Краткое изложение учения гностика Валентина

Я уже неоднократно слышал от разных людей мнение, будто христианское вероучение возникло только в начале 4-го столетия. А те сотни тысяч христиан, которые выбирали смерть за Христа, презирая языческих богов, будто бы были гностиками.

Так говорят только те, кто не читал учителей Церкви 2 – 3 веков: Климента Римского, Игнатия Богоносца, Поликарпа Смирнского, Иустина Философа, Иринея Лионского, Климента Александрийского, Тертуллиана, Тациана, Афинагора, Феофила Антиохийского. В трудах этих преемников апостолов излагается то же самое учение Церкви, которое излагается отцами 4-го и последующих веков.

А чему же учили гностики? Для сравнения приведу учения гностиков, чтобы каждый мог прочитать и сделать вывод, похожи ли их учения на учение христианское.

Владимир Соловьёв самым выдающимся гностиком назвал Валентина. С него и начну.


ВАЛЕНТИН
---------------

Абсолютная полнота (Плерома) включает в себя следующее.

Во-первых, непознаваемый предсуществующий эон Бифос (Глубина, Предвечный, Первоначало, Первоотец, Хаос).

С Глубиной сосуществует эон Эннойя (Молчание, Мысль, Тишина, Милость).

И вот Глубина решил перенести себя в начало всех вещей. Для этого он заронил этот замысел, подобно семени, в лоно Молчания.

Произошло зачатие, и Молчание родила ещё два эона: Нус (Ум, Единородный, Отец всего) и Истину.

Ум и Истина, сочетавшись законным браком, породили следующую пару эонов: Смысл и Жизнь.

Смысл и Жизнь, вступив в супружеские отношения, родили ещё два эона: Человека и Церковь.

Эти четыре пары эонов составляют совершенную восьмерицу (огдоаду), которая не из недостатка или потребности, а по избытку внутреннего довольства и для нового прославления Глубины (Первоотца, Хаоса), рождают ещё 22 эона.

Все вместе 30 эонов и составляют выраженную полноту абсолютного бытия – Плерому.

Последний из тридцати эонов – женский – София. Она возгорается пламенным желанием непосредственно созерцать Глубину. Но такое непосредственное знание Глубины свойственно только его единородному сыну – Уму. А все прочие эоны участвуют в абсолютном ведении Глубины лишь опосредованно, по чину своего происхождения, через своих родителей. Женские же эоны, сверх того, обусловлены в этом и своими мужскими эонами. Однако София, презревши и своего законного супруга Желанного, и всю иерархию двадцати семи эонов, необузданно устремляется в бездну несказанной сущности. Но… её сумасшедшее желание не осуществилось – сколько она не билась, всё понапрасну! Тогда от невозможности проникнуть в Глубину София потеряла свой внутренний устой и выпала из порядка Плеромы. Она разрешилась бы во всеобщую субстанцию, если бы путь ей не преградил Орос (Предел, Крест, Очиститель, Воздаятель). Предел занимался тем, что всё приводил в должный порядок. Он исключил из Плеромы только бесформенное чадо Софии – Ахамот (Помышление), которое София умудрилась родить без отца. А Софию оставил в прежнем месте в Плероме.

Положительным результатом происшедшего беспорядка явилось произведение Умом двух новых эонов: Христа и Духа Святаго. Христос научил все эоны различать в Глубине его непостижимое от постижимого, сообщил эонам закон последовательности и сочетания эонов. А Святой Дух открыл эонам их существенное тождество, в силу которого всё в каждом и каждый во всех. Просвещённые эоны обрадовались, и произвели на свет (все вместе) ещё один эон – Иисуса (Спасителя). Иисус, как произошедший от всех, именуется так же Пан (Всё).

А извергнутое из Плеромы бесформенное чадо Софии – Ахамот – тем временем томилось во мраке и лишениях. Христос первый сжалился над Ахамот, снизошёл к ней и вложил в неё некоторый внутренний образ Плеромы, но только по существу, а не по знанию (т.е. бессознательную идею), чтобы Ахамот могла чувствовать и скорбь разлуки, и вместе с тем имела бы и светлое предощущение вечной жизни. Далее Христос удаляется домой, в Плерому, а устремившаяся за ним Ахамот удерживается Оросом (Пределом, Крестом, Очистителем, Воздаятелем). Тогда Ахамот приходит в сильнейшее смятение. Она сама была уже объективированной страстью Софии. А тут её собственные страсти объективируются – образуется МАТЕРИЯ. Жидкость – это слёзы Ахамот, свет – её улыбка, твёрдые тела – скорбь и печаль, демоны – страх, Демиург (космический ум) и душевные существа – стремление к утраченному.

После этого Христос послал к Ахамот Иисуса, который пробудил в Ахамот сознание. От созерцания сопровождающих Иисуса ангелов Ахамот родила духовное начало – семя будущих духовных людей – гностиков (пневматиков). Демиург, по внушению Ахамот, начал создавать видимый мир (из материала, порождённого Ахамот): семь небес, материальные стихии, земной мир, человека. В человека Ахамот неведомо для Демиурга вложила высшее духовное начало, обретённое ей от её сочетания с Иисусом.

Поэтому в человеке три начала: материальное, душевное (от Демиурга), духовное (от Ахамот). Люди с преобладанием материального начала – гилики – предопределены ко злу и гибели. Люди с преобладанием душевного начала – психики – имеют свободу выбора, они могут устремляться как к добру, так и ко злу. Психики могут спастись делами и верой, но никогда не могут достигнуть высшего совершенства и блаженства, которые предназначены для людей высшего сорта – гностиков (пневматиков). Гностики не нуждаются ни в вере, ни в делах, так как спасаются заложенным в них духовным семенем Ахамот.

Цель мирового процесса – чтобы малое духовное семя раскрылось, развилось и воспиталось через познание душевных и чувственных вещей. Цель пришествия на землю Иисуса – собрать всех имеющих в себе “семя жены” (Ахамот) и из бессознательных пневматиков превратить их в сознательных гностиков, открыв им истину о Небесном Первоотце (Глубине), о Плероме и об их собственном происхождении. Иисус воспринял от Демиурга и “душевного человека”, чтобы явиться и душевным, и праведных из них спасти, пробудив их к истинной вере и добрым делам. Материального в Иисусе не было (тело – кажущееся). Когда все гностики разовьют своё духовное начало, наступит конец мира. Ахамот окончательно соединится со Иисусом и войдёт в Плерому. Духи гностиков, приняв женский характер, войдут в сочетания с ангелами и также будут приняты в Плерому. Демиург и “душевные” праведники утвердятся навеки в своём небесном царстве – “среднем месте”. Материальный мир с плотскими людьми и демонами аннигилируется – из бытия претворится в небытие.


*  *  *

Таково учение гностика Валентина.

Неужели этот его бред похож на живое евангельское учение? То учение, которое изложено в четырёх канонических Евангелиях, апостольских посланиях, творениях апостольских учеников II века: Иринея Лионского, Иустина Философа, Климента Алексндрийского, Ипполита Римского, Тертуллиана и др.

А чему учили другие гностики?

Последователь Валентина Секунд внёс в идею Плеромы начало пифагорейского дуализма, различая в высшей осьмерице эонов правую и левую стороны, или свет и тьму.

Епифанес осложнил метафизическую часть системы диалектическими тонкостями.

Василид создал своё учение, исполненное апофатического духа, не похожее ни на христианство, ни на учение Валентина. Василид был дуалистом, близким к зороастризму, с тем отличием, что дуализм Василида носил не оптимистический, как у зороастрийцев, а пессимистический характер.


*  *  *

Вывод: христианское вероучение идёт от Иисуса Христа через апостолов и учеников апостолов. Гностики – это совершенно другая линия.

                2011 сент.


Рецензии
Здравствуйте! Дорогой Игорь Орловский!
Мне нравятся сочинения Владимира Соловьёва.
Есть смысл в указании на первенство гностика Валентина,
не смотря на то, что я сам себя считаю агностиком.
Исходя из принципа: "ДОВЕРЯЙ, НО! ПРОВЕРЯЙ!!!"
Благодарю за интересную Вашу публикацию.
С уважением, пенсионер, инженер электрик, на заслуженном отдыхе, Виктор Перепёлкин.

Виктор Перепёлкин   29.04.2012 01:37     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв!

Игорь Орловский   17.06.2012 21:51   Заявить о нарушении