Опять Вавилон окончание

Французский премьер-министр Жак Ширак пообещал Саддаму Хусейну изготовить новый реактор. И слово сдержал. Через год иракский заказ был вновь  выполнен. В сентябре 1980 года, на этот раз уже без всяких происшествий, реактор доставили в Ирак.

Его установили в городке Эль-Тувейте, расположенном в безлюдной пустыне Тхувайтха. Здесь уже действовал подземный ядерный центр с советским реактором. Наладкой нового агрегата занялся довольно большой коллектив французских специалистов.
               
  Запуск планировался на июль 1981 года. Весной того же года Ирак посетила инспекционная группа МАГАТЭ. Она побывала в ядерном центре в пустыне Тхувайтха. Никаких нарушений режима нераспространения ядерного оружия комиссия, вроде бы, не обнаружила.

А вот руководство Израиля считало иначе. Оно было уверенно, что Саддаму Хусейну нужен не мирный атом, а готовая к употреблению атомная бомба. Более того, если Ирак создаст ядерное оружие, то угрожать им будет, как ни странно было для многих, не Ирану, с которым тогда воевал, а в первую очередь еврейскому государству. Его он люто ненавидел. И ненависть свою он мира не скрывал.

О том, что Ирак стремиться создать атомную бомбу, у генерала Хофи, шефа "Моссада", была масса доказательств. К тому времени он уже располагал достоверной информацией по этому вопросу. Тем не менее генерал был против немедленной бомбардировки реактора. 

Он считал, что иракский центр вступит в строй не раньше сентября. А поэтому не следует торопиться с проведением операции. Глава «Моссада» продолжал настаивать на дипломатических вариантах решения проблемы. Он утверждал, что рейд на иракский ядерный центр вызовет ответные меры со стороны Багдада и соседних арабских стран. И, разумеется, самую негативную реакцию всего остального мира.

Принимать окончательное решение о проведении операции, в конце концов, пришлось премьер-министру Менахиму Бегину. Он долго колебался. Неизвестно, сколько ещё бы времени ушло у премьера на размышления, если бы в этот критический момент ему не помогли бы американцы.

В феврале 1981 года посол США в Израиле Самюэль Льюис по поручению госдепартамента передал Бегину письмо. В нем среди прочего было указано, что США на основании имеющихся достоверных разведданных считает иракский ядерный центр «военным объектом». Всё сразу стало на свои места. Менахим Бегин утвердил операцию по уничтожению ядерного реактора в Ираке. Она получила кодовое название "Вавилон".

Оперативный план налёта на реактор был разрабатан группой офицеров под руководством командующего ВВС генерал-майора Давида Иври. Расстояние между авиационными базами Израиля и иракским реактором составляет более 1600 км.

Чтобы сбросить на него бомбы, летчикам предстояло пролететь в воздушном пространстве нескольких арабских стран. Далеко не дружественных. Эти страны на тот момент обладали весьма современными средствами ПВО.

Руководство ВВС приняло решение, не дожидаясь окончательного утверждения плана, начать тренировочные полёты. Для этой цели в глубине пустыни Негев в кратчайшие сроки была сооружена модель – точная копия иракского ядерного центра. Летчики сразу же приступили к детальной отработке элементов предстоящей операцию.

С целью уменьшения до минимума риска людских потерь проведение операции было запланировано на воскресенье 7 июня 1981 года. В атаке должны были участвовать 8 бомбардировщиков F-16A и 6 истребителей-перехватчиков F-15A.

Самолёты должны были взлететь с авиабазы «Эцион», расположенной на Синайском полуострове. Затем пересечь Красное море и войти в воздушное пространство Саудовской Аравии. С этой арабской страной у Израиля нет сухопутной границы.

А потому резонно предположили, что саудовские ПВО не будет ожидать израильской атаки с запада. Согласно плану операции, самолёты должны были войти в воздушное пространство Ирака со стороны Саудовской Аравии. По той же причине вряд ли ПВО Ирака могли ожидать израильтян с юго-запада. После атаки, группа согласно плану должна была вернуться по тому же маршруту на базу «Эцион».
   
  Бомбардировщики F-16A несли на себе две неуправляемые бомбы "Mark 84". На самолётах были установлены три дополнительных бака. Два ёмкостью по 1400 литров крепились под крыльями. Один ёмкостью 1100 литров – под фюзеляжем.

Сигнал о начале атаки лётчики получили 7 июня в 15:55 по израильскому времени. Самолёты тотчас были подняты в воздух. На высоте 300 метров они незамеченными для средств ПВО вошли в воздушное пространство сначала Иордании, а затем и Саудовской Аравии.
 
   При входе в воздушное пространство Ирака группа сопровождения разделилась: два истребителя F-15A продолжили следовать к реактору, а четыре остальных рассредоточились с целью отвлечения внимания иракских ПВО.

При этом они в любой момент были готовы прийти на помощь атакующей группе бомбардировщиков. Пытаясь уклониться от иракских радаров, 8 самолётов F-16A над территорией Ирака летели на бреющем полёте на  высоте 30 метров.

В 18:35 бомбардировщики F-16A атакующей группы поднялись на высоту 2100 метров и на скорости 1100 км/ч. вошли в 35-градусное пике над комплексом реактора. По достижении высоты 1100 метров бомбардировщики попарно, с пятисекундным интервалом, сбросили  бомбы.

Все 16 бомб легли точно в цель. Правда, две не взорвались. Иракцы открыли ураганный огонь только тогда, когда прозвучал последний взрыв. Но было уже поздно. Самолёты взмыли в небо. Быстро набрали высоту 12000 метров, и легли на обратный курс. Ни один израильский самолёт не был поврежден. Все благополучно вернулись на базу.

Иракский ядерный  комплекс был повреждён настолько, что специалисты признали его непригодным для восстановлению. В результате налёта погибли одиннадцать человек: десять иракских солдат и один французский техник.

Я уже писал, что мировое сообщество в 1981 году резко осудило Израиль за военное вторжение. А спустя десять лет, в 1991 году во время операции «Буря в пустыне», командующий американской группой войск генерал Норман Шварцкопф как-то заявил, что благодаря былой израильской атаке на ядерный комплекс иракские "Скады" сегодня могут нести всё что угодно, кроме ядерных боеголовок.

Авиация многонациональной антииракской коалиции совершила в 1991 году несколько десятков налетов на ядерный центр Ирака. Точнее, на то, что от него осталось после израильской атаки. Так что сегодня, надо полагать, там уже действительно от былого ядерного центра ничего не осталось.


Рецензии
Как вас, евреев, после этого не уважать?

Герман Ненецкий   05.01.2018 19:12     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.