Мафия - заметки психолога

Из заметок разных лет

Увидела вживую «мафию» и, откровенно говоря, осталась в смешанных чувствах. Раньше встречала описание игры в руководствах по тренингу и честно считала, что сие (помимо общего процессуального удовольствия:) способствует наблюдательности и прочей социально-психологической компетентности. Теперь не уверена.
Что приятно: интересные, остроумные люди, мгновенно реагирующие на ситуацию, способные к точному анализу чужих поступков, проницательные, зрящие в корень. Уважаю.
Что при всей увлекательности действа и симпатии к игрокам мне не понравилось: игра построена на недоверии друг другу.

Ролевые правила предельно жесткие - уничтожь, пока не уничтожили тебя. Вне зависимости от воли и побуждений игрока, ему навязывается необходимость истреблять других: мафия должна истреблять гражданское население, мирные жители должны истреблять мафию. Мафия не может пропустить ход, даже если ей невыгодно убийство. Мирный житель, недовольный политикой горожан, не может примкнуть к мафии, разочаровавшийся в идее мафиози не может ее покинуть. Мафиози не может даже «сдаться» (прочие игроки возмутятся: не порти охоту, ты должен сопротивляться до последнего, позволяя нам загнать тебя и убить!) Ни один из персонажей, даже маньяк (несмотря на предписанную ролью импульсивность и ненормальность), не может пожертвовать собой ради спасения невинно обвиненного (или просто не принято?).
Да что там. Конструктивные стратегии (договоренность, защита кого-либо, призывы к снисхождению и даже нейтралитет) вызывают подозрение и являются поводом к истреблению.
Все эмпатические усилия и наблюдательность направлены на то, чтобы распознать возможную неискренность и выявить врагов. Классическая тактика - обвинение и наблюдение, что человек делает в ответ. При этом игрок, по сути, не может апеллировать ни к чему - ни к поступкам (они не смоделированы, либо неизвестны), ни к собственной лояльности (это решает не он, а карточный расклад). Единственная доступная игрокам фактура - логика взаимных обвинений и то, что «вор знает, что он вор». (Я не говорю о неигровой информации - на кого смотрел ведущий, когда обращался к тому или иному персонажу, и прочее).
Ремарка: Правила не запрещают раскрывать некоторые карты, но логика игры подсказывает, что до следующего городского вече раскрывший себя не доживет: доктор, комиссар и священник падут от руки мафии, маньяк и мафия - от руки комиссара. Тем не менее, персонаж успеет сделать еще один ход, поэтому возможны использующие это стратегии. Например: В случае если обвинение падает на мафиози, и он не последний (или главный) ему может быть выгодно назвать свою карту. «Хорошо, я мафия, вы угадали, но кроме меня их еще двое (3,4,5...). Займитесь их поиском, а меня вы теперь в любое время казните». Этим он, возможно, продлевает себе жизнь еще на несколько ходов, это лучше, чем умереть немедленно. В случае если подозрение падает на комиссара, если он действительно заботится о благе города, ему полезней назвать себя и подставиться под удар мафии. Тогда ночью он с большой вероятностью успеет обезвредить еще одного врага народа, а не просто бесславно падет по ложному обвинению. Что же касается доктора, то его по сути дела невыгодно убивать никому. Маньяку-сумасшедшему, кстати, тоже особо ничего не грозит - мафия займется более интересными фигурами, мирные с большой вероятностью тоже.
Тем не менее, с подобными стратегиями возникает одна серьезная проблема. Что бы человек ни сказал, ему НЕ ПОВЕРЯТ.
 
Нельзя сказать, чтобы цели всех ролевых игр блистали благородством, хотя обычно их (целей) больше, чем одна. Даже не буду стремиться все перечислить... завоевание во всей многозначности, приобретение чего-либо и обогащение, поиски неких вещей или информации, спасение из опасной ситуации... Но что остается постоянным - герои действуют командой. Основа любых совместных усилий - взаимное доверие, пусть даже это доверие «от сих до сих».
Что же до разбираемого случая, здесь даже мафия не является командой - мафиози запросто сдают друг друга, чтобы снять с себя подозрение.
 
Говоря совсем просто, игроки раз за разом переживают ситуацию войны всех против всех. Какие это цепляет внутригрупповые и индивидуальные механизмы? (Особенно, если ключевое слово «раз за разом»?)
Вспоминаем любой детектив из серии «убийца - кто-то из нас». Герои оказываются в некоем замкнутом контуре, и подозрение падает на каждого. К чему это приводит, мы не раз видели  (к примеру, ярко показано в фильме «8 женщин»): взаимная враждебность, недоверие, обвинения, компроментация - вытаскивается грязное белье... Все выглядит достаточно гадко, вчерашние друзья готовы вцепиться друг другу в глотки. Пусть это дает пищу проницательности, но в этой атмосфере тяжело остаться человеком. Эта ситуация - личностное испытание для героев, вскрывающее их подлинную начинку. Способен ли человек и в подобной дикой ситуации проявить выдержку, уважение к другим, сострадание и терпимость к слабым или оступившимся? Способен ли он на самопожертвование или защиту справедливости ценой падающих на него подозрений? Способен ли сохранить доверие тому, кому верил раньше? Или герои превращаются в стаю агрессивных животных?
Другой бродячий сюжет. Обособленная деревня должна решить, что делать с людьми, мешающими нормальному общежитию. (Или просто не похожими на других). Для безопасности достаточно изгнать их или изолировать, но в деревне начинается всеобщая паранойя и казни. Причем, гораздо более многочисленные, чем это необходимо. Кому-нибудь надо специально говорить, что это ПЛОХОЙ сценарий?
В целом, повторюсь, опыт чрезвычайно интересен.


Рецензии