Песня о гетмане Сагайдачном

     17 марта 1950 года меня призвали в армию. Эшелон стоял на товарной станции. Меня провожала большая группа моих друзей, и мама с заплаканным лицом стояла среди них. Эшелон тронулся и вдруг его пассажиры-новобранцы запели модную тогда песню Соловьева-Седого на слова Галича:

                До свиданья, мама, не горюй,
                На прощанье сына поцелуй,
                До свиданья, мама, не горюй, не грусти,
                Пожелай нам доброго пути!

     На пересыльном пункте в пути к месту службы к нам, калужанам, присоединилась большая группа призывников с Украины, в частности с Галичины. Хлопцы кучно расселись прямо на траве и перекусывали, достав из торб домашнюю снедь и, конечно, сало.  А затем, в ожидании команды «по вагонам», стали петь украинские песни: про Галю молодую, которую казаки увезли с собой, про «дівчину, яка підманула, підвила», про гетмана Сагайдачного и многие другие. Песня про Сагайдачного почему-то запала мне в душу. Не словами – их я не понял, да и не расслышал их толком, а, скорее, – мелодией и исполнением.

     Спустя много лет, когда я после окончания военной службы поселился в Житомире, мы отмечали какое-то событие на  корпоративной вечеринке. Обильное  возлияние закончилось пением песен. Пели и русские, и проверенные временем советские песни: «Ой, мороз, мороз», «Вот кто-то с горочки спустился», «Что стоишь, качаясь, тонкая рябина» и многие другие. Пели, конечно, и народные украинские песни. И тут я спросил одну из запевал, а не знает ли она песню про Сагайдачного. Выяснилось, что знает, и я попросил её спеть. Песня показалась мне грустной, но и с юмором:

                Ой на горі та й женці жнуть
                А по-під горою, яром-долиною
                Козаки йдуть…

     А дальше в песне говорилось о том, что Сагайдачный променял жену на табак и трубку, а когда ему предложили вернуть табак и трубку и забрать жену назад, он ответил, что с женой надо возиться, а табак с трубкой казаку пригодится.

     Это была моя вторая и последняя встреча с этой песней. Тогда я не знал, что Сагайдачный был разорителем моего родного города Калуги. Позже я ознакомился с весьма непростой жизнью этого противоречивого человека. Оказалось, что в 1618 году он участвовал в походе польского королевича Владислава на Москву. Вот тогда он вместе со своими запорожцами захватил Калугу, опустошил её и сжёг деревянный соборный храм во имя Живоначальныя Троицы, в котором был похоронен Лжедмитрий II. Однако вскоре после этого, в 1620 году, он отправил посольство к русскому царю с предложением принять казаков на русскую службу, которое в вежливой форме царем Михаилом было отклонено.

     Вот такое продолжение имела песня о гетмане Сагайдачном, кстати, родом из Галичины, оставившем кровавый след на русской земле и о котором в советское время старались не упоминать.

Январь 2012 г.


Рецензии
Cпасибо, уважаемый Вадим, за интересную и поучительную историю!
Доброго творческого года и здоровья!
Жму руку!

Игорь Лебедевъ   17.01.2023 08:41     Заявить о нарушении
Игорь, добрый вечер!
Благодарю Вас за прочтение моего рассказа и отзыв на него. История о Дорошенко поучительная. В рассказе всё изложено кратко, а с подробностями при желании можно познакомиться в читательских отзывах и в моих на них ответах.

Здоровья и успехов!
С уважением -
Вадим Иванович

Вадим Прохоркин   19.01.2023 18:43   Заявить о нарушении
На это произведение написано 36 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.