Диалог о смысле жизни

Татьяна:
Умру, перегнию, исчезнув, испарюсь,
Забуду все, что мне казалось, глупо, пусто,
С землею навсегда самим собой сольюсь,
И выращу ль собой картофель иль капусту,-
Не все ли мне равно?

Это Омар Хайям. В поисках смысла жизни читала его.

Лев Полыковский:
Это, увы, не поиск смысла жизни, а поиск смысла смерти.
Гёте сказал, что каждый человек - это гений. Надо только познать своё назначение. Легче ответить на вопрос: что такое смысл жизни, чем: почему он такой. Видимо потому, что у каждого человека есть на земле назначение, миссия. Но не каждому удаётся её познать и реализовывать.

Татьяна:
О Хайяме. Это о смысле жизни, я воспроизвела лишь окончание стиха. Для меня сейчас жизнь - это просто ожидание смерти.
По поводу гениальности каждого человека - возможно; читала об этом не мало. Но кому нужна эта гениальность? В нашем, индустриальном обществе, штучный товар не востребован. А если и востребован, то в ограниченном количестве.
Но у меня другой вопрос. Человек не выполнил свою миссию, что дальше?

Лев Полыковский:
Что так грустно? Проблемы общества всё более усложняются и для их решения нужны всё более гениальные исследователи. Иначе человечество погибнет.
Если человек не выполнил свою миссию, значит: он зря пришёл в этот мир. Причём это назначение никто не назначил ему свыше, а оно вытекает из совокупности его творческих способностей, из того, что он может сделать, если раскроет свой талант.

Татьяна:
Грустно от того, что есть повод для грусти.
Человечество медленно, но верно идет к своей гибели; возможно, точка невозврата пройдена.

Хорошо, я зря пришла в этот мир. Но есть люди, чья жизнь еще более никчемна и они об этом даже не догадываются. При этом (парадокс) чувствуют себя счастливыми. Зачем, например, люди, с которыми всем плохо? Почему они живут долго и не ощущают дискомфорта? Неужели их миссия - показать нам, что может быть и хуже? Но тогда во имя чего, замысел не ясен?
Я часто задаю себе вопрос: стал бы мир лучше, если бы все люди поступали так как я? Не знаю, стал бы он лучше, но хуже не был бы, точно.
Лев Полыковский:
Значит вы грустите из-за того, что "Человечество медленно, но верно идет к своей гибели; возможно, точка невозврата пройдена". Я не согласен с этим.
Поэтесса Лариса Миллер сказала:
"Всё поправимо, поправимо
и то, что ныне горше дыма,
о чём мы ныне слёзы льём
окажется прошедшим днём,
полузабытым и туманным
и даже, может быть, желанным".

То же говорил и Сергей Есенин.
Многие исследователи, например психолог профессиолог Воробьёв с горечью отмечают, что большинство людей так и уходят в могилу не осознав, зачем они пришли в этот мир.
Таких абсолютно негативных для всех людей не существует. Даже у самых отъявленных негодяев были люди, которым было с этими негодяями хорошо.  Даже Еве Браун было хорошо с Гитлером. Большего негодяя, чем Гитлер я не могу представить.
Татьяна:
Ну, Гитлера вы сами назвали. Я лишь поддержала тему своим примером. Однако речь о другом. Зачем такие жестокости существуют в мире? Они чем-то оправданы?
Лев Полыковский:
Они объясняются медленностью духовной эволюции людей. Гуманные люди далеко обогнали жестоких в духовном развитии.
Татьяна:
С этим не поспоришь. Но смысл в этом разрыве? И что позволило одним людям уйти вперед в своем духовном развитии, а что сдерживает других?
Лев Полыковский:
У одних духовные способности самораскрывающиеся, у других легко раскрывающиеся, у третьих трудно раскрывающиеся, а у четвёртых аномально трудно раскрывающиеся.
Татьяна:
Что влияет на раскрытие этих способностей? Должна быть причина. Поясню на примере. Когда-то все наши предки бегали по земле в поисках пищи, потом в каких-то регионах началось развитие цивилизации, а в других люди "бегают" до сих пор. Считается, что толчком к развитию послужила элементарная нехватка "дикой" пищи. Другими словами, удовлетворенное желание не мотивирует.
Лев Полыковский:
Для труднораскрываемых способностей крайне необходимо найти гениального педагога, который бы помог человеку раскрыть себя. Душа растёт в испытаниях, стрессах, потрясениях и это второй фактор роста духовности.
Татьяна:
Хорошо, душа растет, совершенствуется. Для чего? С точки зрения материализма материя первична и со смертью тела умирает душа. Смысл быть хорошим, совершенствоваться, если это приносит тебе лишь страдания? Ведь "итог один придет - холмик и оградка" (В. Вишневский).
В "Чайке..." Р. Баха Дж. Левингстон совершенствовалась и перешла в другой, более совершенный мир. Это интересная идея, а что же в реальности? Какова конечная цель совершенствования?
Татьяна:
Кстати, гениальных педагогов на всех труднораскрываемых гениев не хватит. Просто хороших не хватает. А учитывая отношение общества к такой деятельности и зарплаты педагогов, понимаешь, что обществу гении не нужны вовсе.
Лев Полыковский:
Не совсем точно выразились. Бюрократы именно так думают, что обществу гении не нужны вовсе.
Да. Я сторонник поисков путей достижения личного бессмертия телесного и бессмертия души как биопсиполевой формации см. работы А.К.Манеева и Фомина. Вы очень точно заметили, что чем большего достигнет тот или иной человек, тем более бессмысленна его смерть.
Татьяна:
По поводу образования позвольте с вами не согласиться. Не только бюрократы, но и большая часть населения не осознает ценность образования. Не хочу их винить, просто мы находимся на той стадии развития, когда осознать это еще сложно. Всю обозримую историю человечества можно условно разделить на два этапа: аграрной и индустриальной цивилизации. Аграрное общество вообще не нуждается в большом количестве грамотеев, а в индустриальном ценится стандарт. К сожалению, когда в передовых странах мира постепенно формируются основы информационного общества, у нас продолжают восхвалять ценности уходящей эпохи. Даже наша школа - это школа аграрного общества, как ее не реформируй.
Татьяна:
Лев, Вы лучше меня знаете, что в философии один из главных вопросов - что первично? Как бы вы на него ответили?
Лев Полыковский:
Первична субстанция континуально-полевого характера или Бог или высший разум, а вторична возникшая на её базе материя. По теории А.К.Манеева (Минск).
Лев Полыковский:
По поводу образования я с Вами полностью согласен. И это не противоречит моей теории.

Татьяна:
С теорией Манеева вкратце познакомилась. Где-то, на интуитивном уровне, у меня были подобные идеи, но от этих мыслей становилось страшно.
Татьяна:
Еще какие! "Первична субстанция континуально-полевого характера или Бог или высший разум, а вторична возникшая на её базе материя." - это ответ на главный вопрос философии, что первично: материя или сознание. Все бы ничего, но в трудах того же Манеева доказывается, что душа материальна и идеи материальны. Вот и решай, что для него первично материя или сознание?
Татьяна:
Лев, последнее сообщение - это не для вашего чтения. Это мои черновые размышления, извините.
Татьяна:
Лев, еще раз извините. Наверное больше нет смысла продолжать наш диалог, я явно не дотягиваю до вашего уровня. Моя жизнь - это жизнь обывателя, у которого множество житейских проблем и нет определенных целей в жизни, кроме одной - поставить на ноги детей. Как только я справлюсь с этой задачей, моя жизнь будет лишена всякого смысла. Извините и за то глупое сообщение, которое вы не должны были читать.
Лев Полыковский:
Я не могу настаивать. Но мне было интересно с Вами обобщаться и если есть вопросы, задавайте. С удовольствием Вам отвечу.
Я не считаю, что выбор первичности между материей и сознанием - самый главный вопрос философии и самый основной.
Манеев был моим научным руководителем, но я не дотянул до защиты. Не сдал английский.
Татьяна:
Мне с вами тоже чрезвычайно интересно, но я чувствую, что все мои вопросы и высказывания весьма примитивны. Вчера ночью читала Манеева и о Манееве то, что нашла в прозе.ру. Не все поняла. Попыталась обсудить этот вопрос с подругой. Опять же начали с того, что первично (так нас учили). Запутались окончательно. У Манеева совершенно другой взгляд на привычный для нас мир. Прекрасно понимаю, что то, что мы можем воспринимать нашими органами чувств – это как подглядывание в замочную скважину, видна лишь узкая полоска, а все остальное скрыто.
Лев Полыковский:
Вы не стесняётесь: спрашивайте. Что могу объясню. А страницу в проза.ру создал я.
Лев Полыковский:
Буду её пополнять. В том числе и моими диалогами с Манеевым.


Рецензии
Смысл жизни давно известен: он - в сотворчестве и совершенствовании:)

Алеф Нун   11.02.2018 00:08     Заявить о нарушении
Для меня это неоспоримый факт. Но некоторые, например, Венер Мовлетов видят смысл жизни в любви.

Лев Полыковский   11.02.2018 07:31   Заявить о нарушении
Любовь- это суть Мироздания:)

Алеф Нун   11.02.2018 13:25   Заявить о нарушении
Высший смысл,-- он в рождении и есть цель,которую чел называет смыслом.Он у каждого свой.

Владислав Карчевский   25.02.2019 12:20   Заявить о нарушении
Рождение- это средство
Цель у всех одна,а задачи разные
Так думаю:)

Алеф Нун   25.02.2019 16:50   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.