Комплексы. 3. Первый макияж. Взрослая

                ПЕРВЫЙ МАКИЯЖ.
         
          Постоянно вспоминались Олины слова и я пыталась при помощи некоторых средств, подсматривая за мамой, исправить изъяны природы, сделать себя  «красивше».  Во-первых, я старалась нарисовать себе брови, которые напрочь отсутствовали на моем лице, только был
намёк, где им положено быть. Вот этот «намёк» я и пыталась раскрасить, но так как в шесть  лет я еще не очень разбиралась в косметических тонкостях,  то красила брови карандашом, химическим, и они у меня через несколько мгновений проявлялись и становились синими.                После процедуры я в зеркало не заглядывала и не подозревала какую злую шутку с моей внешностью сыграл  «не тот» карандаш. Всегда удивляло: откуда мама узнаёт, что я красоту наводила? Представляете, какого труда стоило  снять «макияж» с моей мордашки? Но я это проделывала неоднократно, уж очень хотелось быть хоть капельку похожей на мою мамочку-красавицу. И конечно, красным карандашом или маминой дефицитной помадой (а в то время дефицитом было всё!) наводила красоту на губах. А кремом маминым пыталась разгладить «ранние морщины» на лице…
         Потом, когда брови у меня почернели, как говорили, буквально за одну ночь, мне было лет 12, мама этому счастью  не поверила и несколько минут пыталась оттереть краску, белым носовым платочком, а она не оттиралась. Помню, как мама изумленно произнесла: «Доченька! И когда же они потемнели?» Никто не заметил…   
               
                "ВЗРОСЛАЯ".               

        Не знаю: как надо воспитывать  детей и не помню, чтобы меня как-то по особому воспитывали, но  с самого раннего детства, даже с самого рождения я была очень самостоятельной и обязательной. Может, потому, что мне, как взрослой, доверяли покупать продукты в магазине, ходить далеко, вести домашнее хозяйство, решать финансовые вопросы. Я, сколько себя помню, считалась  взрослой,  в селе меня даже называли сестра-хозяйка. На почту, в сельсовет за справкой, в магазины, рассчитать, чтобы денег хватило до зарплаты или пенсии, той мизерной платы государства за потерю кормильца, это всё - мои
функции. Самостоятельность и умение вести хозяйство при довольно скромном достатке, всегда помогали  в дальнейшей жизни. Я могла выжить в любой кризис, и семья была накормленной и ухоженной. Может, это еще от профессии, которую я получила: финансист-экономист. Нельзя научиться грамотно тратить государственные деньги, если безалаберно ведешь семейный бюджет.
         Непростое и не очень сытое было время. Я помню хлеб из гороховой муки, кукурузной и какой-то непонятной смеси. Он горчил. Продуктов в магазинах почти никаких не было. Благо, что отчим работал в воинской части, то туда раз в неделю, по вторникам, завозили продукты из Молдавии, из г. Тирасполя. Вот в военторге мы и отоваривались. Надо было дождаться, когда продукты привезут, а потом еще выстоять в огромной очереди, и когда подойдет твоя, надо суметь выбрать и мясо, и колбасу, и рыбу, и чтобы хватило семье на неделю, и чтобы денег хватило оплатить покупки. Я с первого класса, т.е. с семи лет занималась снабжением семьи, ведь взрослые работали, а брат и сестра, не найдя общего языка с отчимом, уехали учиться в Одесский интернат для полусирот и приезжали только по выходным. Так что все проблемы ведения домашнего хозяйства лежали на мне. Я была главная в этих вопросах. Мама даже советовалась со мной, что, когда и сколько  купить.
          Я уже упоминала, что не любила кушать, и не помню чтобы мне в детстве что-то из продуктов или кушаний было по душе. Не могу понять почему? Мне мама старалась всегда самое вкусненькое подсунуть, помятуя, что я сирота и уж очень худенькая, да и перед соседями ей было стыдно, глядя на меня никто бы не сказал, что меня вообще кормили.
Я же все отдавала младшей сестренке, у которой аппетит был всегда превосходный, она с удовольствием съедала и мою порцию. Соседи не могли понять, почему я такая тощая, в то время, как Леночка - "кровь с молоком", румяная, пышная не по возрасту. А соседями нашими были директор школы Виктор Леонтьевич, учительница Нина Ивановна, которая в 5-ом классе стала моей классной руководительницей, а также мамины коллеги. И маме приходилось как бы оправдываться, почему мы: родная дочь отчима и падчерица, в разных весовых категориях.
           Деньги, которые мне ежедневно давала мама на пирожки по 10-15 коп. я экономила, так как и в школе я есть не хотела. Чувства голода я не испытывала никогда, по крайней мере до класса 7-го. Денежки накапливались, иногда до трех рублей. И когда в семье совсем денег не оставалось даже на хлеб или керосин, моя трешка очень даже выручала. Три рубля тогда это была немалая сумма: можно было купить канистру керосина или 20 булок хлеба. Помню, как мама обрадовалась, троячке, которую я ей показала. Она сразу отправила меня в магазин. Это было начало лета, я перешла в третий класс. По дороге я встретила учительницу, она мне вручила записку для мамы, чтобы пришла класс белить. Деньги я держала в руке, но когда мне дали записку, я так увлеклась, так горда была доверием передать важный документ маме, что про трояк забыла начисто. Вспомнила про него только в магазине, когда мне нечем было расплатиться за покупку. Деньги я где-то обронила. Не могу передать, какое это было для меня горе, всю его глубину. Я так надеялась, что на обратном пути смогу свой "клад" найти, но то ли ветром унесло, то ли кто-то подобрал... Мне кажется такого большого горя в моей дальнейшей жизни не случалось. Нет, были и потери, и кошельки в Одессе не раз крали и в поезде женщина, которой я по доброте душевной уступила свою нижнюю полку, при выходе мою сумку с учебниками, косметикой и едой прихватила и мне пришлось в институте за каждую книгу заплатить в пятикратном размере... Но пережить потерю последних трех рублей, оставить семью даже без хлеба, было просто убийственно. Помню это горе до сих пор, внуку рассказываю, но он не понимает, как можно было убиваться из-за таких мелочей. Недавно он потерял дорогой плейер и "ключи от квартиры, "где деньги лежат" и спокойненько это все перенес. А тут три рубля...
      Трудно мы тогда жили. Очень...
               
Продолжение...


Рецензии