Наш приезд в казахстан 3 -байбек-первое знакомство

                                Байбек               
               
               
                Первое  знакомство 
 
                Итак, выехали мы из поселка Казалинк     рано утром  и ехали на открытой телеге по заснеженной дороге очень долго. Мы с мамой были укутаны в теплое одеяло, а бабушка ,с камшой (короткий кнут) в руках, сидела спереди на телеге и правила ишаком.   Было морозно ,солнца не было видно  ,все  вокруг белым-бело. По обочинам мелькали какие-то колючки, но в основном камыши ,они были выше человеческого роста и ,мне казалось ,что мы едем через  густой  белый лес.
               ( Когда мы были в поселке в доме у бабушкиного родственника, где мы останавливались на ночевку, маму  все отговаривали ехать в Байбек к дедушке с бабушкой . Председатель колхоза - родственник  по дедушкиной линии Кожахмет Ата- киргиз, который тоже там был  ,предлагал  маме жилье и работу библиотекаря  на время, пока приедет папа. Но мама отказалась от этого предложения, сказав ,что будет жить там ,где живут папины родители.  «Раз там люди живут, то и я там  выживу»,- таков был ее ответ….. Это мама  мне рассказала  совсем недавно, сейчас ей 85 лет,  она живет у своего внука Руслана и еще помогает своим правнукам ,которые учатся в казахской школе, решать  задачи по математике.  )
                Под вечер подъехали  к какой-то колючей изгороди, бабушка слезла с ишака, который внезапно заорал каким-то ужасным ревом, и открыла деревянные ворота, сделанные из круглых сучьев. Мы въехали в  небольшой дворик ,  запахло навозом,     дома не было, а был небольшой загон  для скота, из которого тут же послышалось  блеяние.    Нас  весело встретила дворняжка, крутила хвостом  и совсем не лаяла на нас.     Мама   слезла  и ,проваливаясь в снегу, стала доставать из тележки наш чемодан  и сказала ,чтобы я тоже слезала. Я было  собралась протестовать, ведь в телеге было более-менее теплее, да и дома никакого не видно было в этом дворике. Но мама с чемоданом  в руке, молча пошла за бабушкой.  Пришлось  мне слезть и бежать за ними по снегу: не останусь же я одна в телеге.
                Они подошли к небольшой деревянной дверке, еле заметной в снегу на земле, бабушка открыла ее и стала проваливаться в какую-то яму ,потом меня туда спустила мама ,но это мне уже не казалось ямой, а было похоже на   пологий темный коридор , по которому я шла за бабушкой по земляным ступенькам. Мама пробиралась за нами. Бабушка открыла  небольшую дверь и мы зашли в темное помещение , едва освещенное тусклой  керосиновой лампой . Где-то из глубины послышался слабый старческий голос, бабушка что-то громко ответила  и , сняв с своих сапог галоши, пошла в глубь дальше. Мама меня стала раздевать , попутно говоря ,что это и есть наш дом ,где мы будем жить. Ни какие мои протесты не принимались , и я стояла, как вкопанная .Мама прошла дальше за бабушкой  и громко стала с кем –то здороваться .Я быстро подбежала к ней, крепко схватив за юбку, и увидела ,что  мамины руки оказались в  худеньких руках какого-то  худенького старичка ,сидевшего на полу в одеяле на алаше (домотканый коврик ),бабушка уже сидела рядом. Мама сказала, что это мой дедушка ,и , чтобы я подошла поближе к нему  и протянула руки поздороваться. Я испуганно протянула к нему руки , и  дедушка стал меня обнимать слабыми руками , плача и  приговаривая что-то, потом  ,притянув поближе , судорожно стал нюхать мой затылок .И ,несмотря на то, что я была в глубоком недоумении от увиденного( в шоке, как сейчас выражаются),почувствовала какую-то притягательную силу от этих прикосновений. Дедушка  плакал, мой затылок стал уже мокрым, а я все лежала ,уткнувшись в его острые колени.( Это уже потом я буду искать себе убежище в дедушкином одеяле , это уже потом эти слабые колени будут для меня щитом от бабушкиной палки).А  сейчас я сижу на  алаше около дедушки и с испугом  разглядываю это убогое жилище, в котором мне предстояло жить.
             Слабо пахло гарью. Глаза  уже привыкли к слабому освещению. Стены и полы были земляные. И  прямо в стене была проделана ниша, в которой  горела керосиновая лампа. На полу был разбросан камыш, а на  половине ,где мы сидели ,поверх камыша была  застелена алаша (домотканый шерстяной коврик) .В переднем углу стоял деревянный сундук непонятного цвета, на котором были сложены цветные одеяла.      А , напротив двери, чернело что-то похожее на  печку, на которой стоял большой  казан (котел) с водой. Около печки был сложен камыш и ченгиль (колючий кустарник) и рядом небольшой деревянный сундучок. Никакого дымохода не было , а только вверху было какое-то отверстие, заткнутое тряпкой.
          Бабушка вышла во двор и принесла полное ведро снега ,который выложила прямо в казан. Потом она вытащила из отверстия наверху черную тряпку и затопила печку камышом .Дым выходил наружу из отверстия, но и комната тоже наполовину заполнилась этим дымом. Все было ,как тумане. Глаза мои заслезились  и ничего  не стало видно.  Дедушка  все расспрашивал маму, смешивая    казахские и русские слова, мама отвечала на татарском. Я ничего не понимала , и только   ,слышав имя  Туган, отмечала про себя, что речь идет о папе.
         Вода ,растопившаяся из снега, закипела, и бабушка  ковшом ее залила в самовар, стоящий около печки. Потом она ,набрав  в совок красные горячие угли от чингиля  из печки ,засыпала   их в самоварное отверстие и одела на него черную трубу. Мама подошла к   бабушке и ,что-то расспрашивая, стала ей помогать. Вместе они , заварив  в чайнике кусочки плиточного чая , который хранился в железной коробочке, стали готовить «на стол» .Бабушка расстелила  на алаше  перед дедушкой и мной   козью шкуру , в которой был завернут  дастархан (матерчатая скатерть) с  тапананом(казахский домашний хлеб  )        и  куртом   (засушенный соленый творог) .   Потом она открыла деревянный сундучок и вытащила оттуда пиалушки и небольшой мешочек, который положила в карман своего камзола. В мешочке был колотый жженый сахар ,который был роздан каждому по одному кусочку. Мама поставила на железный поднос  самовар и чайник, и стала разливать всем чай, как показывала бабушка. Мне чай показался невкусным и пресным, да еще глаза чесались от дыма, а дедушка пил и клал в чай какую-то серую соль. Чай пили недолго  , потом дедушка  прочитал  «бата»,и дастархан  был быстро убран. Бабушка поставила на закваску тесто для тапанана  на ночь. Кряхтя и шатаясь на слабых ногах ,встал дедушка и потихоньку вышел наружу во двор.
             Постелили нам с мамой где-то в углу на корпеше, в глазах резало , и я  уснула очень быстро.
             Утром я проснулось от какого-то монотонного звука. Было еще темно ,только сверху откуда-то  еле пробивался дневной свет. Это было «окно»- небольшое стекло в отверстии наверху. Мамы около меня уже не было, а рядом со мной лежала моя кукла Светланка . Значит, мама уже открыла наш чемодан и положила мою подружку со мной, делая этим мне маленький сюрприз. И я  крепко обняла  свою  Светланку , чувствуя своим детским сердцем ,что она  - моя та единственная  маленькая  ниточка , соединявшая меня с тем миром  , с  которым я рассталась .
         Я осмотрелась , и увидела ,что бабушка сидит и крутит длинной палкой какие-то  большие камни, под которыми была расстелена козья  шкура.     Сверху она рукой насыпала    зерно ,         которое потом ,протираясь  между двумя круглыми серыми камнями ,превращалось в муку( это называется дермен – ручная мельница ). Мама сидела около бабушки и просеивала муку на другую  расстеленную  шкура, а потом  собирала эту муку в чашку.
         Я соскучилась по своей кукле и стала играть с ней , сооружая ей из курпешек маленькую кроватку. Дедушка ,сидя,смотрел на меня и улыбался.
          Потом бабушка ,растопив  печку , вскипятила воду в казане .Опять стало пахнуть дымом. А  когда уже все прогорело и осталась только красная горячая зола, она закопала туда тапа (кладут заквашенное тесто на  сковородку без  ручки   и сверху закрывают другой  ), чтобы испечь хлеб. Через некоторое время мы уже пили чай со свежим  ароматным тапананом , вкус которого я уже не забуду никогда.
               
                (продолжение следует)


Рецензии