Памяти школьной подруги Эммы

Школа – это самые лучшие мои годы. Тогда не было  ни телевизоров, ни телефонов ( во всяком случае у моих друзей), дома было очень скучно, а в школе друзья, общение, учителя, кружки, в общем – жизнь1 Я была очень активной, всегда была организатором – старостой класса, председателем совета отряда и даже председателем совета дружины!
  Особенно мне нравились уроки литературы, нравилось писать сочинения, я сидела в библиотеке, читала критиков, вставляла в текст цитаты и потом с удовольствием слушала похвалу учителей в свой адрес. Грамотность тогда у меня была на подсознательном уровне, грамматику я воспринимала на слух, и это меня никогда не подводило. В школе я очень любила заниматься с «отстающими», с удовольствием оставалась с ними после уроков или приходила к ним домой и очень переживала, если  занятия не давали видимых результатов. Так я подружилась с Нонной Реймовой, которая была старше меня на пару лет. Училась она, конечно, не очень, но была интересной в общении и очень красивая. Ее сестра, Ольга, училась с нами в одном классе, была очень независимой и своенравной, и, по-моему, относилась ко мне настороженно.
   Раньше были школы женские и мужские, но когда  я перешла в 8-й класс, вышел указ об объединении их, классов стало больше, появился даже 8-е.,в который, помимо прочих, перевели и двух отличниц – Эмму Еникееву и меня.
  Эмма была  не такая, как все. Очень умная и развитая, но в некоторых вопросах, в особенности  бытовых, совершенно наивная и беспомощная. Она могла забыть надеть школьный фартук или прийти в разных чулках. Над ней посмеивались, а иногда даже просто издевались, но она никогда не злилась и только смущенно улыбалась.
   Мне с ней было очень интересно, она могла говорить о таких вещах, например, о мироздании или различных философиях, о которых я раньше даже не задумывалась.
  Мы обе все время участвовали во всяких мероприятиях, олимпиадах, она в математических, а я в литературных, но это не мешало нам часто встречаться и бурно обсуждать все новости.
   Мы обе кончили школу с золотой медалью, не прилагая к этому особых усилий. В то время это давало возможность поступать в любой институт без экзаменов после собеседования. Я уехала учиться в Москву, а Эмма поступила в университет на математический факультет в своем родном городе. После этого наши пути надолго разошлись.
   Прошло много лет. Я жила в Севастополе с мужем и сыном. И вдруг раздается звонок, - меня разыскали мои школьные подруги – Эмма и Лариса Лысенко ( она училась в параллельном классе и тоже получила золотую медаль). Эмма к тому времени защитила диссертацию и уехала в Ригу, где преподавала в университете, а Лариса жила с семьей в Ленинграде. Мы договорились летом встретиться у Ларисы, и эта встреча состоялась. Это было здорово! Мы гуляли по городу белыми ночами ( тогда это было возможно и безопасно), ходили в театры и музеи и говорили, говорили без конца, вспоминали школу, друзей и знакомых.
После этой встречи я несколько раз приезжала ненадолго к Эмме погостить в Ригу. Она жила одна в крошечной комнатушке в коммуналке в центре Риги, но это ее устраивало, она попрежнему не обращала внимания на бытовые неудобства, была вся в работе и общественной деятельности. Мы ездили на взморье, бродили по улицам Старой Риги, были  в Домском соборе, где я была навсегда покорена звуками органа.
   От нее я впервые услышала по тем временам крамольную мысль о скором крахе советской системы.  Она участвовала  в движении «Народный фронт Латвии», будучи дочерью еврейки и башкира, такой парадокс. Я  вступала  с ней в яростные споры, потому что была  полным «совком», но зерна сомнения в правильности советской системы все-таки запали в мою душу.
   А потом наступили лихие 90-е,развал Советского Союза, разруха, борьба за выживание.   Латвия получила независимость, а связь с Эммой снова прервалась.
   Недавно я случайно узнала, что она уехала на ПМЖ в Израиль к своей сестре, где вскоре и скончалась от тяжелой болезни.
   Хочу привести одно стихотворение, которое она написала в ответ на мою жалобу в разговоре, что на работе просто дохну от безделья, и, несмотря на хорошую зарплату, хочу ее бросить.
         
           Автор Еникеева Эмма Хасановна
            Написано в 80-е годы прошлого века.

Эпиграф.
Запрещается:
1. Спать на рабочем месте.
   (Из инструкции по технике безопасности)

Дремать медлительно и праздно
На ниве зряшного труда
Порой не так уж безобразно,
Как это мнится иногда.

Своя рубашка ближе к телу,
Спокойно лучше полежим.
К чему душой болеть за дело,
Смысл коего непостижим?

Терзающая ум дилемма:-
-Смириться или возникать?-
Это совсем не та проблема,
Где надо голову ломать.

Смириться? – да! Себе дороже!
Какого черта выступать?
Зарплату платят? Платят. Что же –
Спокойно можно дальше спать!

Не надо проявлять нахальство,
И, к горлу приставляя нож,
И так с пугливого начальства
Чего-то требовать. И все ж

Мир держится на тех, кто смеет,
Кто не склоняет головы
Ни перед теми, кто сильнее,
Ни перед гнусностью молвы!

Когда-нибудь спокойный голос
Прорвется сквозь маразмы фраз –
-Товарищи, король-то голый!-
(О,Господи, в который раз!)

И вновь мы будем мстить друг другу
За крах надуманных идей,
И кровь зальет простые руки
Советских трудовых людей.

Для вновь рожденного поэта
Я что-то злая чересчур.
Но Бог простит меня за это-
-Я крови точно не хочу!
          * * *


Рецензии
Здравствуйте, Ирина!
Замечательные воспоминания о школьных годах, о подругах-одноклассницах. Из этих воспоминаний и ваш портрет вырисовывается дополнительными красками. А какому читателю не интересно знать побольше об авторе? Я прочитала ваш рассказ с удовольствием, тем более, что с его героями тоже знакома. Эмма притягивала к себе подробными знаниями в любом вопросе. Поэтому с ней было всегда интересно. Я познакомилась с нею в Университете, учась на курс младше. У нас на физмат- факультете тогда был лишь один профессор - Рубинштейн, который потом уехал в Ригу, а затем и в Израиль. Помню, он у нас читал какой-то короткий спецкурс, который мы совсем не понимали. Но его это вовсе не интересовало, он всем поставил зачеты. Так вот Эмма, у которой Рубинштейн тоже что-то читал, говорила , что она наслаждается лекциями Рубинштейна. Я смотрела на Эмму с удивлением и восторгом. После окончания университета Эмма поехала за Рубинштейном в Рижский Университет преподавать. Быстро (на курсах) усвоила латышский язык и преподавала потом всю жизнь на латышском. А потом еще перевела ряд математических курсов на латышский, издала книги и подарила Университету.
Желаю Вам, Ира, дальнейших творческих успехов.

Галина Соломко   29.09.2014 14:46     Заявить о нарушении
Спасибо! Я заочно с Вами знакома через Ольгу, она очень хорошо о Вас отзывается, жаль, что нет возможности пообщаться лично. А Эмкин листочек со стихотворением(уже сильно пожелтевшим) я до сих пор храню.

Ира Кощ   29.09.2014 21:42   Заявить о нарушении
Кстати, профессор - Рубинштейн сказал про Эмму: "Первый раз встречаю такую умную женщину математика!"

Ольга Реймова   30.09.2014 01:11   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.