизменна. Человек либо идёт на попятную и становится жертвой впустую, либо находит в себе мужество сражаться, – третьего не дано. Договор со злом – это тоже зло, и никакие «ночные дозоры» С. Лукьяненко, повествующие о мнимом равновесии (надо заметить, весьма далёком от оригинальных идей даосизма), тут в аналогии не годятся, ибо очевидность слишком мрачна, чтобы в её наличии сомневаться.
Однако, при всём положительном пафосе фильм местами чрезмерно, как и большинство других американских лент, пестрит техническими спецэффектами; неясны глубина моральной ответственности главного героя по поводу его семьи, покинутой в глубоком детстве дочери (из-за необходимости выполнения гражданского долга), степень нравственного отчуждения и самоотчуждения, а также остаются размытыми выводы, на которые кино с ТАКИМ названием должно было бы натолкнуть зрителя. Весьма уродливо и нестандартно по сравнению с классикой жанра изображены вампиры, аккумулирующие в себе отрицательные черты чуть ли не всех предыдущих «блокбастеров» (правомернее было бы заменить на «бастардов»!), и никакого сочувствия они точно не вызывают – куда как сложнее наша многогранная, а не киношная реальность, где информационные вампиры (зарубежные интриганы и внутренние предатели) более скрытны и изощренны в своих злодеяниях, порою коварно и расчётливо провоцируют людей на сочувствие, жалость и прочие эмоции по отношению к себе при полной беспощадности по отношению к своим заклятым врагам … Жаль только, что нравственно полноценных Пастырей не так уж и много. Чем бесспорно хороша задумка автора фильма, так это тем, что он даёт Надежду, – Надежду на то, что НАША ПОБЕДА не за горами!
17 июня 2011
Рецензия была написана для участия в конкурсе «КиноНовгород» (2011, организатор - киноцентр «Новгород»).
Свидетельство о публикации №212010900083