Документ 2. Билет

Любивый Валерий. Отец : восстановление биографии / В. Д. Любивый; под. ред. И. И. Кочевых.– К.: ФАДА, ЛТД, 2011.– 448 с. – ил., портр. –  Библиогр.: с. 441–443.

Фрагмент "Раритетные документы и фотографии" (Часть первая).

В разделе – одном из важнейших в книге – приведены раритетные (исключительно редкие) фотографии и документы, непосредственно относящиеся к жизни и трагической гибели Дмитрия Игнатьевича Любивого. Расположенные в хронологическом порядке, они описаны и проанализированы. На основе анализа сделаны выводы. Эти материалы позволяют восстановить очерёдность  событий и многое узнать о фактах жизни Дмитрия Любивого.
Несмотря на превратности судьбы, переломные моменты истории, переезды семьи и т.п., сохранившиеся документы и фотографии позволяют воссоздать жизнь Дмитрия с достаточно хорошей степенью точности. Другие разделы книги, касающиеся воспоминаний, публикаций и расследований только подтверждают задокументированные факты, окрашивая их мнением и отношением очевидцев и хранителей родовой памяти.
Ранее систематизированная работа с документами не проводилась – существовала лишь семейная устная традиция о тех временах. Поэтому неудивительно, что некоторые сведения даже из документов и фотографий не вычитывались, не анализировались, не сопоставлялись с необходимой скрупулёзностью.
Подготовка книги заставила отыскать всё, что так или иначе относится к жизни Дмитрия Любивого и его семьи, собрать воедино и «разложить по полочкам». Для этого, понятно, пришлось подобрать, прежде всего, архивы детей Дмитрия: Любови, Дины, Валерия, – а также пообщаться с теми родственниками, у которых могли сохраниться документы.
При анализе документов приходилось учитывать следующее: 1. В документах события назывались и описывались под углом зрения тех представлений, которые существовали на момент происхождения событий; 2. По мере того, как события прошлого удалялись во времени, документы всё более «подкрашивали» судьбу главного героя, делая его участником событий, которые действительно происходили в ту историческую эпоху, но напрямую не очень касались Дмитрия; 3. Описание фотографий, включая групповые портреты, формировалось с учётом воспоминаний детей Дмитрия Любивого: Любови, Дины, Валерия, – которые, хотя и были маленькими на момент 1931 года, но не раз рассматривали эти фотографии со своей матерью – Фёклой Константиновной Любивой, а также с бабушкой – матерью Дмитрия – Домной Николаевной (до 1935 года и в 1938 году), которые им называли имена участников и обстоятельства фотосъёмок.

ДОКУМЕНТ № 2. «БИЛЕТ»

Изложение документа 2 

БИЛЕТ № 2610

Предъявитель сего волонтёръ ст-ун-оф 1-го Оренбургскаго Революцiоннаго Ударнаго Баталiона Дмитрiй Любивый уволенъ въ отпускъ в хут. Алексъевскiй Наманганскаго у. Ферганской обл. срокомъ на пятьдесятъ шесть / 56 / дней от нижеписанного числа впр(едь по 25) января 1918 года, что подписью и (оттиском) казённой печати удостоверяю
« / » Декабр  1917 года    Д. Армiя
Командиръ баталiона
Капитанъ /подпись/
Баталiонный Адъютантъ
;Прапорщикъ /подпись/

На «Билете» имеется «мокрый» фиолетового цвета оттиск круглой печати Батальона, а также оттиски трёх штампов, поставленных в Петрограде, Самаре и Намангане.
Описание.
«Билет» оформлен рукописно на листке бумаги форматом 207х170. Оригинал, имеющийся в наличии, практически выгорел от времени. На нём хорошо сохранились лишь печать Батальона, Петроградский штамп, обведённые некогда слова, а также штамп Намангана с обратной стороны, который попал под подклейку, но читается при просвечивании документа.
Сохранились также копии «Билета», на которых текст узнаваем. Воспроизведём его в расширенном виде, в современном написании*:

БИЛЕТ № 2610*
Предъявитель сего волонтёр старший унтер-офицер 1-го Оренбургского Революционного Ударного Батальона Дмитрий Любивый уволен в отпуск в хутор Алексеевский Наманганского уезда Ферганской области сроком на пятьдесят шесть / 56 / дней от нижеписанного числа впредь по 25 января 1918 года, что подписью и оттиском казённой печати удостоверяю
« / » Декабрь 1917 года. Д. Армия
Командир батальона
Капитан /подпись/
Батальонный Адъютант
; Прапорщик /подпись/

Диаметр фиолетовой печати 33 мм. На ней имеется три окружности. По кругу написано: «1-й Оренбургский Революцiонный Ударный баталiонъ», внутри малой окружности изображены «Мёртвая голова» и кости.
На синем штампе 50х26 мм написано «ПЕТРОГРАДЪ ПАС.Ник.ж.д. 1 ДЕК 1917  65 (или 63) ВОИНСКіЙ БИЛЕТЪ».
На малом штампе 20х13 мм фиолетового цвета с лицевой стороны «Билета» читается слово «САМАРА».
На двойном штампе с тыльной стороны «Билета», площадь которого 50х20 читается «НаманганЪ Прод 12 ДЕК 1917» и ещё слово, напоминающее «НХЛЂБ(Ъ)».

Билет в целом соответствует установленной форме (см. Приложение 5), нет лишь ссылки на номер личного знака Дмитрия.
Выводы:
«Билет» № 2610 свидетельствует о следующих обстоятельствах, в которых оказался Дмитрий Любивый с 01.12.1917. по 12.12.1917. (по старому стилю):
1) Дмитрий являлся старшим унтер-офицером (взводным) 1-го Оренбургского Революционного Ударного батальона, входящего в Добровольческую (ударную) армию. Эта армия была создана летом 1917 г. из добровольцев тыла (волонтёров) Верховным главнокомандующим Вооружённых Сил Временного правительства Л. Г. Корниловым  для осуществления наиболее опасных операций на Юго-Западном и других фронтах Великой (Первой мировой) войны. Эмблемой ударных частей действительно являлась «Мёртвая голова» – см. Приложение 6;
2) Волонтёром 1-го Оренбургского батальона Дмитрий мог стать как по собственной инициативе, подав прошение, так и в составе, например, 105-го (Оренбургского) пехотного запасного батальона, в котором служил уже более года, окончив занятия в учебной команде и получив звание старшего унтер-офицера (соответствующего званию сержанта) – см. Приложение 5; 
3) отпуска в Русской Армии того времени обычно производились с 01 сентября по 01 марта, и не превышали 2-х месяцев в течение 2-х лет. Поэтому отпуск сроком 56 дней был вполне допустимым. Однако в столичном Петрограде, где 25.10.1917. произошёл Октябрьский переворот и где оказался (квартировал) 1-й Оренбургский батальон, получить 2-месячный отпуск было делом сложным. Тем более к 01. декабря 1917 г., когда уже была объявлена демобилизация Русской Армии – см. Приложение 7;
5) Возможно, под «отпуском» подразумевался какой-то манёвр, например, возвращение в Оренбург, куда направлял атаман А. И. Дутов верные ему подразделения, не соглашаясь ни с Временным Правительством, потерявшем власть, ни с большевиками, которые ещё не продемонстрировали заботу о России;
6) Дмитрий всё же проехал в эти тревожные дни по Николаевской железной дороге и далее, получил отметку о проезде Самары и 12 декабря 1917 г. уже получал хлебный паёк в Намангане.


Рецензии