Повесть Калейдоскоп - 19

фото папы Маноля и меня на Спартаке

Тут можо посмотреть другие фото и фото бабы Груши - это пдф

http://coronelli.ucoz.ru/_ld/0/8_Kaleidoskop_plu.pdf

МАЛЕНЬКИЙ КАМЕШЕК – ДЫМЧАТЫЙ КВАРЦ

Ещё, в квартиру деда Якова, приходила подруга мамы Вали, Ольга Владимировна Ленская, из рода Ленских. Помните у Пушкина в «Евгении Онегине» про Владимира написано:
«С душою прямо геттингенской, красавец, в полном цвете лет, по-клонник Канта и поэт». Вот и она такая, только в женском обличии. Не знаю, писала ли в юности Ольга стихи (надо будет спросить, когда придет ко мне в гости), но что поклонница Канта – это точно. Помню, что её мама была художницей. А мама Валя про Ольгу мне рассказывала ужасно смешные истории. Например, как она отковыривала плохо выложенную плитку в женском туалете НИИ, где они с мамой рабо-тали, и выносила по одной за пазухой через проходную. Целый год, каждый день! И никто не заметил.

А Ленская выложила этой плиткой ванную комнату для всех жильцов коммуналки, в которой жила. Ольга, я очень тебя люблю!

И СНОВА РАЗНОЦВЕТНЫЕ СТЁКЛЫШКИ-ОСКОЛКИ ЁЛОЧНОЙ ИГРУШКИ

Россия кошкой во дворе
Новорождённых ищет деток.
«Быстрей топить котят в ведре!»
Указ царя. «Придворных следом»...
– «Но я сбежал, тем спасся я,
Но мал и Бог меня не любит», –
Мяучил зверь у алтаря.
Он обознался, в храме люди...

На вечеринки собиралось очень много народу: мамина тётя Лена – ветеран войны, носившая вместо броши на черном платье медаль «За отвагу» и её муж – дядя Костя, главный озеленитель города Москвы, который без конца хвастался, как красиво цветут яблони на Воробье-вых горах; племянник мамы Леры – полковник дядя Витя с женой Татьяной – имеющей докторскую степень по микробиологии в МГУ, и их сыном – будущим советник-посланником России в Чили.

Помню домашние концерты: папа Женя играл на кларнете, Гендель на трубе, папа Маноль пел «Голубку» по-испански (у него был очень сильный голос), а после на русском, вместе с мамой Лерой: «Ой, Самара, городок, неспокойная я, успокой ты меня!» А потом, устав от пения, дед Маноль и дед Яша неизменно спорили о политике и христианстве. Дед Яша был против коммунистического движения, а дед Маноль – «за!»

Я сижу и слушаю, как папа Маноль доказывает Якову «о вреде попов».
«Когда мне было меньше семи лет, я носил короткие штанишки до ко-лен. Такие штанишки носят все мальчики в Испании до школы. Чем старше класс, тем длиннее брючины». Представляю деда: худой, щуплый пацан из нашего двора, в обрезанных штанах. Девчонки смея-лись бы над ним!

«Меня поймал поп, когда я воровал соседские мандарины. Отвел в церковь и поставил голыми коленками на горох», – продолжает дедушка.
«Ничего себе», – думаю я. Страшный толстый поп, с длинной бородой и в черной рясе, склонился над моим маленьким папой и, сверкая глазами, грозно ревел, размахивая вымоченными розгами: «Негодяй! Ты, почему зелёные яблоки воруешь?!»
«Маму Марию позвали соседи: «Твоего Мануеля Хесуса наш падре Игнасио на горох поставил». Мария влетела в костёл. Увидела меня и сказала: «Ты чего Игнасио, совсем озверел?! Хесус больше в твою Воскресную школу не придёт!» – и дала падре пощёчину. И это не-смотря на то, что сама была верующей, и ходила каждое воскресное утро в церковь».

«Папа Маноль правильно делает, что он против попов», – думаю я.
И вместе с ним смеюсь над дедушкой Яшей.
– Ну вот, воспитали безбожницу, – сокрушается дед Яша, махая рукой.

Сам дед Яков знал иврит, но об этом я догадалась только, после его смерти, когда нашла среди оставшихся вещей Сидур, с дарственной надписью его мамы Рейзи.
Оба моих деда спорили так долго и шумно, что баба Груша каждый раз охала и причитала: «Хорошо, что муж мой Иван и прабабка Рейзя с Ароном не дожили» и качала головой. Ей уже тогда было около ста лет.

ЧЁРНАЯ ЖЕМЧУЖИНА – СРОДНИ БЕЛОЙ, ТОЛЬКО БОЛЕЕ РЕДКАЯ, А ЗНАЧИТ ЦЕННАЯ

Помню её морщинистое лицо, на котором светились молодостью го-лубые ясные глаза. Вышивая без очков наволочку на подушку, она рассказывала мне: «Была я кормилицей у барина, трёх деток его вы-кормила и Вальку – мамку твою, а барин знаешь какой знатный был, лапсердак шитый носил, торф (торт) каждый вечер ему к кофею пода-вали». От барина у бабы Груши остались: резной ломберный столик (он стоит у меня в спальне вместо тумбочки), две высоченные стойки из красного дерева для цветов и золотая цепочка от карманных часов. Аграфена отпиливала от неё звенья и покупала хлеб. Эта цепочка по-могла прабабушкиной семье выжить в революцию, пережить все вой-ны и голодные времена, выпавшие на её век.

Неграмотная, но умная и трудолюбивая она рано вышла замуж и была «характеру крутого и нрава необузданного», лупила своего мужа «мясом по морде» – как она выражалась, если в мясе было слишком мно-го жил и костей, и гнала его снова в магазин менять покупку. Но любил её дед до безумия и всё ей прощал.

В России самая верная валюта – это самогон, и баба Груша втихаря гнала его, пряча под кроватью кастрюлю с дрожжами и бражкой. Крышка на кастрюле делала так: «Пых-Пых!» Моя малышка мама ужасно боялась этого звука и всё время спрашивала: «Кто так пыха-ет?» Баба Груша делала страшные глаза и говорила: «Там Дюдюка сердится, вот не будешь слушать меня, он придёт к тебе и напугает». Мама Валя помнила это всю жизнь, смеясь, мне рассказывала, как однажды не выдержала и решила посмотреть на Дюдюку этого и стала звать: «Дюдюка, выходи, Дюдюкаа-а-а-а-а?!» А он не вышел, и мама Валя престала бояться этого «Пых-пых!».

Выпив рюмочку, баба Груша уходила с «домашнего концерта» пораньше в свою комнату. За ней с трудом вылезая из-под стола, шёл огромный толстый серый кот, правнук того, обидчивого обжоры, любившего меня всё-таки больше детского питания. Его тоже звали Кузя.

продолжение http://proza.ru/2012/01/11/269


Рецензии