Фотография 3. Трое в военной форме

Любивый Валерий. Отец : восстановление биографии / В. Д. Любивый; под. ред. И. И. Кочевых.– К.: ФАДА, ЛТД, 2011.– 448 с. – ил., портр. –  Библиогр.: с. 441–443.

Фрагмент "Раритетные документы и фотографии" (Часть первая).

В разделе – одном из важнейших в книге – приведены раритетные (исключительно редкие) фотографии и документы, непосредственно относящиеся к жизни и трагической гибели Дмитрия Игнатьевича Любивого. Расположенные в хронологическом порядке, они описаны и проанализированы. На основе анализа сделаны выводы. Эти материалы позволяют восстановить очерёдность  событий и многое узнать о фактах жизни Дмитрия Любивого.
Несмотря на превратности судьбы, переломные моменты истории, переезды семьи и т.п., сохранившиеся документы и фотографии позволяют воссоздать жизнь Дмитрия с достаточно хорошей степенью точности. Другие разделы книги, касающиеся воспоминаний, публикаций и расследований только подтверждают задокументированные факты, окрашивая их мнением и отношением очевидцев и хранителей родовой памяти.
Ранее систематизированная работа с документами не проводилась – существовала лишь семейная устная традиция о тех временах. Поэтому неудивительно, что некоторые сведения даже из документов и фотографий не вычитывались, не анализировались, не сопоставлялись с необходимой скрупулёзностью.
Подготовка книги заставила отыскать всё, что так или иначе относится к жизни Дмитрия Любивого и его семьи, собрать воедино и «разложить по полочкам». Для этого, понятно, пришлось подобрать, прежде всего, архивы детей Дмитрия: Любови, Дины, Валерия, – а также пообщаться с теми родственниками, у которых могли сохраниться документы.
При анализе документов приходилось учитывать следующее: 1. В документах события назывались и описывались под углом зрения тех представлений, которые существовали на момент происхождения событий; 2. По мере того, как события прошлого удалялись во времени, документы всё более «подкрашивали» судьбу главного героя, делая его участником событий, которые действительно происходили в ту историческую эпоху, но напрямую не очень касались Дмитрия; 3. Описание фотографий, включая групповые портреты, формировалось с учётом воспоминаний детей Дмитрия Любивого: Любови, Дины, Валерия, – которые, хотя и были маленькими на момент 1931 года, но не раз рассматривали эти фотографии со своей матерью – Фёклой Константиновной Любивой, а также с бабушкой – матерью Дмитрия – Домной Николаевной (до 1935 года и в 1938 году), которые им называли имена участников и обстоятельства фотосъёмок.

ФОТОГРАФИЯ № 3. «ТРОЕ В ВОЕННОЙ ФОРМЕ»

С тыльной стороны подклейки – реклама фотографа. Герб со стилизованными буквами «RG». Три медали (аверс и реверс), отражающие победы в фотоконкурсах. На одной из них написано «DAGUERRE» (дагерротипия – первоначальный способ фотографирования). Кроме того, имеются виньетка, диагональный бордюр (полоска оргамента) и надписи: «Художественная фотографія. Atelier Photographique. Специальность: увеличение портретовъ. Для повторенія заказовъ негативы хранятся». Имеется также логотип фотографа в виде палитры, на которой написано: «Р. Гекъ Москва»).
Описание:
Формат фото – 10х13,8 см; вместе с паспарту – 10х15 см. Вдоль левой и правой сторон фотографии имеются отверстия – видимо, раньше фотография была оформлена в какую-то рамку с прошивкой.
На фотографии – трое молодых мужчин в военной форме. В центре – Дмитрий Любивый. Он – на деревянном стуле в стиле модерн (характерный растительный узор, начало ХХ в.), сиденье которого обтянуто потёртой кожей. Дмитрий в военной форме Русской Армии, ефрейтор. Его фуражка с кокардой. В руках – книга, скорее всего – антураж.
По обе стороны стоят без фуражек его товарищи. Они также ефрейторы. На их погонах просматриваются рисунки, разобрать которые не представляется возможным. Товарищи в тёмных бушлатах. Бляхи без рисунков. Рука ефрейтора слева – на повернутом кресле, рука ефрейтора справа – на столике.
На заднем плане – стилизованные колонны, розы (справа) и дворец (слева).
Пол ателье покрыт тканью, которая разорвана в нескольких местах от длительного использования.
Фотография имеет подклейку-паспарту. С лицевой стороны подклейки написано типографским способом: «Cabinet portrait» и изображена ветка с медалями за фотографическое мастерство. Видны две медали (аверс и реверс) – часть подклейки снизу оторвана.
С тыльной стороны подклейки – реклама фотографа. Герб со стилизованными буквами «RG». Три медали (аверс и реверс), отражающие победы в фотоконкурсах. На одной из них написано «DAGUERRE» (дагерротипия – первоначальный способ фотографирования). Кроме того, имеются виньетка, диагональный бордюр (полоска оргамента) и надписи: «Художественная фотографія. Atelier Photographique. Специальность: увеличение портретовъ. Для повторенія заказовъ негативы хранятся». Имеется также логотип фотографа в виде палитры, на которой написано: «Р. Гекъ Москва»).
Нельзя сказать, что изображенные строго соблюдают форму одежды. У левого – отсутствует (или не застёгнута) одна пуговица на бушлате, у правого – две.
Но сапоги начищены (у Дмитрия – хромовые, у товарищей – яловые), прически опрятные, ногти и усы подстрижены. Значит, дисциплина имела место.
Поза Дмитрия Любивого – в центре, сидя, в фуражке, с книгой, нога на ногу – говорит о том, что он командир этой группы. Возможно, по должности Дмитрий выше товарищей. Да и по одухотворённости лица Дмитрий в явном преимуществе.
Выводы:
Очень высока вероятность, что фотография сделана в московском фотоателье Р. Гека (если только мастер не имел филиалы или не продавал паспарту отдельно).
Судя по призыву Дмитрия в Русскую Армию и последующее обучение в Оренбурге на курсе учебной команды с начала 1916 г., звание ефрейтора он мог получить в конце весны или летом 1916 г. (01.03.1916. он был ещё рядовым – см. Документ № 1). Тёплая одежда товарищей Дмитрия косвенно говорит о времени года – весна или осень.
Таким образом, фотография сделана весной или осенью 1916 г., а Дмитрий побывал в Москве, возможно, в порядке командировки.


Рецензии