Анализ сказки С. Т. Аксакова Аленький цветочек

     Почти в каждой сказке есть семья, мир знакомый и привычный. Особенность семьи купца в том, что число 4 - это не 2+2,  а  1+3. В доме купца нет жены, анима сказки представлена в трех дочерях-сестрах: старшей, средней и младшей.   У каждой свой характер: старшая любит наряды и просит венец – символ власти - в ней угадывается персона. Средняя захотела быть вечно молодой  и просит волшебное зеркало - такова нарциссическая тень анимы. Младшая дочь ближе всего его сердцу, она просит аленький цветочек, символ любви. Она ищет счастья.
    Её  либидо ищет применения, и коллективное бессознательное  помогает ей: она видит во сне  аленький цветочек, в котором заключается сакральный смысл сновидения. Красный цвет всегда наделяли определенными  свойствами: это огонь творчества и любви, драгоценность рубина или граната, символ власти и красоты.
    Отец  участвует в инициации любимой дочки. Путешествуя и подвергаясь опасностям в море  жизни (крушение кораблей),  находит подарок младшей дочке и готов уйти из мира живых в страну мертвых, к чудищу на острове за океаном.     Но  купеческая дочь решает пройти свой путь сама. Её жертва — путь инициации.
    Чудовище олицетворяет  нижний  мир, животную стихию человека,  это образ страсти, которая приручает дочку к себе, давая сначала послушать себя, а потом посмотреть на себя.  Таким образом,  красавица  заглядывает  в «пропасть»  животного начала человека.  Душа её в состоянии пережить отвращение к живой/животной жизни и противостоять её "безобразию" силой своей любви. Если вспомнить такие реалистические произведения о любви, как «Бездну»  Леонида Андреева или «Митину любовь» Ивана Бунина,  то станет ясно, что отвращение к «звериному человеку» побороть удается не каждому.
    Что  же за сила, что помогла дочери купца  побороть  свой  страх  и  расколдовать принца? Любовь – да, но до неё  – жалость! Что, кстати, нашел и М.Булгаков в своем романе «Мастер и Маргарита»: королева бала просит сначала о Фриде и только потом о Мастере. В памяти русского народа это закрепилось в песнях и приметах: «жалеет – значит  любит» (в отличие от пьяно–бандитского варианта: бьет – значит любит).
    На один день  зверь отпускает дочь от себя, предупреждая о своей смерти, если дочь не вернется к нему. Так  проверяется зрелость анимы, которую сестры/тени анимы, обманом удерживают дома, в родном гнезде. Дочь купца подтверждает свой выбор, называя зверя «милым другом». Инициация завершена.
    Каждая сказка метафорична – в этом её долголетие. Метафора  этой сказки видится и в судьбе художника - автора сказки «Аленький цветочек»: С.Т. Аксаков, а с ним и часть интеллигенции России 19 века, ищет самость в славянофильстве. 
   
    P.S.  В работе Нэнси Мак-Вильямс "Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе" есть характеристики истеричной организации личности:
"Другим способом достижения самоуважения для людей с истерической организацией личности является спасение других...Они... овладевают своим страхом перед авторитетами противофобически и начинают изменять или лечить тех, кто сегодня заменяет пугающе-восхищающие объекты детства. Феномен доброй, отзывчивой, любящей женщины, влюбляющейся в хищного, разрушительного мужчину в надежде “спасти” его, озадачивает, но знаком многим родителям, учителям и друзьям истерических молодых женщин... истерические женщины обычно выбирают плохие объекты, которые они противофобически идеализируют..."
    Такой подход к характеру главной героини сказки несколько непривычен для меня, но тем более интересно посмотреть на него с этой точки зрения. Итак, моя любимая сказка - это сказка об истеричной личности?


Рецензии
Отлично написано!

Григорий Аванесов   22.07.2021 14:01     Заявить о нарушении
спасибо!

Ирина Рохина   22.07.2021 19:10   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.