Сам Артамонов

Телефонная трель упрямо разносилась по квартире.
- Возьмите же кто-нибудь трубку! – взмолилась на кухне Галина Алексеевна. – Я не могу, у меня руки в рыбе.
- Дед, это наверняка тебя,  - застегивая второй сапог, прокричала Настя и скрылась за входной дверью.
Олег Владимирович шаркающей походкой двинулся к назойливому аппарату.  Предположение внучки о том, что звонили именно ему, было небезосновательно. У почтенного главы семейства Спеховых сегодня был шестьдесят восьмой день рождения.
- Да, - плавным жестом поднеся трубку к уху, произнес именинник.
- Олег Владиммчч! – зычно прозвучал мужской голос в ответ. – Слава Богу, дозвонился! Ты что, празднуешь уже? Звонков не слышишь?
- Да нет, - немного смутившись, ответил именинник, - не успел просто…
- В общем, с днем рождения тебя, дорогой! Желаю тебе… - с другого конца провода зазвучали традиционные пожелания, которые обычно произносятся в адрес уже немолодых новорожденных.
Олег Владимирович вежливо кивал, благодарил, иногда застенчиво улыбался. Словом, принимал поздравления подобающим воспитанному человеку образом. Наконец попрощавшись со звонившим, именинник положил трубку. С кухни раздался голос жены.
- Кто звонил?
Олег Владимирович задумчиво посмотрел на аппарат, потом в сторону кухни и, выдержав короткую паузу, доложил:
- Артамонов.
- А кто это?
Именинник вздохнул и, пожимая плечами, ответил:
- Я не знаю.
В прихожей показалась Галина Алексеевна.
- А о чем же ты с ним так долго разговаривал? Может,  с работы кто-то?
- У нас в ЦКБ Артамоновых не было.
- Ну ты даешь, дед! Пора тебе таблетки от склероза покупать.
Жена опять скрылась в кухне, где полным ходом шло приготовление к праздничному ужину. Гостей ждали к шести.  В течение дня  телефон звонил «по поводу» еще неоднократно. Забегала соседка снизу, торжественно вручив имениннику  потертый двухтомник его любимого Пикуля из собственной библиотеки. Прослышав про день рождения «соседа с девятого»,  деликатно поскребся в дверь дворовый пьяница Колька в надежде обрести пару заветных рюмочек по торжественному случаю. Суетливо сновала по квартире жена, перемещая из кухни в гостиную накрахмаленные скатерти, натертые до блеска фужеры и прочие  атрибуты семейного застолья. В другой раз Олег Владимирович обязательно подшутил бы над ней, не понимая почему она нервничает так, словно это застолье первое и решающее в ее жизни.
Но шутить отчаянно не хотелось. В голове именинника назойливо крутился один единственный вопрос: кто такой Артамонов? Олег Владимирович снова и снова перебирал в голове всех своих однокурсников, друзей детства, сослуживцев, даже случайных попутчиков в поездах и самолетах, коих было немало в пору его активной трудовой деятельности в конструкторском бюро по судам на подводных крыльях.  Не было среди них Артамонова! Не было! А если и был, то очень давно. И он категорически не мог знать того, о чем упоминал по телефону таинственный господин! 
Ну, вот откуда совершенно неизвестному ему Артамонову (при этом запанибратски обращавшемуся к имениннику на «ты») известно о его последнем, вполне печальном посещении, простите, уролога?! Или  о том, что его младшая дочь, Наталья, беременна вторым?! Или…
Чем больше фактов, упомянутых в утреннем телефонном разговоре, всплывало в памяти Олега Владимировича, тем отвратительнее становилось на его душе. Последней каплей для окончательной утраты праздничного настроения стал услышанный им обрывок разговора Галины Алексеевны с только что вошедшей в квартиру дочерью Светланой.
- … я уже всем нашим рассказала. Представляешь,  говорил с ним полчаса и даже не догадался, кто он такой!
Женщины снова засмеялись.
- Что ж, раз сам Артамонов почтил деда своим вниманием, значит, день рождения можно считать состоявшимся, - весело констатировала старшая дочь и чмокнула растерянного именинника в щеку, - с днем рождения, пап!
- Спасибо, - сдержанно кивнул Олег Владимирович, - вот вам смешно, а я всю голову сломал…
- Да ладно тебе, Олег, - махнула на него жена. – Радуйся, Сам Артамонов тебя поздравил.
За столом история с утренним звонком занимала гостей все больше. Почти каждый тост начинался со слов типа: «я, конечно, не Артамонов, но тоже хочу поздравить именинника» или «Ну, уж если Сам Артамонов тебя поздравил…» и так далее.
Интригу невольно разрушил припозднившийся гость – младший зять именинника Дмитрий. Услышав в сотый раз пересказанную историю о таинственном поздравлении, он буднично поведал собравшимся, что Артамонов – это никто иной, как его отец Юрий Васильевич.  А поскольку отец он ему не родной, то есть отчим, то и фамилии у них в силу известных обстоятельств разные.  Гости тут же притихли, вдруг осознав, что в кураже сей факт неожиданно позабыли.
В курилке с невероятным облегчением выпуская очередное кольцо сигаретного дыма, Олег Владимирович виновато посмотрел на зятя.
- Ты, Дим, отцу-то не рассказывай. А то неловко как-то вышло.
- Ладно вам, Олег Владимирович. Зато какая история получилась.
- Да, - засмеялся  счастливый именинник, - Сам Артамонов поздравил…


Рецензии