Торрей - Психотерапия и знахарство

Торрей Е. Ф. Древний шаманизм, средневековое знахарство, современная психотерапия / Пер. с англ. Н.И. Дорофеева. - М. : Balbe, 2003. - 296 с. - ISBN 5-89395-201-8.

Классическая вещь, E.F. Torrey, несколько лет назад вышел у нас в упомянутом виде. Первое издание на родине автора датируется 1970-м годом, данное переработанное - видимо, концом 80-х (указаний я не обнаружила). И, к сожалению, не смогла уточнить, издавалась ли у нас эта вещь раньше - и выходила ли позже в другом переводе. Если кто-то встречал - подскажите. В моем распоряжении было изумительное по научной редактуре издание с переводом, сделавшим бы честь любому электронному переводчику. У владельца авторских прав на перевод прошу прощения за желчь, но к общепринятым вещам надо подходить серьезней. «Нитсше» и «Леви-Страусс» убивают наповал. Искала «Фройда» - к счастью, не нашла...

Тезисно пройдусь по тексту. Сразу оговорюсь, что это скорее конспект-цитатник, чем рецензия.

Автор, во-первых, выделяет универсальные компоненты психотерапии и, во-вторых, при этом указывает на то, что и расстройства, и психотерапия культурообусловлены (культурная относительность мышления). Попутно приводит массу этнографических примеров.


Итак, компоненты психотерапии:
1. Разделяемый взгляд на мир: принцип Румпельстилтскина, или принцип поименования.
Терапевт способен назвать причину возникновения проблем у клиента.
«В основе принципа Румпельстилтскина лежит важное допущение - что терапевт знает правильное имя, которое следует присвоить расстройству. А для того, чтобы знать правильное имя, терапевт должен разделять, хотя бы частично, взгляд на мир, присущий его пациенту, особенно ту часть этого взгляда на мир, которая непосредственно касается самого заболевания» (с.32).
Особенно важно, уточняет Торрей, чтобы клиент разделял причинность и классификацию затруднений, которую предлагает ему психотерапевт.

В качестве примера:
«<...>познакомимся с некоторыми результатами фактор-анализа симптомов японских психиатрических пациентов, сделанного антропологом Вильямом Каудиллом (сноска: W.Caudill and C. Shooler, “Symptom Patterns and Background Characteristics of Japanese Psychiatric Patiens,” Transcultural Psychiatric Reaserch 5 (October 1968), 133-7). Проявляющиеся симптомы разделились на шесть групп, четыре из которых в целом соответствовали западной классификации заболеваний (депрессия, мания, психопатия, психоз), и две группы не соответствовали. Одна из двух была шинкейшидзу, общепризнанное в Японии ментальное расстройство, состоящее из фобий, телесных жалоб, напряженности, испускания (??? очередной поклон переводчику) и самоотвращения. Другой была уагамама, характеризующаяся впадением в детство, апатией, негативизмом и эмоциональными всплесками".

"Другим примером того, сколь сильно система психотерапии может отличаться от западных моделей, является концепция сахаджа (уже не поручусь за точность - В.М.), являющаяся целью ментального здоровья в Индии. Как описывает его Д.С. Неки, один из ведущих индийских терапевтов, сахаджа это «продолжаемое состояние просветления, в котором эмпирическое знание является бесполезным и низшим, жизнь оказывается выше логики, и безвременье пресекает ход времени. Это не есть сознание какого-то отдельного уровня, но прямое знание тотальности всего бытия»  (сноска: J.H. Neki, Sahaja: “An Indian Ideal of Mental Health,” Psychiatry 38 (1975), 1-10). Вообразите на мгновение своего психиатра, психолога или социального работника психиатрической службы, объявляющего вам, что сахаджа должна стать целью вашей терапии, и вы почувствуете, сколь верна идея о полной зависимости систем психотерапии от культурного окружения".
(с. 42-43).

2. Личные качества психотерапевта. «Целебный человек».
Главное и универсальное качество терапевта, как бы он ни назывался (знахарь, шаман, гуру) - это искренность/симпатия/теплота.
В разных культурах терапевтом становятся по таким признакам как: наследственность, отличность от других, предназначение свыше. «Человек должен ощущать в себе внутреннюю силу и, не соблазняясь ею, тем не менее, осознавать ее мощь» (с. 68). Золотые слова.
Также важны, отмечает Торрей, качества психотерапевта, которые приписывает ему сам клиент. Это могут быть даже эстраординарные способности, в т.ч. умственные, а также обязательно порядочность, ответственность, прямой и твердый характер.

Торрей предельно раздвигает рамки понятия "психотерапевт". Духовный учитель - это все же  не доктор, однако он может выполнять функции, которые в западном обществе отданы только психотерапевту. Опять же, что ценно, Торрей приводит много примеров:
«Имеется широкое разнообразие взаимодействий между терапевтом и клиентом к рамках личностных взаимоотношений. В Гане и Сьерра-Леоне клиент может переехать в дом терапевта и проводить с ним или с ней время ежедневно в течение долгого периода. Клиенты в числе пяти - десяти человек могут жить вместе с терапевтом до двух лет. На другом конце спектра знахарь племени Ибан из Саравака, который навещает клиента в его длинном доме всего один раз за всю длительную поездку целителя по селениям, и этого считается для клиента вполне достаточным». (с.53).
Интересно по поводу ответственности: «В Британской Гвиане делом целителя является ассистировать при посвящениях. Он никогда не делает прогнозов и не берет на себя серьезной ответственности. За результаты терапии всегда отвечает клиент».
И сакраментальное: «Терапевты всех культур склонны винить в неудачном исходе лечения своих клиентов» (с.54). :))))))
Интересные выкладки про вознаграждение за труд терапевта (с. 54-55) - отсылаю к первоисточнику.

3. Ожидания клиента. Речь идет о вере, убежденности в позитивном исходе терапии.
В определенной мере, плацебо. Торрей прямо указывает: «Терапевты во всем мире используют множество техник и методов для повышения ожиданий клиентов и провоцирования эмоционального пробуждения». (с.75)
Первый фактор Торрей называет «комплексом здания» (спасибо переводчику, всё сразу понятно). Речь идет о вере в некий реально существующий социальный институт, "в ту дверь, которая ждет в конце паломничества». Видимо, по аналогии с храмом или клиникой.
Второй фактор Торрей видит в том, что психотерапевт (и это прописано в культуре) резко выделяется из массы людей. Для разнообразия он приводит близкий западному человеку пример: "В западной культурной традиции психотерапевты обособляются даже от своих лечащих собратьев по медицинским специальностям. Они одеваются по-другому, могут носить бороду, и редко рискуют быть перепутанными с хирургами или педиатрами». ( с. 77-78). Не уверена, что в нашей культурной реальности психотерапевт обращает на себя внимание на улице :)) но хозяин барин. В других культурах, указывает Торрей, наши коллеги тоже имеют свои регалии.
Третье. Подготовка терапевта и его репутация. Ну, тут как раз поспоритьне с чем.

4. Чувство контроля (mastery), или Синдром Супермена.
Почему супермена - не спрашивайте. Речь идет о том, что клиент находит в себе способность  справляться с проблемой самостоятельно. Мы бы сказали - эффект удочки!
Это могут быть установки, знания, навыки, первые положительные эффекты, а кроме этого - полученные от терапевта амулеты, тексты молитв и прочее, что дает возможность влиять на свои проблемы. Это может быть и особое Знание, т.о. Торрей снова указывает, что роль психотерапевта смыкается с ролью духовного и/или религиозного учителя.


Что же касается техник, то:
«Техники терапии, используемые во всем мире, удивительно похожи. Культуры... предпочитают определенные типы терапии или техник, поскольку они в большей мере совместимы с обычаями и ценностями данной культуры, но различия более количественные, нежели качественные. Более того, изучение техник, используемых в психотерапии, ясно дает понять, что важны вовсе не сами техники, но скорее тот факт, что техники усиливают четыре основных компоненты психотерапии». (с.95)


Рецензии