О колдовстве и не только

(из дедовских рассказов)
Было это давно, еще до революции. В кубанских станицах молодежь гуляла на улицах. Но был строгий закон: если у парня усы еще не выросли, на улицу гулять не суйся – побьют, с позором прогонят. А тринадцатилетним мальчишкам так хотелось поплясать вместе со всеми.
Однажды Крышний предложил: «У моей бабки громадный винный подвал. Когда там нет вина, места много, готовая танцплощадка. Давайте там собираться учиться танцевать, чтоб, когда время придет, мы все уже умели. Бабунька не против. Идею подхватили. Нашлась и гармошка. Что только не отплясывали безусые казачата: и гопака, и мазурку, и наурскую. В подвале пыль столбом, чубы у всех мокрые, а физиономии счастливые. Во первых-пляски до упаду, во вторых – родители разрешили ночевать у Крышних. Вместе весело. Бабка всегда оставляла ребятам четверть молока и каравай хлеба. Напляшутся, надо подкрепиться. Как-то хозяин предложил: «А шо мы хлопци молоко, та молоко- выноград поспив, гайда в горОд!» Отправились в огород, наелись до отвала винограда. Да вот незадача: из огорода выбраться никак не могли. Куда ни ткнутся, кругом камыши, жабы квакают. Уже ни дома, ни подвала, а какие-то плавни. Решили заночевать прямо здесь. Ночь теплая, только жутковато как-то. Утром проснулись под забором. Рядом дом и их любимый подвал. Отругала мальчишек бабка, и предупредила, что если чего хочется, надо просить с вечера. Смекнул Иванька (мой дед), что бабка колдунья. Знала, как оградить дом и двор от непрошенных гостей.
Прошло немного времени, началось революционное лихолетье. Четырнадцатилетний Иванька был главой семьи, так как старший мужчина в доме. Отец умер. И было у Иваньки богатство – кони. Красивые, как змеи. Он их очень любил, гривы и хвост на ночь заплетет. Утром нарядные, кудрявые. Люди нанимали его с лошадьми свадьбы возить.
В станицу пришли красные. Коней у Иваньки отняли. Он, чтобы быть поближе к любимцам, нанялся работать на конюшню.
Красные охотились за казачьими регалиями. Знали, что казаки их где-то прячут, что пытаются вывезти. Однажды Иванька краем уха услышал, что ночью казаки с регалиями должны проехать через станицу. Красные обсуждали, где бы устроить засаду. Мальчишка тут же влез в разговор: « А чо вы, дядько, думаетэ. Он до бабы Крышнёи в выноград засядьтэ, на углу, выдно зразу дви дорОгы!». Кавалеристы похвалили Иваньку за сообразительность и на ночь отправились в виноградник бабы Крышней. Утром вернулись смущенные, удрученные, обескураженные.
Иванька стал приставать к старшему конюху:
- Нэ пойму я вашой виры. Кажетэ, бога нэма?
 - Конечно нэма, хлопче, ёго буржуи выдумалы, шоб народ дурыть.
– Значит, бога нэма, а чёрт есть?
 - И черта нэма.
 – А кто ж тоди вас всю ничь по бабыному горОду водыв , шо вы всю капусту вытовклы и до буряка добралыся? -
- Ах, ты, бисова душа, так ты шось знав!
 В воздухе просвистел кнут, но Иванька ловко увернулся, а удар пришелся по крупу рыжего жеребца.


Рецензии