Старинное ружье

       Работали мы - студенты университета в 1972 году на сельскохозяйственных работах на севере Томской области. Места тут глухие, не хоженые – сплошные болота. Как-то раз приглашает меня Сергей - сын местного директора совхоза на охоту на уток. Для меня, в то время, охота являлась экзотикой и я с радостью согласился, хотя никогда охотничьего ружья в руках не держал. Его охотничье угодье располагалось недалеко - километров пять от стана, где мы работали, и представляло из себя несколько маленьких заболоченных озер, а вокруг них тишина, девственная тайга, красота необыкновенная, но уток, к сожалению, не наблюдалось. Сергей разработал тактику охоты, которая предполагала, что я начну бегать и шуметь с одной стороны озера, а он заляжет в засаде с ружьем с другой. На том и договорились. Бегал я часа два по болоту – устал, а уток, по–прежнему, не видно. Ладно, говорит Серега, ложись рядом со мной - будем караулить, а кругом сплошное болото. Лег я на сухую болотную кочку и уснул от усталости. Просыпаюсь от шума выстрелов - Серега подстрелил утку. Встал вопрос, а кто ее будет из воды доставать? На дворе поздняя осень, вода жутко холодная. Не договорившись между собой, решили возвращаться, тем более в тайге темнеет рано. Серега встает с земли и тут же с криком падает - у него коленку заклинило, как потом выяснилось, мениск был поврежден. Идти не может, а выбираться из тайги надо. Взвалил я его на себя и поволок. Туша приличная – килограмм 120. Несколько часов добирались до стана, благо он, хоть иногда, одной ногой помогал – отталкивался от земли.
        После этого случая Сергей с охотой завязал, подарил мне свое ружье, а себе купил дорогой фотоаппарат. Ружье оказалось старинное, с родословной, еще его деду какой-то абрек с Кавказа подарил, – берданка 1902 года, ствол длинный, затвор как у пушки. Спустя год мой отец, от греха подальше, забрал ружье, перевез в Челябинск и, как законопослушный гражданин, зарегистрировал в милиции. Аукнулось это событие через 15 лет.
        В конце 80-х годов криминогенная обстановка в Челябинске, как и во всей стране, стала напряженной, начались поиски оружия у населения, и меня вычислили - пришла повестка с милиции явиться с ружьем. В милиции майор – специалист по оружию с удовольствием рассматривал редкое ружье, несколько раз бегал в свой кабинет за книгами, по которым он и определил его тип – берданка. Милиционеры потребовали, чтобы я сдал ружье, либо вступил в общество охотников. Но какой с меня охотник. Я пытался их убедить, что это подарок, память – бесполезно. Пытался уговорить их на то, что достаточно просверлить дырку в пороховой камере и ружье становится неработоспособным – тоже бесполезно. Майор, имеющий огромный опыт работы с оружием, сказал, что ружье старинное, из толстого металла, и, в дальнейшем, умельцы в дырку вкручивают винт и ружье снова становится годным к стрельбе. Пришлось вырезать в пороховой камере целый кусок металла. Так и хранится до сих пор у меня это ружье с вырезанным куском.

1972-1987гг.


Рецензии