Золотые штаны российской экономики

МВФ – хороший доктор, но Россию ему не вылечить
То, что России нужен мощный рывок в сфере экономики, чтобы встать в один ряд с индустриально развитыми странами, спору нет. Вопрос лишь в том, каким образом сделать этот крайне необходимый прорыв. Казалось бы, нет ничего проще: надо привлечь инвестиции, которые являются универсальным средством экономического роста, в реальный сектор экономики. Самый простой выход – наполнить портфель иностранными кредитами и воспользоваться готовыми западными рецептами. Но, чтобы эффективно заработал привлеченный иностранный капитал, необходимо четко себе представлять не только объемы, а, главное, направление вложений и социальные последствия этих заимствований.  В противном случае можно получить очередной дефолт на подобие того,  который в августе 1998 года потряс Россию. Ярчайшее предостережение от  неэффективного использования кредитов -  Аргентина, которую в 2001 году тряхнуло так, что она не может прийти в себя до сих пор. А ведь был момент, когда их экономисты предлагали свои рецепты спасения России. Поэтому, прежде чем следовать указаниям Мирового валютного фонда или иным советам западных бизнесменов,  надо сопоставить это с  интересами России и ее граждан.
Уволить нельзя модернизировать
По оценкам Глобального института МакКинзи, нецелесообразно модернизировать 25% мощностей российской промышленности. Это ровно половина от числа предприятий и 30% от всей рабочей силы страны. Из этого следует, что западные бизнесмены будут инвестировать капитал крайне избирательно (то есть в те отрасли и производства, которые дадут наибольшую и быструю отдачу), а это, в свою очередь, вызовет массовые увольнения работников неперспективных предприятий. Таким образом, ставится под угрозу существование малых градообразующих предприятий, население вокруг которых в целом по России составляет порядка 40 млн. человек (28% от общей численности населения). Однако не стоит из этого делать трагедию: Россия по уровню инвестиций на душу населения среди стран Восточной Европы и бывшего СССР находится на третьем с конца месте, опережая только Белоруссию и Украину (на одного жителя страны приходится 246 долларов США, что в 24 раза меньше, чем среднемировой итог, - 5833 доллара), а вложения из-за рубежа в основной капитал в общем объеме инвестиций составляют всего 4,2%. Доля же иностранных инвестиций в валовом внутреннем продукте (ВВП) просто смехотворна – 0,4%. Другими словами, говоря об инвестициях, мы должны иметь в виду, что основными инвесторами нашей экономики являются не западные тугие кошельки, а российские граждане.
Своя рубашка к трехлитровой банке ближе
Чтобы в полной мере использовать громадный потенциал страны, народу надо создать такие условия, чтобы он поверил, что его не обманут в очередной раз. А пока он не очень-то спешит поверить курсу, проводимому правительством.  И это недоверие к власти четко отражается в инвестициях на развитие экономики. Если в развитых странах почти 90% валовых сбережений превращается в инвестиции, то у нас своя, отличная от всего мира психология. Так, в 2001 году сбережения населения составили 32,5% от ВВП, а инвестиции к ВВП – всего 17,4%, то есть почти половина валового сбережения населения осталась в «чулках».
Когда в стране рука об руку шагают бандитский и административный рэкет (об этом, кстати, говорил в своем послании Федеральному Собранию Президент страны В. Путин), еще неизвестно, который из двух зол для предпринимателей и населения хуже. Вполне возможно, что именно поэтому иностранцы с большой опаской вкладывают свой капитал в нашу страну. С другой стороны, столь низкую инвестиционную привлекательность российской экономики многие объясняют еще с  чрезвычайно высоким уровнем налогообложения российских предприятий. Он, например, в два раза выше, чем в Китае. Соответственно в Китае в два раза выше и темпы экономического роста – 10% в год.
Не можем поднять Россию? Поднимем Америку!
В России создалась парадоксальная ситуация. С одной стороны, катастрофически не хватает инвестиций, с другой - объемы вынужденного бегства и криминального вывоза российского капитала растут угрожающими темпами. По официальным данным Госкомстата России, российские компании в 2001 году сделали за границей 16,2 млрд. долларов долгосрочных инвестиций. И это только официальные данные. Реальные объемы ухода российского капитала за рубеж, в том числе и криминальный вывоз по «серым» схемам, трудно даже представить. По некоторым оценкам он уже достиг 300 млрд. долларов, по другим – давно перевалил за этот рубеж. Примечательно, что больше половины легально вывезенных средств получили компании в США, а оставшаяся часть осела в офшорах на Кипре, в Нидерландах, Либерии. Как же так получается, что власть говорит о недостатке свободных средств для реанимации и обновления фондов промышленности, а олигархи тем временем способствуют росту американской экономики?
«Но ведь вывезти из страны незаметно многомиллионный капитал невозможно!», – воскликнет вдумчивый читатель. И будет прав. Однако ловкие финансисты разработали для этого десятки безотказных схем. К примеру, по данным PriceWaterhouseCoopers, российский капитал экспортируется в виде торговых и неторговых кредитов и банковских депозитов. Эти средства служат гарантией получения кредитов в иностранных банках. Значительную часть вывезенных средств либо полученные под них кредиты западных банков российские офшорные компании используют для покупки собственности российских же предприятий. А дальше картина становится еще интересней. Под видом возврата иностранных инвестиций (в форме выделенного офшорными компаниями кредита) средства вновь выводятся за границу и уже не доллары, а исконно российская собственность уходит за рубеж.
Но для чего нужна такая хитрая комбинация? Неужели нельзя воспользоваться плодами производства своего предприятия здесь, на родной земле, в России? Ответ до удивительного прост: а вдруг правительство, как в 1917 году, объявит  о том, что не отвечает по международным обязательствам или того хуже, произойдет очередная смена государственного строя? Кто вернет заработанный капитал? Вот в этом-то случае собственник с полным основанием может заявить, что кредиты и выкупленные российские предприятия принадлежат иностранному капиталу. А потому, на «чужой каравай, рот не развевай», и если вы хотите с нами дружить, будьте добры, верните-ка не свое. Рассмотренный выше пример всего лишь вершина айсберга. Между тем ширятся и крепнут официальные инвестиции промышленно-финансовых групп в собственность и бизнес за рубежом. Например, никого уже не удивляет покупка и развитие заграничных предприятий дочерними структурами Олега Дерипаски в Украине, Румынии, Армении, Австралии, открытие сети заправочных станций в США «ЛУКОЙЛом», выпуск еврооблигаций Газпромбанком и Московским народным банком и т.д.
Над пропастью глобализации
Пока Россия в течение десяти лет разбиралась, кому, что и на каком основании должно принадлежать, высококвалифицированные кадры разбежались, некогда мощные производственные объединения развалились, уступив дорогу спекулянтам и торгашам, которые в бывших  заводских цехах устроили торговые площадки. И это в то самое время, когда крупные международные компании вкладывали в развитие своих предприятий десятки миллиардов долларов, а глобализация (раньше это модное ныне слово обозначалось международной интеграцией) приобрела всемирный масштаб. Сегодня рассчитывать на конкурентоспособное производство в тех отраслях, где Запад занимает приоритетные позиции, России не приходится, ибо на мировом рынке наукоемкой продукции ее доля сведена до минимума. Значит, надо искать и развивать те сферы деятельности, где у нас есть очевидные преимущества. И в то же время, отказываться от иностранных инвестиций было бы просто глупо: построив заводы в России, мировые производители в какой-то степени будут развивать и нашу экономику, дадут работу сотням, тысячам людей. Однако в этом вопросе надо быть крайне осторожными, чтобы не впрячь в одну телегу «олень и трепетную лань».
Как показывает практика, на тех предприятиях, которые построены с помощью внешних инвестиций, основное бремя управленческих решений переносится в транснациональные структуры. Это означает, что на таком предприятии придется отказаться от суверенной промышленной политики, руководящие посты в нем будут занимать представители головного предприятия, что успешно и было продемонстрировано на днях на вновь открытом Всеволожском филиале завода «Форд».

Пианист играет как может, инвестор руководит как хочет
В связи с тем, что собственником компании является иностранное юридическое или физическое лицо, бюджет страны теряет немалую часть доходов: основные затраты на социальные и экологические цели осуществляются преимущественно в той стране, где находится головная организация компании. Поэтому вполне возможен вариант, при котором лет через десять-двадцать на территории России останутся лишь экологически грязные производства.  Не верите? А зря.
Вот уже в течение нескольких лет идет борьба за строительство алюминиевого завода в г. Всеволожске.
У этого проекта есть как искренние сторонники, так и ярые противники.  Сторонников понять можно: их ожидают многомиллионные барыши. Но и у противников есть веские доводы для защиты своих прав и законных интересов.
При производстве алюминия образуются более двадцати видов вредных веществ, содержащих сернистый ангидрид, сероводород, плохо растворимые фториды и смолистые вещества. Фтористый водород, не говоря уже о других ядовитых отходах алюминиевого производства, является основным виновником тяжелейшего заболевания дыхательных путей. Он легко разносится на 15-20 километров. С учетом розы ветров и близости Санкт-Петербурга к Всеволожску угроза экологической катастрофы для петербуржцев становится реальностью. (Для справки: Построенный в свое время Таджикский алюминиевый завод выбросами в атмосферу сотен тысяч тонн фтористого водорода, двуокиси серы, оксида азота и других загрязняющих веществ превратил Сурхандарьинскую область в зону экологической катастрофы. Беззубая корова, молоко и мясо которой нельзя употреблять в пищу, стала для этих мест обычным явлением. Практически полностью прекращено выращивание тутового шелкопряда, погибли плантации виноградников и сады знаменитых дашнабадских гранатов и косточковых культур. И, самое главное, наблюдается тенденция роста врожденных аномалий, заболеваний органов дыхания, костно-мышечной системы и нарушений обмена веществ).
Усыновит ли Россия глобального пасынка?
Конечно, хотелось бы верить заверениям сторонников строительства алюминиевого завода, что «применение новой системы воздухообмена позволит практически полностью исключить фонарные и иные выбросы вредных веществ, которые являются основными источниками загрязнения окружающей среды на других алюминиевых заводах». Но тут же возникает резонный вопрос к англичанам: если их новая технология «сухой» газоочистки обеспечивает улавливание 99,9% вредных веществ, то почему бы им не построить такой завод в Малайзии или Новой Зеландии, откуда предполагается ввоз глинозема, тем более что исходный материал лежит прямо под ногами?
Россия – стратегически важный объект для вложения капитала. Именно поэтому транснациональные корпорации (их филиалов в России почти 700 – компании «Филипп Моррис», «Кока-Кола», «Майкрософт»,  «Форд», «Сименс» и т.д.) уверенно продвигаются в глубь России, планомерно подминая под себя российскую экономику. И никто, и никогда не узнает, сколько миллиардов долларов от этой экспансии получит Россия, и сколько она от нее потеряет.

2001 г


Рецензии