Дневниковые записи. 1931 год. Часть 38

На фото: один из выходов на охоту Михаила Субботы (слева) с товарищем.

*****

Часть 38


Тарасовка — Москва, 22 августа.
Погода больше облачная. Кадомцевы переселяются в курятник (дом продали) и сегодня повезут на грузовике лишние вещи в Москву. На Кавказ Эразм и Оля едут 25 августа на полтора месяца.

Тарасовка, 24 августа.
Погода не переменилась. Изредка идут небольшие дожди. По ночам — туман. Работаю с погребом сегодня последний день, так как 27-го кончается отпуск.

Тарасовка, 25 августа. Кадомцевы утром поехали в Москву. В 3.20 дня поедут на поезде на Кавказ. Михаил поехал их провожать.
    
С сегодняшнего дня и до 27-го я больше здесь не работаю, а 28-го мне уже надо идти в мастерскую. Начал заготавливать доски для выдвижного ящичка, состоящего из трёх секций — для насекомых.
    
Вечером пошёл в дом отдыха. Был концерт, и довольно ничего. Поставили две пьески. Над сценой (у фонаря) всё время летала громадная ночная бабочка-совка «Голубая орденская лента», но поймать её не было возможности.
 
Рядом со мной стояли (я стоял, так как не было мест) две хорошеньких девочки лет по 16. Я жалел, что я был один, а не с кем-нибудь из товарищей, так как если бы сказать им несколько слов — мы обязательно были бы знакомы: я видел с их стороны желание тоже познакомиться. Но у меня на это пока нет смелости. И это не первый раз... Помещаю одну из современных частушек:

И в Архангельске можно жить:
Есть что шамать, есть что пить.
Э-э-э, э-ха-ха!
Есть что шамать, есть что пить.
Есть что шамать, есть что пить:
Северяночек любить.
Э-э-э, э-ха-ха!
Северяночек любить.
Северяночек любить:
На квартиру к ним ходить.
Э-э-э, э-ха-ха!
На квартиру к ним ходить.
На квартиру к ним ходить:
Алиментов не платить.
Э-э-э, э-ха-ха!
Алиментов не платить!

Тарасовка — Черкизово, 26 августа.
Облачный день. Тепло. После обеда я пошёл погулять за село Черкизово, где ни разу не был. Деревню Тарасовка и село Черкизово разделяет железная дорога. Черкизово — большое село, больше Тарасовки. Живёт там и больше дачников. Есть большая, интересная церковь. При колхозе есть столовая. Есть парикмахеры, зубные врачи, кооперативы. На избе сельсовета вывеска: Черкизовский сельский совет, Пролетарской волости, Московского уезда. Мимо села течёт река Клязьма, которая до запруды — паршивая речушка. Перешёл мост. Выше моста — плотина, рядом строится какой-то заводишка или местная гидроэлектростанция. На берегу много рыбаков, значит, есть и рыба. Стало пасмурно. Похоже, собирается дождь. С некоторой добычей насекомых я пошёл домой. Прогулка получилась довольно удачной.

Москва, 28 августа.
С утра — дождь. Я пошёл на работу. В мастерской почти половина работников в отпуске. Уволили парня Анатолия Молчанова: его отец оказался кулаком, его выслали, и Молчанов поехал вместе с отцом. Бригадир Догонин отпуск уже отгулял. Многие ушли из мастерской, но много и новых рабочих. Я сразу принялся за давку и сверловку латунных катушек для приборов. В столовой обеды стали готовить намного вкуснее, хотя продукты те же. На второе — мясные котлеты и рыба.

Тарасовка, 30 августа.
Выходной. Галка больна, температура 40. День холодный, ветреный. Завтра Михаил Циферов едет в Москву — начало занятий. Я гулял с Лордом в лесу и на поле. Колхозная капуста сильно повреждена гусеницами репницы.

Теперь в моде, как новый корм для скота, — силос. Специально на силос засеяно довольно много подсолнуха. Его уже скосили. На силос также косят ботву картофеля, когда картофель уже созревает. Ботву мелко рубят топором и спрессовывают в цементной яме (других подробностей не знаю). Получается что-то вроде квашеной капусты.
 
Москва — Тарасовка, 3 сентября.
На работе ничего нового и ничего не предвидится. Должно было быть комсомольское собрание, но не состоялось. Мастерская частично перешла на две смены: механический цех и из него — часть токарей и штамповщиков.

Сходил в библиотеку. Опять появились в продаже берданки 16 калибра, но уже по 63 рубля, хотя месяц назад они стоили в том же универмаге по 36 рублей. А в 1929 году эти же самые берданки стоили 14-16 рублей
   
Завтра выходной. Поехал в Тарасовку поздно вечером. И вот я в деревне. Ночь. Прохладно. Чистое небо. Яркая луна на убыли. Светло, хоть читай. Гулко в тишине отдаются шаги. В некоторых избах светятся окна. Деревья отбрасывают длинные чёрные тени. Заливной луг у реки весь в тумане. Сверху, с высокого берега реки, кажется, что это большое озеро, окружённое лесом, а в одном месте оно сливается с небом. Я зашёл в туман, как под покрывало. Под туманом пасётся табун лошадей. Странно и фантастично выделяются стоящие лошади на лунном молочном фоне тумана. Ощущается густой, тяжёлый запах воды. Тихо. Ни звука. Лишь мерно жуют и изредка фыркают лошади.

Тарасовка, 4 сентября.
Тёплый, солнечный день. Пошёл гулять за фабрику по реке Клязьме. Раньше пустовавший луг, нынче весь засеян капустой. Капуста уже созрела. В одном месте в реке бултыхается какая-то голая баба, хотя вода прохладная.
    
У нас на участке и вообще в лесу появилась масса опят. С папой за полчаса набрали для засолки целую корзину опят. Помидоры сняли зелёными, они уже хорошо начали спеть на окне. Огуречная ботва начала желтеть, огурцов стало меньше.

Москва, 5 сентября.
Ходил в кино «Уран»(1) смотреть картину «К белому пятну Арктики». Это о правительственной экспедиции на ледоколе «Седов» на Новую Землю в 1930 году. Вышел «Седов» из Архангельска 15 июля. Цель экспедиции — посетить зимовки, построить на Новой Земле радиостанцию и начать научные работы. На Новой Земле с ледокола оставили 4-х зимовщиков на три года. Картина довольно хорошо снята, интересная.

Москва, 7 сентября.
Ходил с Михаилом Кадомцевым смотреть в «Уран» цветной кинофильм «Долина горных скал» (из жизни индейцев). Цветной фильм в СССР показывают первый раз.

Москва, 11 сентября.
Был в Районном комитете ВЛКСМ, меня утвердили кандидатом в ВЛКСМ.

Тарасовка, 14 сентября.
Вчера весь день шёл дождь. Прохладно. +9. У Кадомцевых на огороде помёрзли верхние листья огурцов (12 сентября был заморозок), а на полях в деревне частично помёрзли листья картофеля. У нас всё цело. Говорят, что уже видели громадную стаю журавлей, летевших в строю на юго-запад.

Тарасовка, 19 сентября.
Весь день идёт дождь. Вчера с папой условились ехать в Софрино за грибами. Я должен был утром из Москвы ехать в Тарасовку и идти на станцию Клязьма, придёт папа, и приедут К. М. и М. Н. Чулицкие. Несмотря на дождь, я поехал в Тарасовку. На станции дождались Чулицких, решили за грибами в дождь не ехать. Пошли на бывшую дачную квартиру Чулицких. Поели. На террасе я поймал для коллекции паука-крестовика. Несмотря на позднюю осень, в их огороде почти всё зелёное.
    
Идёт дождь. Я с папой пошли домой, а Чулицкие на станцию. Купил нафталина. Нафталина уже давно нигде не было в продаже, и я случайно нашёл его в аптеке на ст. Клязьме. Мне он нужен для предохранения коллекций от моли.

Москва, 20 сентября.
На работе: я делаю стрелки для приборов, выходит рубля по 3,5-4 в день. После стрелок буду работать на клеммах-контактах, на них можно заработать по 2,5-3 рубля в день. Это считается для мастерской хороший заработок. Обеды в столовой стали давать по выбору, но за 40 копеек (было 30 копеек), стандартные обеды отменены.

Папа ушёл из Госэлектростроя (ГЭС), сейчас безработный.

Тарасовка, 24 сентября.
Поехал в Тарасовку. Настоящая осень. Деревья стоят жёлтые, особенно молодые липы, листья у которых ярко-жёлтые. Грачи летают стаями. Насекомых почти нет. Мы выкопали картошку. В этом году повсеместно неурожай картофеля. У нас он очень мелкий и его очень мало.
    
Ночью собаки Кадомцевых Альма и Аракс загрызли щеночка, который случайно забрался в огород. Этот щенок возраста 4-х месяцев принадлежал Вере, с которой гуляли оба Михаила. Вообще, собаки Кадомцевых загрызли 4-х коз и козлят, 2-х собак, около 13 кур и петухов, около 25 штук маленьких цыплят и 2-х индюшек. И всё же Кадомцевы этих собак держат и отчасти хвалят! Застрелили только одну — Зарю.
      
Я повёз Лорда в Москву. 25-го сентября в Москву переедут все. Галка болела, сейчас почти поправилась.

*****

(1) «Уран» (с 1914-1977) один из самых старых к/т в Москве. Ныне Театр-школа драматического искусства.

*****

Продолжение здесь: http://www.proza.ru/2012/01/11/1975


Рецензии