Эзоп

Кто же не знает Эзопа!?
А ведь каждый из нас знает его по-разному, в этом вся прелесть человеческого восприятия. Но ведь и каждую басню Эзопа мы воспринимаем по-разному, если, конечно, задумываемся над глубинным смыслом, а не только над сюжетом, лежащим на поверхности... но давайте по порядку все-таки.



Историческая справка

Эзоп (др.-греч.) — полулегендарная фигура древнегреческой литературы,
баснописец, живший в VI веке до н. э.

 
       Был ли Эзоп историческим лицом — сказать невозможно. Научной традиции о жизни Эзопа не существовало. Геродот (II, 134) пишет, что Эзоп был рабом некого Иадмона с острова Самос, жил во времена египетского царя Амасиса (570—526 до н. э.) и был убит дельфийцами. Гераклид Понтийский сто с лишним лет спустя пишет, что Эзоп происходил из Фракии, был современником Ферекида, и первого его хозяина звали Ксанф, но эти данные он извлекает из того же рассказа Геродота путем ненадежных умозаключений. Аристофан («Осы», 422 г. до н. э. ) уже сообщает подробности о смерти Эзопа — бродячий мотив подброшенной чаши, послужившей поводом для его обвинения, и басню об орле и жуке, рассказанную им перед смертью. Комик Платон (конец V в.) уже упоминает и о посмертных перевоплощениях души Эзопа. Комик Алексид (конец IV в.), написавший комедию «Эзоп», сталкивает своего героя с Солоном, то есть уже вплетает легенду об Эзопе в цикл легенд о семи мудрецах и царе Крезе. Его современник Лисипп также знал эту версию, изображая Эзопа во главе семи мудрецов). Рабство у Ксанфа, связь с семью мудрецами, смерть от коварства дельфийских жрецов,— все эти мотивы стали звеньями последующей эзоповской легенды, ядро которой сложилось уже к концу IV в. до н. э.
Древность не сомневалась в историчности Эзопа, Возрождение впервые поставило этот вопрос под сомнение (Лютер), филология XVIII в. обосновала это сомнение (Ричард Бентли), филология XIX в. довела его до предела (Отто Крузиус и за ним Резерфорд утверждали мифичность Эзопа с решительностью, характерной для гиперкритицизма их эпохи), XX век стал вновь склоняться к допущению исторического прототипа образа Эзопа.


Что можно добавить?


       XXI век объединяет все вышеизложенные версии одной, утверждающей многомерность реальности. Действительно, существовал исторический прототип образа Эзопа, раба, ставшего свободным благодаря мудрости, существует легендарный автор басен, на которого указывают многие древние и современные авторы, и существует собирательный образ современника, сохраняющего и умножающего наследие древнего баснописца. Басни Эзопа - неувядаемый венок мудрости народной -  реконструируемые сотворчеством авторов, живут новой жизнью на портале "Сказки Мудрецов".




Под именем Эзопа сохранился сборник басен (из 426 коротких произведений) в прозаическом изложении. Есть основание предполагать, что в эпоху Аристофана (конец V в.) в Афинах был известен письменный сборник Эзоповых басен, по которому учили детей в школе; «ты невежда и лентяй, даже Эзопа не выучил», — говорит у Аристофана одно действующее лицо. Это были прозаические пересказы, без особой художественной обработки. В действительности, в так называемый Эзопов сборник вошли басни разных эпох.

        Учитывая время и место жизни Эзопа, события из его жизнеописания, эзотерическое и воспитательное значение басен, можно с уверенностью полагать, что в составлении первых сборников басен принимали активное участие пифагорейцы Школы великого посвященного Пифагора. И в настоящее время пифагорейцы продолжают и сохраняют традиции, давая новую жизнь и новое звучание басням Эзопа в реалиях проекта сотворчества "Галактический Ковчег".

Что может служить подтверждением такой догадки? 

Пожалуй, тот факт, что Деметрий Фалерский  был хорошо знаком и, скорее всего, был приверженцем пифагорейского учения, ибо учился у Теофраста, а сам Теофраст (370 до н. э., — 285 до н. э.), — древнегреческий философ, естествоиспытатель, теоретик музыки, почитается родоначальником истории философии, следовательно, и пифагорейской традиции, ведь именно  Пифагор был первым, кто назвался философом.  Кроме того, Теофраст  учился в Афинах у Платона, высоко ценившего и наследовавшего пифагорейские идеи, а затем у Аристотеля, хорошо изучившего пифагорейскую науку,  и сделался его ближайшим другом, а в 323 году до н. э. — стал преемником на посту главы школы перипатетиков (Ликея). Учение ранних пифагорейцев известно нам по свидетельствам Платона и Аристотеля, а также по немногим фрагментам Филолая, которые признаются подлинными. Действительно, Пифагора в те времена знала вся Древняя Греция и далеко за её пределами шла слава божественно-вдохновлённого  Учителя людей,  его и почитали первым философом, основателем первой философской школы пифагорейцев.


Поэтому в первые сборники басен Деметрием сознательно были включены  не только тексты, которые могли принадлежать автору или авторам YI в. до н.э., но и позднейшие по времени,  включалось большинство сочинений, соответствовавших критериям мировоззренческой близости и жанровой общности формы «эзоповой басни». Самым важным при составлении сборников «Эзоповых басен» Деметрий полагал именно воспитательную ценность произведения.  Деметрий Фалерский проявил себя не только в роли собирателя, исследователя и издателя «эзоповых басен»,  но также и в качестве автора некоторых из них.


Со временем сборники басен, предназначенные для широкого распространения нравственных законов через увлекательные и доступные короткие истории, иносказательные басни,  дополнялись наиболее изящными произведениями неизвестных авторов, почитавших за честь увидеть сочинённые ими басни в сборниках Эзопа, чьё имя стало родовым именем баснописцев,  оно также хранит в себе глубокое значение для внимательного читателя. Все события жизнеописания Эзопа, -  плод коллективного труда древних авторов, -  имеют экзотерическое и эзотерическое значения.

Родословная басни подробно изложена в книге «Басни Эзопа и Эхо» - http://online.pubhtml5.com/ucdb/cwny 
новая редакция 2019


Легендарный баснописец владел главным знанием - знанием законов мира внутреннего, связанного с миром внешним воедино. Поэтому можно сказать, что Эзоп и ныне жив, поскольку владеет сферичеким (интрасферным) мировосприятием.



Каков же ныне сохраняемый образ Эзопа?

Он  некрасив  был  телом,  только  вот  глаза…
Они  сияли,  словно  звезды  в  черном  небе,
Играли  весело, как  волны  в  вольном  беге,
Они  любили  мир,  хоть  в  них  жила  гроза…


Рабом  у  Ксанфа  был он,  часть  в  его  судьбе.  Тот  слыл  философом  на  острове  Самос,  без  затруднения  решал  любой  вопрос,  и  очень  дешево  купил  раба  себе: семьдесят  пять  динариев  стоил  раб  Эзоп, тогда  как  тысячи  просили  за  иных рабов  красивых,  сильных  или  молодых.  И Ксанф…  позарился:  - Сойдет, хоть и  урод.  А,  между  тем,  Эзоп  так  складно  говорил,  и  так  умно,  что  любопытно  и  послушать его  истории,  да  вкусненьким  откушать
из  древней  мудрости,  что  он  в  себе  носил…  Как   оказалось,  был  немым  вначале  он,  и  за  уродливость  свою  отправлен  в  поле  работать  пахарем…  Вот   в  этакой  неволе  случилось  чудо  с  ним,  как  дивный,  странный  сон…

Он  вдруг  увидел  деву  редкой  красоты:  служанка  царственной  Исиды…  заблудилась,   и подошла  спросить  дорогу  и…  смутилась,  увидев  рабства  безобразные  черты.  Эзоп  стал  знаками  ей  что-то  объяснять,  от  восхищения  забыв  про  все  на  свете  в  своем  бессмысленном,  но  искреннем  ответе,  и  скудной  пищею  своей  стал  угощать.  Потом  повел  ее  туда,  куда  хотела та  раскрасавица  служанка,  а  затем...  в  изнеможение  заснул,  устав  от  дел.  Когда ж  очнулся,  речь  от  уст  его  летела…






ЖИЗНЕОПИСАНИЕ   ЭЗОПА
БАСНИ ЭЗОПА
АНТИЧНЫЕ БАСНИ
на сайте -  Эзоп 2010 -
https://sites.google.com/site/ezop2010/





Приглашаем на Галактический День Эзопа,
который отмечается по традиции
на Галактическом Ковчеге первую
половину февраля ежегодно.



Изданы две электронные книги:
http://online.pubhtml5.com/ucdb/cwny  - Басни Эзопа и Эхо
http://online.pubhtml5.com/tqtb/jtwy  - История Эзопа


Рецензии
Эзоп МНОГИХ ПОРОДИЛ.
Уже известных и близких нам.
То есть реальных.
Поэтому.
Существовал ли он?
Уже ничего и не значит.
Ведь сегодня, по многим критическим размышлениям, человечество подобно аквариумным рыбкам.
Которых заселили в украшенный аквариум.
А украшения они считают делом "своих рук".
И закономерно, что источники постоянно жгут, ломают и перепродают куда-то, где они оставляют лишь мифические следы.

Солнца Г.И.   24.03.2016 17:51     Заявить о нарушении
Да, так и есть, вспомнилась суфийская притча - Слуга и дом - http://stihi.ru/2006/08/06-925
И ломают, перестраивают, перепродают Дом Эзопа - ЭЗ-отерического ОП-ыта...
но все это не зря!

Благодарю за внимание и отзыв, Солнца Г.И. Приглашаю на Пиры Эзопа, они у нас на галактическом Ковчеге не прекращаются.

С теплом и солнышком,

Феано   25.03.2016 09:04   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.