Их жизнь. В краю голубых озёр. Книга 2. Часть 6

      На фото Людмилка Сорочкина...               
 


     Райку он встретил через пару дней, возвращаясь домой после работы. Она шла ему навстречу по тротуару, невысокая, изящная, очень миленькая. Ещё издали она разулыбалась ему, подняла левую руку, помахала в приветствии ладонью. Робка, таким же жестом, ответил ей, тоже улыбнулся, правда, сам чувствовал, что улыбка получилась невесёлая.

   - Привет! - Сказала Райка, по-прежнему улыбаясь.
   - Привет! - Ответил Робка.
   - Ты чего такой грустный? - Спросила она.
   - Да так, устал, наверно, - ответил он. - Да и радоваться-то, особенно, не из-за чего...
   - Что так? - Удивилась она.
   - Это ты виновата, Рая! - Буркнул он.
   - Я? - Поразилась она.
   - Конечно, ты! Если бы ты тогда, на Балу, не пригласила меня, всё у нас с Людмилой было бы хорошо. А так, она теперь, меня знать не желает... Понимаешь? Скажи, - он помедлил, - а зачем ты тогда меня пригласила? - Она задумалась.
   - Сама не знаю... Увидела тебя... У тебя было такое лицо, весёлое, счастливое... Захотелось пригласить... Я и пригласила... Что тут такого? Смотри! Не вообрази себе! - Она погрозила пальчиком. - Напридумаешь ещё чего... Мы просто танцевали... А с Людой...  Помиритесь, милые бранятся, только тешатся! - Засмеялась она. - Пока! - И пошла себе дальше. 

    И потянулись для Робки длинные. мучительные дни душевных терзаний, сомнений, раздумий... Были дни, когда он считал себя совершенно свободным.
   "Людмила - это прошлое! Она сама отвергла меня. Я - свободен! Делаю, что хочу! Гуляю - с кем хочу! Она хотела, чтобы я шёл к Райке, был с нею? Хотела! Сама сказала! Ладно! Пусть так и будет!"  И он приходил на школьные вечера, танцевал с девчонками, и Райку тоже приглашал, а почему бы и нет? Она - хорошенькая, озорная, весёлая, с нею легко, приятно, без проблем! И почему бы в неё не влюбиться? Может, из этого что и получится! 

    Они иногда гуляли по Дагде, пару раз на лыжах катались. Он несколько раз через Аллу передавал ей дурацкие записки с признаниями в любви, зная, что легкомысленная Райка не выдержит, и обязательно покажет их Людмиле. Людмиле будет больно? Скорее всего! И хорошо! Почему только ему должно быть больно?
    На танцах он старался не смотреть в сторону Людмилы, быть весёлым, болтать с девчонками; всё! Она - прошлое, её нет для него, он - свободен!  Правда, это плоховато у него получалось, глаза невольно следили за нею, хоть он и злился на себя за это. Он видел, что она не только ему нравится, ею увлекаются и другие мальчишки. Вот она танцует с Генкой Сырьевым, развесёлый Генка, как всегда, что-то хохмит ей на ушко, она, от души, хохочет... А вот, и Лёнька Луринь приглашает её, тоже, краснея, что-то говорит ей в ухо... Ванька Лукапёров кружит её в вальсе, и, скорее всего, читает ей стихи, это - его страсть... Он очнулся, когда Райка, с которой он танцевал медленный танец, довольно больно ущипнула его, и, когда он, вздрогнув, посмотрел на неё, сказала:

   - Может, хватит пялиться на Людку? Ты только вчера передал мне записку с признанием в любви! А сам глаз с неё не сводишь! Зачем ты меня обманываешь, а?
   - Да что ты, Рая, - краснея, пробормотал он, - я вовсе не на неё смотрел! Так, задумался просто!
   - Да ладно! Что я, слепая, что ли? Не вижу, куда ты смотришь? - Она хотела бросить его прямо во время танца, но Робка среагировал, до боли сжал её правую ладонь, прижал к себе за талию:
   - Прости, Рая, не надо, давай дотанцуем, не позорь меня, ладно? - Тихо попросил он.
   - Ладно! - Проворчала она. Они молча дотанцевали танец, он проводил её к подружкам и вышел из зала...

     Из дневника Людмилы:

   "30 января 62 года. Первые два урока - физкультура, физкультурники, учителя, болеют, и мы целых два урока были свободны. Я всё время дралась с Ваней Лукапёровым. Он меня дразнил, и хотел, чтобы я его поймала. Но, разве такой ветер поймаешь?  Вовка Сайков, наверно, и вправду, в меня влюблён... Но, пока, ничего не заметно. Сегодня Юрий Павлович вызвал меня к доске по геометрии, задачу я решила, а теорему не знаю, сказал, что "плохо", наверно, поставил "2". Сегодня всем, кого вызывали - "2". Шесть двоек! За один урок! "Его" я не видела сегодня. Вечером была у Инты...
       4 февраля. Сегодня в школе были танцы. "Они" там были. "Он" часто с нею танцевал, а на меня, подлец такой!, смотрел! Вечер был очень скучный для меня, хотя я делала вид, что мне весело... После танцев "они" пошли домой вместе... И, всё-таки, это для меня - не всё-равно! Я люблю его, и это - правда... Ни о ком другом я бы этого не сказала... Воскресенье прошло хорошо, но скучно... Делаю уроки...      
      8 февраля,62г.   Вчера в школе мне Галка Мелкова дала почитать записку, которую "он" писал "ей". Там было написано, что он этой ночью плохо спал, видел какие-то кошмарные сны. И ещё: "он" её очень любит, ещё никого так в этой жизни не любил... Но, вечером, когда Галка была у нас, мы с нею поговорили, она, почему-то, сказала, что "они" не любят друг друга, и что "он" говорил Галке, что долго с нею "нянчиться" не собирается... Поговорили о" ней", о Валерке, а Галя любит его. Вообще, Галка лучше, чем я думала о ней...
      12 февраля.  Я сказала Галке, что не верю, что "она" долго с "ним" будет дружить, а Галка эти мои слова передала"ей". И "она" написала мне записку: "Люда, почему ты думаешь, что  "он" мне изменит? Он этого не может сделать, даже, если бы и очень захотел. Ведь  "он" мне сам об этом говорил! Ты не обижайся, но ты ему лишь немного нравилась, это - его слова. Ведь, он меня любит! Пусть это останется между нами, хорошо? Р."  "Он" говорит, что любит её, нет! Это - неправда!  "Он" не может её любить! Не верю! Вчера я была на вечере,  "её" не было.  "Он" танцевал с другими, а с меня глаз не сводил! Почему? Я не могу отвести от него глаз, когда вижу его рядом... Как мне хочется уехать из Дагды! Чтобы не видеть, ни "его", ни "её"! Он - такой милый! И такой хороший!

   И, всё же, я счастлива, счастлива потому, что могу любить, даже тогда, когда меня не любят!   Почему именно "его" я встретила на своём пути?  Почему?  Ведь он - некрасивый, мне так говорят... А для меня - он - самый красивый! Сердцу не прикажешь! Правда? Райка говорила, что "он" ей тоже говорил эти слова: сердцу не прикажешь... Ладно, время покажет... Но, если он вернётся ко мне, я буду с ним дружить... Дружить, и не верить? Ведь это - хуже всего! Люда, где твоя девичья честь? Но, я люблю его! Люблю! Что мне делать? Ответа - нет... И это - так плохо!
        28 февраля 62г.  Я перечитала последнюю запись, и мне стало страшно от слов: "Но, если он вернётся, я буду с ним дружить." Нет, я теперь другого мнения, он мне, всё-равно, нравится, по-прежнему, но дружить с человеком, который обманул тебя - нельзя! Я бы со всей душой с ним дружила, но, я слишком горда, и не могу этого делать! Теперь я стараюсь на него не смотреть, но не всегда это так выходит, другой раз, нечаянно, на него посмотришь, а он - смотрит на меня... Тогда делаю резкое движение головой, и смотрю в другую сторону, чтобы доказать, что я - не нуждаюсь в нём, вот! Вчера я дежурила в школе и стояла на лестнице с "нею". Мы разговорились, и я спросила: - Хочешь ли ты с ним дружить? - Она ответила: - Не знаю... Люда. - Раз не знаешь, значит, не хочешь. - Да, Люда, не хочу!- Я хотела спросить, зачем же она тогда с ним дружит? Но тут в школу вошёл "он"... И я запнулась, у меня так забилось сердце, что стало страшно... "Она" по лестнице прошла вверх, а "он", пройдя около меня, сказал: - Здравствуй! "Они" поссорились из-за того, что её провожал один мальчишка с танцев, а "он" шёл сзади... Конечно, "она" поступила подло!"

      ... Дальше я, автор, добавлю от себя: Когда Виталька с Райкой дошли до робкиного дома(  Райка, как помнит читатель, жила в соседнем доме), а за Робкой шёл Витька Пумпа, Робкин дружок с 5-летнего возраста, Виталька этого не знал и попросил Витьку подстраховать его, потому, что боялся быть побитым Робкой... Витька охотно согласился, ему было очень любопытно посмотреть, чем же это всё закончится... Робка сказал: - Ребятки, обождите, есть разговор! - Парочка остановилась. Робка подошёл к ним.
      - Виталька, а ты - наглец! За это - платить надо! - И отвесил ему, правым боковым, Виталька упал... Райка воскликнула:
      - Робка, ты - дурак?
      - А ты о чём думала, когда согласилась, чтобы он тебя проводил? Думала, что обойдётся? - Виталька, шатаясь, встал.
      - А ты, дурачок, думал, что Витька тебя прикроет? Витька - мой друг, с 5 лет! Мы с ним в Слободе, в соседних домах жили! - Витька, с большим удовольствием на всё это смотревший, заржал...
       - Виталька, в следующий раз... могу и покалечить тебя, сегодня - так, жалеючи... Помни! - Робка сказал эти слова и пошёл домой.
   
    Далее, опять, из дневника Людмилы:
   "Да, вчера я тоже отличилась, весь вечер прогуляла с Интой, Витькой Бойченко, Генкой Сырьевым. И зачем? Может быть, чтобы "его" позлить? Но, ведь, он нас не видел. Ладно, я, ведь," свободная"! И могу гулять, с кем захочу, конечно, не под ручку, и не в обнимку, как это нравится многим мальчикам.
    12 марта 62г.  Десятого и вчера, в школе были танцы. Я была оба раза. "Он" тоже был. Меня, конечно, не приглашал. Были ещё на танцах Генка Сырьев и Лёнька Луринь. Когда Генка Сырьев хотел меня пригласить, я ушла танцевать с Интой. Генка был в неудобном положении и вернулся на своё место. А "он", когда увидел это, засмеялся, и ловил мой взгляд, который, конечно, дождался... После этого Лёнька Луринь меня пригласил и спросил:
      - Почему вы так быстро уходите танцевать? Даже пригласить невозможно! - А раньше он меня никогда не приглашал, почти... Потом он спросил, когда мы с ним станцевали танца три:

     - А вам нравится Генка? - Я ответила: - Не знаю...
     - А всё же? - Я ответила:- Нет!
     - Почему? - Он, ведь, хороший мальчишка! - Я промолчала.
    После танцев они нас провожали. Я сразу же пошла с Интой к ней домой, и у неё ночевала. А вчера меня почти всё время приглашал Лёнька Луринь, а Инту - Генка. Не знаю, чем это объяснить, но меня Генка ни разу не пригласил. Может, это - какое-то испытание?  Не знаю. Затем мы пошли в раздевалку. Они уже оделись, Генка вышел на улицу и ждал там, а Лёнька ждал в гардеробе... Но мы с Интой выскочили через чёрный ход. Так что им не пришлось нас провожать. "Он" на меня смотрел, но и на "неё" не меньше... Они танцевали вместе, но не часто, и, "так" смотрели друг на друга, что можно подумать: " любовь до гроба!"
     15 марта 62г.  13 числа у Галки была Лида К. , "он" и "она", и все они ужасно отчитывали "её". А "он" сказал "ей", что любил "её", только, когда был пьяным. И добавил: - Ты можешь считать, что у тебя на одного поклонника меньше! - Я уже четвёртый день болею, ангина, грипп, всё вместе. Сегодня из санатория вернётся мой папа, он лечился в Кисловодске (Он болел астмой. Автор).
     16 марта 62г.  Папа приехал. Привёз мне шапочку и брошки, которые светятся в темноте. И ещё белую капроновую ленту. Завтра пойду в школу. Галя рассказывала, что спрашивала у "него", простил ли он Раю, и правда ли, что он написал ей такую записку. Он сказал, что когда пришёл домой, на его столе уже лежала "её" записка, в которой она написала, что всё поняла, и ей потерять самого дорогого на свете человека, хуже всего... А "он" ей ответил, что ей он будет таким же другом, как и всем... Значит, она всем врала! И я ей, теперь, ни грамма не верю!  Папа спрашивал, ходит ли к нам "он"... Я сказала : - Нет! - А папа попросил, чтобы я была с ним откровенна... Мне очень трудно, когда говорят о "нём", и сама, первая, я не смогу папе ничего рассказывать... Такой, уж, у меня, характер... Только заплачу... и всё.
    
     4 апреля 62г.   Всё - по-старому... Лёнька Луринь всё так же бегает за мной, а "он", всё так же, дружит с Райкой... У нас с "ним" всё по-старому...
     Стараюсь всё забыть, и не думать о "нём", но это - так трудно!  Из-за него я так много нахватала троек! Надо исправляться!  С "ним" мне больше детей не крестить! А всё-таки, я ему небезразлична!  Когда мы с Интой ездили в деревню, то "ему", наверное, кто-то сказал об этом, потому что "он" спрашивал у Вовки: - Куда поехала Люда на Львовском автобусе? - Вовка сказал...  Как плохо, что я не  знаю его мыслей и не могу отгадать! Другой раз, "он" посмотрит на меня, а я, даже, глаз не могу от него отвести! А другой раз даже боюсь на него посмотреть!
    
    5 апреля 62г.  Сегодня была в кино "Люди на льду". Комедия такая, что от смеха умереть можно!  Когда фильм закончился, я только тогда заметила "его", "он" тоже смотрел этот фильм!  После фильма мы с Галей пошли погулять и встретили "его" с Колькой Цауней. Они подошли к нам и попросили 2 копейки, им позвонить надо было, но у нас не было. И Колька пошёл менять 50 копеек в магазин.  А "он" остался, и всё время "так" на меня смотрел, что у меня сердце сжалось... Мне так стало грустно, я даже не могла понять свои чувства... Я даже не поняла, счастлива ли я была тогда... Я пришла домой и всё рассказала маме... А она говорит: - Ты, как я вижу, и дружить с ним опять собралась? Я сказала: - Нет! - Хотя думала совсем другое. Да, я бы, очень хотела с ним дружить, но...
    
    7 апреля 62г.  Сегодня в школе были танцы... "Он" меня не приглашал... "Он" смотрит на меня, я - на него... Но "он" не приглашает... Нет! Я верю! Он - пригласит! Обязательно пригласит! Райки на танцах не было. "Он" танцевал со многими, в основном, с её подругами. Огонёк надежды, который, было, вернулся ко мне, опять угасает... Почему?  Я сегодня весь вечер плакала, и сейчас слёзы в глазах стоят... Я поругалась с папой, но плачу больше не из-за этой ссоры... Как мне хочется уехать отсюда! Я никогда не могла подумать раньше, что смогу по-настоящему полюбить...
    
    "Он" мне почти дороже всех на свете! Ой, какие глупости я пишу... Ведь, это писать нельзя, это  - тайны моего сердца... Вдруг мой дневник попадёт в руки папы или мамы? Что они подумают обо мне?  "Какой-то мальчишка мне дороже папы с мамой!" Я не говорю, что не люблю родителей, я их очень люблю! Но "его" я люблю как-то по-другому... Как? Я это сказать не могу, потому, что это трудно понять... Лёнька Луринь пригласил меня сегодня один раз, он опоздал на танцы. Но, это всё-равно, он далёк от моего бывшего друга. ( Я надеюсь, что "он", всё-таки, будет мне настоящим другом!)

     Сегодня суббота. Есть песня такая: "Суббота, суббота, хороший вечерок!" Да, ничего не скажешь: "хороший вечерок!" Весь вечер отреветь! Шутка ли?  Даже голова болит!  Когда же придёт время отдохнуть от слёз?  Как это плохо! Может, мне написать ему письмо? Но, что писать?  А не глупо ли это? Как жаль, что я девчонка!  Мне надо хранить свою гордость!  Начну читать книгу "Индиана"...
     11  апреля.  9 апреля в школе были танцы.  Много танцевала с мальчишками: с Ясюкевичем раз 5, с Вовкой Солохой раза 4, с Луриным раза три, с Ванечкой Лукапёровым 3 раза, с Генкой 1 раз. "Он" тоже был на танцах. С Эрикой Кубулиня танцевал, с Ольгой Кроман и другими. Ох, как я боюсь этой Эрики! Я не люблю её, и нетрудно догадаться, почему...
      Сегодня я каталась на велосипеде, потом "он" пришёл и попросил велосипед у мальчишек. "Он" не видел, как меня катал Ванька Лукапёров  и начал возить Галку Мелкову, но она сама попросила его, а Вовка  Сайков возил меня, и мы сначала катались почти рядом, а потом "он" поехал по другой дороге...
      
      На меня "он" почти не обращает внимания... Я тоже не брошусь ему на шею, не дождётся!  Вчера мне гадали, и нагадали, что я получу письмо, хорошее, и тот, кого я потеряла, вернётся вновь... Но, это  только гадание, а жаль!  Получила сегодня две "4". Что-то Лёнька Луринь слишком часто начал прогуливаться по нашему коридору, но, мне это - всё-равно, хотя девчонки надо мной подтрунивают... Какие нехорошие! Даже обидно! Вот!
    
     16 апреля.  Сегодня я дежурила в "его" коридоре, наш класс - дежурный по школе. И, вдруг, встретила "его".
     ( В тот период старшеклассники учились во вторую смену, поэтому встречались с "вечерниками". Автор.) Я была с Галкой... И "он", вдруг, начал с Галкой разговаривать, при этом, очень покраснел, почему-то... А на меня... нет, нет, да и посмотрит... Потом Галка говорила, что было смешно на нас смотреть, один - краснеет, вторая - бледнеет... а потом - краснеет... Я не видела себя со стороны, и поэтому - не могу судить... Но, мне кажется, была счастлива в ту минуту... Почему?  "Он", ведь, с Галкой разговаривал, а не со мной, и, вообще, мало ли чего краснел, может, жарко было?
      После я "его" видела из окна в 22,30, когда "его" кто-то вёз на велике, а "он" насвистывал песенку "По ночной Москве", а я его даже по свисту узнаю... А после школы мы с Галкой были у Ваньки Сафронова.
      
     Я раньше о нём не писала, но Галя с ним дружила, а после у них произошёл перерыв в дружбе, а теперь всё в порядке опять. Дело в том, что он нас приглашал придти к нему в гости, а Галка без меня стеснялась...
     Новость №1: Дагдский район  можно считать ликвидированным... Неужели мне придётся расстаться с Интой и Галкой? Их родители остаются без работы.
     4 мая 62г.  Праздники прошли скучно, была плохая погода. Учимся последний месяц, даже не верится!  Но это лето у меня будет скучным, все мои подруги уезжают... Увы! Неужели я "его" никогда не забуду? А вот и забуду! Летом уеду в Орёл, и забуду! Вот! Ах, зачем вру? Ведь такого рыжика мне нигде не найти, а, значит, и не забыть! Ну почему ты, мой рыжик, такой вредный? А?  Прочитала книгу "В поисках Белладонны", автор М. Прокофьев. Очень хорошая, я такие люблю!
      
     17 мая.  Не была в школе, очень болела голова. Вовка пришёл поздно. Говорил, что гулял с "ним" по Дагде. Вчера мы с Интой пошли в лес нарвать веток черёмухи, встретили "его",  он играл у Лёньки Луриня во дворе в волейбол. Мы недолго поговорили и "он" ушёл домой, а мы - в лес.
     Лёнька Луринь видел, как мы разговаривали с "ним", и когда мы шли уже из леса, встретил нас, понюхал черёмуху, которую мы нарвали, мы пошли дальше, сели на скамейку у большого клёна в сквере.
     К нам подошёл Лёнька Луринь и сел рядом. "Он" увидел нас, потому что вышел на улицу, вернулся домой, взял волейбольный мяч и стал играть с Ванькой Л. в волейбол.
     Лёнька  пригласил нас  присоединиться, но, не дождавшись ответа, пошёл один к ним. Потом, когда мы изрядно продрогли, то тоже пошли играть, но вскоре пошёл дождь, мама моя проходила мимо и сказала, чтобы мы шли домой. Мы послушались.
     Но, вскоре, взяли сумку и сказали, что сходим в магазин за хлебом. Мальчишки всё ещё играли, дождик закончился, но "его" не было. И я была очень рада, что он ушёл после нас... А 15-го "он" был в школе, к нашему дому подошёл в 22,30, увидел нас издали и мигом примчался, со скоростью звука, спросил: - Где Вовка? Как-будто он ему нужен. Но, к несчастью, из дома вышел Вовка и мы пошли по домам...
      
     4 июня 62г.  Прошло пол-месяца после моей последней записи, а ничего так и не изменилось... "Он" сдал уже 1 экзамен, русская литература: "4-4". Сегодня у него экзамен по-английскому яз. Мы с ним редко разговариваем...
     Я, окончательно, решилась поступать в Болховское педагогическое училище в Орловской области. Очень хочу уехать!  И ещё у меня горе: уезжает моя лучшая подруга Инта... Только сейчас я поняла, как она мне дорога! Она - очень красивая, весёлая и хорошая!  Но мы с нею очень часто ссоримся, обе - психи!
      Вот я сейчас пишу, а сама ругаюсь с Интой. И, кажется, она уже обиделась, и я - тоже... Вот дуры! Но разве можно на неё долго дуться?
      Да, "он" сейчас сдаёт английский, в окне его класса горит свет... Разве "он" сейчас думает о том, что я думаю только о "нём"? Нет, он сейчас думает о билете, и правильно делает! Ах, если бы ты умел читать мысли, ты в моих глазах прочёл бы то, чего больше ни у кого нет...
     Я всем говорю, что "он"- рыжий, противный, а сама помираю  без этого рыжего... Вдруг, я тоже сдам экзамены и поступлю в Болхов? Я и хочу поступить, и боюсь, что поступлю... Как я ждала лето! И, вот, оно пришло, а что принесло?  Только скуку, разлуку с Интой, а, может, и с ним...
    
    10 июня 62г.  Сегодня уехала Инта... Я сначала крепилась, а когда проводила её, вернулась домой и плакала ужасно... Мне сейчас очень тяжело! Милая Инта, зачем ты уехала? Зачем оставила меня одну? Ты одна знала все мои тайны и давала советы... Кто я без тебя?  Что я буду делать одна? Ведь у меня нет больше в Дагде другой такой подруги! О чём ты сейчас думаешь? О ком? О Вовке? Юрке? Витьке? Или обо мне? Я сегодня всё время буду думать только о тебе!  Милая Инточка! Зачем ты уехала? 

Продолжение: http://www.proza.ru/2012/01/10/1320


Рецензии
Милые дети. Мысли светлые, влюбленность
чистая, святая…
А теперь молодежь другая.
С добром,

Татьяна Завадская   04.12.2023 09:36     Заявить о нарушении
Да, всё течёт, всё меняется, невозможно дважды зайти в одну и ту же реку... Р.

Роман Рассветов   05.12.2023 15:38   Заявить о нарушении
На это произведение написано 77 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.