Об инопланетянах и зрительном восприятии

Этот текст был написан в ответ на один забавный (и весьма распространенный) тезис: нас посещали и продолжают посещать (вариант, живут среди нас!), только вот мы этого в упор не замечаем.


Как увидеть лесного духа?

Не то, чтобы мы не замечали отдельных странностей, потому что напрочь тупые и невнимательные. Дело обстоит тоньше.
Зрительное поле (а психология восприятия - это на добрые 90% психология зрительного восприятия) не просто дискретно, как mp3 файл, оно еще допускает кучу трактовок. Там сотни вариантов деления фигура-фон и вычленения объектов. Элементарный пример - картинки с обращающимися фигурами (ваза - профили, молодая и старая женщины и т.д.). Мы не теряемся в этом хаосе только потому, что ЗАРАНЕЕ ЗНАЕМ, что именно увидим. Это и называется предметность. Как в школе: «Дети, посмотрите на картинку. На ней вы видите...» Нас долго УЧИЛИ видеть мир именно таким - показывали разные предметы и их изображения, заставляли запоминать и узнавать. Когда, не дай бог, процесс ломается - человек не может объединить признаки в один объект и опознать его - это серьезное психическое нарушение. Яркий случай из учебников психиатрии - как вот такому пациенту дали в руки перчатку. Тот долго изучал ее, осматривал со всех сторон, затем детально описал словами (шерстяной мешочек с пятью отдельными углублениями и т.д.), но сумел узнать, только случайно надев на руку.
Есть психотехники, которые намеренно расшатывают привычную нам предметную структуру восприятия. После тренировок человек внезапно начинает реально видеть массу объектов, которые не может определить и назвать. К счастью, рядом духовные учителя, которые тут же подсказывают, ЧТО он видит. Можно спорить, существует ли этот объект на самом деле или это просто попытка мозга поиграть в калейдоскоп - вывернуть привычные очертания мира наизнанку. Проверить и доказать нельзя, так что тут широкий простор для эзотерических спекуляций.
Короче. Если человеку с детства показывать лесных духов, он будет их видеть.


Что видим? Нечто странное!

Предмет опознается, разумеется, не по 100% признаков. Как говорится: если нечто выглядит как утка, плавает как утка и крякает как утка, то это утка. Да нет, еще проще! Если нечто крякает как утка - это УЖЕ утка! Одного определяющего признака здоровому и бодрствующему мозгу вполне достаточно. Ну, двух.
Проблемы начинаются, если в, подчеркиваю, ОПОЗНАННОМ объекте мы внезапно замечаем принципиально противоречащий ему признак. Утка замечательно плавает и крякает, но вместо хвоста у нее вторая голова. Черт.
Мозговые центры тут же проходят дополнительную тонизацию - мы вздрагиваем и «просыпаемся». Незнакомый объект - потенциально опасный. Первым делом мы подозреваем сбой сенсорных систем (ошибся, показалось), смотрим внимательней (широко раскрытыми от изумления глазами). Нет, ВИДИТСЯ две головы, как есть. Вторым делом (вопреки ВИДИМОМУ) мы снова подозреваем сбой собственных систем: «Приехали, глюки уже. Пить меньше надо». И только третьим (у кого до этого доходит) допускаем, что объект действительно обладает всеми видимыми признаками. Со всеми вытекающими - суеверно креститься и уносить ноги или ловить двухголовое созданье и тащить в редакцию газеты.


Кто обитает в темноте

Принципиально иная ситуация с восприятием происходит, когда сенсорной информации (обычно зрительной) в принципе недостаточно. По-научному это называют сенсорной депривацией.
Идете в одиночестве затемно по лесной дорожке. Или по обесточенному зданию.
И слышите неподалеку шорох (скрежет, стук...)
Что происходит?
Все системы (насколько они у вас к этому способны) приходят в состояние боевой готовности. Вы замираете, прислушиваясь и пытаясь оглядеться. Упс, зрение бастует - вокруг недостаточно светло. И тогда мозг начинает ОПОЗНАВАТЬ настороживший вас объект, основываясь на своем представлении о том, что это может быть. В порядке большей вероятности.
В данном случае сделанный вывод вообще не соотносится с реальностью, НО скорее всего вы примете верное решение. События действительно происходят с разными вероятностями, и адаптированное человеческое существо вполне адекватно их прогнозирует. В противном случае человечество бы давно вымерло. Полезный опыт (который в нас вколачивают с детства) как раз и заключается в знании о наиболее вероятных событиях.
А что делать при мало- или невероятных событиях, рассказывают в книжках и кино. Иногда, впрочем, рассказывают ересь.


Ну и как - увидим мы инопланетянина или нет?

Действительно, есть вероятнось, что мы не воспринимаем того, чего нас не научили воспринимать. На фазе опознания, предметизации совокупность сигналов приводится в соответствие образу в памяти. По некоторым базовым характеристикам. Затем мы называем объект, пользуясь языком.
А если ни образа, ни названия нет? Не факт, что восприятие вообще произойдет. Сигналы (или часть важных) могут быть пропущены как шум. Ребенок в этом плане в выигрышном положении: у него есть установка на запечатление новых объектов и взрослые, которые объяснят ему, что он видит (слышит и т.п.).
То, что мы воспринимаем, соответствует нашим знаниям о реальности. Когда в нашей картине мира появятся инопланетяне, мы их обязательно увидим.


Рецензии