Две свечи

               
               

               Июнь 2005 года

         Мне сегодня снова снился всё тот же сон из моего далёкого детства, как много лет назад ,  морозной зимой  я упал в реку, и тонул увлекаемый под воду ледяным потоком воды. Кромка льда под моими руками ломалась не давая мне как следует ухватиться за края, а одежда промокла и стала настолько тяжёлой, что шансов на спасение практически не было. Я стонал и плакал понимая , что могу погибнуть в любую минуту , но тайга молчала .Суровая  и величественная она простиралась по обеим берегам реки, на многие километры...не издавая в ответ ни единого звука. Мой детский голосок растворялся и таял в  белоснежно-белом покрывале зимы.
      -  Держи палку ! Давай пацан , хватайся скорее ! - услышал я звонкий голос перед собой .Я приподнял голову от ледяного покрова и увидел перед собой мальчишку  лет десяти. Он был на пару лет старше меня , но взгляд его был на столько серьёзным , что я понял : « Это моё спасение!» .Паренёк протягивал мне длинный шест , и решительным голосом повторял команду:
       -  Хватайся дурья башка , а не то потонешь !Живо хватайся !
      Я сделал рывок , и вцепился в жердь . Сквозь мокрые глаза , я успел рассмотреть, как к мальчугану подбежал мужчина ,и принялся помогать ему вытаскивать меня из воды.....Так я остался жить , благодаря этому проворному и смелому пареньку.
                * * *               
       С тех пор прошло целых тридцать  лет. Теперь я врач в районной больнице , лечу людей со всей округи , но до сих пор не могу забыть , этот яркий случай из далёкого детства. Видимо кто-то распорядился моей судьбой так , что бы я остался жить и помогать исцелять других. Мне уже тридцать восемь , но я так ни разу  не задумался чьё это было провидение пока не произошёл со мной один странный случай.                               
      Лето в тайге бурное и жаркое . Всё расцветает за считанные недели, что бы успеть за короткое северное лето прожить свою яркую и радостною жизнь. Был вечер - около пяти часов . Я вышел на крыльцо больницы, и присев на лавочку закурил. Рабочий день заканчивался , и я сидел в белом халате разглядывая розовое небо над сопками .К ногам прибился пёс по кличке Матрос. Огромный и лохматый , как леший из детской сказки .
      -  Ну , что морда, жрать хочешь ?- и я потрепал собаку по загривку .- Сейчас принесу .- и я приподнялся собираясь уйти. В это мгновение за моей спиной раздался шум подъехавшего автомобиля.               
      -Виталий Николаевич  !- окликнул меня мужской голос заставив обернуться . Я оглянулся и направился к невысокому мужчине в брезентовом плаще.- Виталий Николаевич , добрый вечер ! Ваша помощь нужна!- продолжил взволнованно подъехавший.
     - А что у вас случилось ?
     - Сыну очень плохо ...лихорадит всего и температура поднялась..Нужно ехать , прошу вас ! 
     -  А что же вы его сюда не привезли?
     - Не получилось ! Давайте поедем , а я  вам всё по дороге расскажу.
     - А куда ехать ?
    - Я из Багрово ...это пятнадцать километров отсюда...Дорога хорошая , прокатанная , так, что доедем быстро.
     Я понимал , что если сейчас выедем то вернусь только завтра ,и то если всё в порядке будет. После этого я достал телефон, позвонил домой и предупредил жену. Через под часа собрав необходимые лекарства мы выехали в Багрово.
      По дороге мы познакомились с попутчиком, и у нас завязалась беседа. Его звали Николай. Он работал бригадиром на лесосеке недалеко от нашего посёлка, и поэтому когда ему позвонили из дома ,и сообщили о плохом самочувствии сына , он принял решение захватить с собой врача.
      -  Николай !А как вашего сына зовут ?
     - Миша , Михаил !- ответил тот задумчиво. - Сейчас каникулы вот он с пацанами целый день и шатается. Мы с женой  на работе...так что не уследишь за ними . Вся тайга в их распоряжении. С утра до вечера мотаются, и от куда только у них силы берутся .То шалаши на деревьях строят, то котлованы у реки копают .
     -  Одним словом не скучают !- добавил я .
   -  Да какой там скучать...Рыбу ловят и жимолость едят. Главное, чтобы на медведя не напоролись ....Помню , я и сам такой же неугомонный был.       
       Ехали около сорока минут . Начинало постепенно смеркаться . Мы подъехали к посёлку, и остановились у одного из тёсанных , деревянных домов с невысоким крыльцом. Как только мы подъехали  неожиданно начался ветер . Листву с деревьев срывало , и чувствовалось, что вот вот начнётся дождь .Николай проводил меня в дом ,и позвал жену .Из глубины комнат появилась женщина , поздоровалась, и представившись Светланой повела меня за собой. Её сын Михаил лежал на кровати и слегка стонал. Я присел рядом с ребенком, и дотронулся до его головы. Голова была горячая, и сплошь покрыта каплями пота .Михаил бредил.
     - Какая температура ?
     - Тридцать девять и пять...
     - Давно мерили ?
     - Минут семь , восемь назад..
    Я приподнял на мальчике рубашку и увидел что всё тело в красных волдырях.
     - А это что ? Давно волдыри ?
   - Да вот днём увидела , когда с работы забегала...а к вечеру хуже стало и температура появилась .
    - Это папоротник ! По лесу бегал без одежды вот, и по обжигал всё тело. Теперь гореть долго будет.               
    За окнами грянул гром . Начиналась гроза .По окнам и ставням застучали крупные капли дождя. Ветер дул с океана . Приближался циклон .
     - Ладно, сейчас дадим жаропонижающее , а тело смажем вот этой мазью ...она снимает боль .Через минут тридцать станет легче.
     Я сделал всё как и положено, и присел в гостиной в ожидании результатов. Сначала казалось мальчику стало полегче, и температура начала опускаться . Казалось Светлана начала понемногу успокаиваться . Но через двадцать минут боли опять усилились. Михаил застонал громче. Женщина с волнением и упованием   смотрела на меня в ожидании помощи.
      - Ему хуже доктор !- произнесла она тихо.
      - Нужно везти в больницу.- ответил я
      - Сейчас ?- и она тихо заплакала прижав кулак ко рту.- Конечно, конечно , пойду соберу вещи.
      - Да, другого выхода нет !Там сделаем капельницу..и я уверен ,что сразу станет легче...
     После этих слов грянул гром и ударила молния .Где-то за окном раздался треск и несколько крупных ветвей обломившись рухнули рядом с окнами на землю. Ветви придавили электропровода , и в доме погас свет. Наступила кромешная темнота. Только бесконечный шум  ливня нарушал общую тишину.
     -  Я сейчас лампу зажгу !- произнесла Светлана, и исчезла в глубине  комнат.
    Вернулась она уже с горящей керосиновой лампой. В комнате стало светло. Неожиданно   хлопнула входная дверь  ,и раздались тяжёлые шаги .
     - Это, Николай , ходит  !- произнесла женщина.- Коля !- позвала она  его в пол голоса.
      Николай подошёл к комнате и остановился у порога .
   - Провода порвало. Ветви с тополя упали прямо на линию! Нужно будет электриков вызывать  Ладно , разберусь утром ! ...Сын как ?
     -  Виталий Николаевич, говорит нужно срочно в больницу вести...под капельницу.
     - Да , другого выхода нет !- подтвердил я .
     Николай тяжело вздохнул и опёрся о дверной проём .
    - Сложновато это будет сделать . Мне сейчас люди передали , что за переездом селевый поток прошёл и наш мост хорошо подмыло  . Опять та-же проблема , как и в прошлом году. Теперь в район только объездной дорогой добираться придётся.
     - Это через Маловодный ?- уточнил я .
     - Да! Километров двадцать пять в такую погоду .- сурово произнёс Николай.
      Женщина вздрогнула и как-то нерешительно подняла руку ладонью ко лубу .Казалось , что с ней происходит какой-то перелом :
   - Что-же это за наказание такое,Николай ?Что же теперь делать ?-  произнесла она полу шёпотом.
   Женщина на миг замерла и вдруг медленно и осторожно перекрестилась. Николай вздрогнул. Он никогда раньше не замечал этого от жены. Он даже не знал крещённая ли она или нет. Светлана провела взглядом по тёмным углам комнатки как-бы чего-то ища , затем встала и быстро вышла.               
     Ливень за окном усиливался на столько , что казалось будто небо и земля превращаются в один водяной поток. Светлана осторожно прошла в другую комнатку ,и открыла нижние дверки вещевого шкафа. Там среди вещей и белья лежал странный и почти забытый всеми свёрток .Она постоянно прятала его от посторонних глаз. Светлана медленно достала предмет завёрнутый в белую хлопчатую ткань, и прижав его к груди пошла обратно к сыну. В этот самый  момент   ударила молния и несколько светлых лучей скользнули по потолку и стенам комнат.  Затем мелькнули лучи от фар подъехавшего к дому автомобиля.  Вскоре в  глубине двора раздался скрип калитки. Кто-то подошёл к крыльцу,  и не громко постучал в дверь.
       -  Николай !- позвала женщина мужа.- Кто-то  в двери стучится!
    Николай накинул плащ и вышел. Переговорив с незнакомцем на крыльце он быстро вернулся в дом, и не раздеваясь позвал жену:
     -  Света!Тут человек заблудился , и дорогу спрашивает .Сам ехал в Маловодный а попал к нам в Багрово. Может пустим , пусть у нас переночует ,а утром поедет дальше ? Куда в такой ливень пробираться ?
       Светлана пожала плечами и тихо произнесла :
      -  Пускай переночует !
     -  Спасибо хозяйка !- раздался мужской голос из-за спины Николая, и на пороге появился мужчина в светлой кожаной куртке , высокий  с  тёмными и мокрыми волосами зачёсанными назад - Мир вашему дому !- добавил он проходя в комнату. В левой руке он держал небольшую спортивную сумку , но как-то особенно бережно прижимая к телу. Мужчина пробежал взглядом по комнате, и остановил взгляд на  правом углу комнаты. На миг замер, и видимо не найдя то, что искал заговорил с хозяйкой.
      -  Вы только не беспокойтесь , я утром пораньше встану и уеду .Если бы не такой ливень я вряд ли бы доставил вам такие неудобства.  - принялся извинятся незнакомец .
    -  Ничего, Ничего ! Проходите в дом . Раздевайтесь вон там , пусть вещи просохнут и присаживайтесь где вам удобно . У нас просто сын заболел поэтому встречаю немного не по хозяйски...так , что не обижайтесь пожалуйста.
      Женщина извинилась и ушла к сыну . Николай помог постояльцу разместиться и поставил чайник :
      -  Мы совсем не успели познакомиться!- заговорил незнакомец. - Меня зовут отец Алексий !
         - Вы священник ? - удивился Николай . - Странно а с виду совсем не скажешь!
         - Почему ?
        - Наверное потому, что без бороды ? Как-то не привычно !А я Николай- муж Светланы !А в наших местах каким образом ?
    - Направлен для прохождения службы в храм Преображения Господне !- Как-то по военному ответил Алексий
        -  Это что же  в тот храм , что в  Маловодном расположен ?
        -  Совершенно верно .  А у вас я слышал горе, сын болеет !
       - Да !- вздохнул Николай .- сегодня днём плохо стало .Я сразу врача из районной привёз, уже и лекарства приняли, и мазью хорошей промазали ... Ну ладно сейчас я вас сам чаем угощу.               
      Неожиданно из комнаты вышла женщина, и быстрым шагом направилась к мужу. Николай обернулся ,и как бы почувствовав всё её напряжение протянул к жене руки. Светлана уткнулась ему в грудь , и заплакала.
        -  Ну, что ты тише, тише !- начал успокаивать он жену.- Всё образуется .Не зря же доктор приехал .!.- повторял он поглаживая её одной рукой по спине и волосам.- А ты знаешь кто у нас в гостях? Это отец Алексий ! Он в Маловодном теперь служить будет, вместо умершего отца Михаила !
       -  Новый священник ?. - удивлённо произнесла всхлипывая женщина несколько раз-.Так это вы новый священник ?  А как же вы нас нашли ?- неожиданно для себя спросила она.
       -  А я вас не искал ?- спокойно ответил Алексий.- Ехал и все , куда бог дорогу укажет ...
      -  Да!?
       Неожиданно Светлана , как будто очнулась от сна и  произнесла :
       -  Отец Алексий , я бы хотела с вами поговорить. Можно ?
       -  Да, конечно !
     -  Но  наедине !- и она повернулась к мужу с просьбой оставить их ненадолго. Николай понимающе кивнул и направился к сыну.
      В это время у Михаила началась лихорадка. Его трясло и на лбу выступили крупные капли пота . Я делал компрессы , но температура не опускалась. Николай вошёл в комнату   тихо и осторожно , казалось пытаясь не разбудить сына.
        - Ну, как он ?- поинтересовался отец.
        -  Пока без особых изменений !
   - Я сейчас звонил на аэродром...пообещали утром вертолёт прислать. Попросили подождать,   в такой шторм бояться с ребёнком лететь.
     Через минуту перед нами появилась Светлана. Она посмотрела на сына и затем попросила меня выйти за ней. Я встал и последовал за женщиной.
      -  Виктор Николаевич !- обратилась она ко мне .- Это отец Алексий !Он предложил нам свою помощь.- и она показала мне на стоявшего  у неё за спиной мужчину.
       Я удивлённо посмотрел на священника . Он уже был облачён в рясу . В одной руке он держал небольшую сумку , а другой прижимал к груди нагрудный крест.
      -  Ну, конечно! Только я думаю зря всё это ...всё что можно я уже сделал , а утром вертолет будет!- чуть помешкав произнёс я .
       Священник ничего не ответил а только уточнил :
        -  Какая температура у мальчика ?
       Я взглянул на него с каким-то чувством сарказма и недоверия: « Зачем ему это , он же не врач ?»- промелькнуло в моей голове. Я отошёл к столу и чуть слышно произнёс :
      -  Тридцать девять и сильно лихорадит ! 
   Священник прошёл в комнату и попросил принести чистую воду. Затем он достал несколько иконок и зажёг перед собой две свечи . Я увидел как он зажигая поочерёдно каждую из них произносил короткую молитву. Рядом со мной стоял Николай. Мужчина стоял молча не выдавая никаких лишних эмоций. В его глазах просматривался твёрдый характер и сильная воля .Он готов был применить все свои знания и жизненный опыт чтобы помочь сыну , но подсознательно понимал, что здесь это было совершенно бесполезным делом. Вернулась Светлана и медленно присела рядом с нами:
       -   Отец Алексий , сказал что будет молиться за здоровье  двоих  детей !- тихо произнесла она.
         -    Двоих ? - удивлённо переспросил я – Но ведь здесь только один ребёнок ?
         -   Я , не знаю !- ответила женщина и пожала плечами .
       - Странно ! Разве это возможно? Да и для чего молиться за душу человека которого не видел?
        -  Ему виднее . Отец Алексий сказа, что второй, тоже ребёнок , и ему по видимому так-же тяжело .Вон посмотрите , он уже и две свечи  перед собой поставил.
        Я взглянул на Николая . Он стоял молча и смотрел себе под ноги.
       -  Садись рядом Коля, не стой там !- позвала мужа Светлана . - Отдохни, уже поздно. А я сейчас чаю нагрею...
        Я слышал, как началась молитва, и чуть различал некоторые слова из псалтыри. Я слушал их , но мои мысли путались споря во мне ,и превращаясь в сплошной хоровод рассуждений .« Странно ! Сколько веков прошло , а люди продолжают верить в бога... Медицина, наука и техника ушли далеко вперёд а люди ...совсем не меняются ..Со времён древнего мира , на самом рассвете мировой цивилизации не было в них внутренней силы способной сказать нет своему страху перед силами природы. До сих пор они продолжают так же всего бояться и ждут чудес. Если бы все так мыслили патриархально  ни за чтобы не поднялись в космос, и лечились бы одними травами и настойками. Всё таки высшее образование и городской уклад жизни делают человека более независимым ,и свободным от разного рода предрассудков » - так тогда мыслил я распивая чай за столом, и мне казались мои  умозаключения были самой вершиной совершенства.
       Молитва продолжалась около двух с половиной часов. На дворе уже было далеко за полночь. Когда часы показали половину второго ночи, показался отец Алексий. Он вышел из спальни и присев рядом с нами произнёс :
      -  Ну , вот !Теперь с божией помощью всё наладиться..
          Женщина поднялась и направилась  к сыну . Я последовал за ней. Михаил спал. Когда я коснулся ладонью его лба и то сразу почувствовал, что температуры не было. Светлана коснулась моей руки и прошептала:
      -  Просто не вериться ! Он уснул .
      -  Да, вот видите ! Я же вам говорил , что всё скоро образуется. Видимо лекарство начало действовать. Так , что к утру продержимся , а там и вертолёт прибудет.
    Она поправила на сыне одеяла и мы направились к выходу. Священник сидел у стены  оперившись на неё спиной , слегка откинув назад голову. Казалось он спит. На его широком лбу выступили крупные капли пота, а на всем лице просматривалась глубокая усталость.
    -  Виталий Николаевич ! Пойдём те я вам в другой комнате  постелю .Хоть пару часов вздремнёте.-  Я согласился и пошёл следом за хозяйкой.               
                * * *
      Яркие лучи солнца  растворили в себе маленькую комнатку наполнив её нежно- золотистым светом. Этот свет звучал бесконечной музыкой тонко, и величественно как эхо  небесного органа. Я открыл глаза и несколько секунд рассматривал разноцветные пятна на потолке и стенах. Кто-то уже успел открыть в доме ставни и впустить сквозь окна этот странный и великий свет. Я поднялся и вышел в гостиную . Казалось весь мир ещё спал . Тихо шумел ветер за окном качая ветви продрогшей за ночь вишни. Сквозь листья пробивались клочки светло-бирюзового неба .Я быстро накинул куртку ,и вышел на крыльцо. Первое, что я увидел это был Николай который вдвоём с коренастым электриком стоял около самодельной стремянки пытаясь восстановить повреждённую за ночь проводку.
   - Доброе утро Виталий Николаевич !Уже выспались , а то бы ещё чуток подремали ?- произнёс жизнерадостно Николай.
     -  Да, нет пора уже вставать! Как там Михаил ?- спросил я  в ответ.
     -  Утром спал ....вроде бы дело на поправку пошло .
    -  Ну, об это ещё рано говорить , Всё равно необходимо в районную везти на обследование . Вертолёт будет ?
     -  Да, конечно как обещали ! Через полтора часа прилетит !
     Неожиданно раздался звук автомобильного компрессора. Я взглянул в сторону калитки , и увидел отца Алексия возле автомобиля . Видимо священник собирался уезжать. Я спокойно подошёл и поздоровался.
       -  Выходит мы с вами оба врачи ? - произнёс я .
Отец Алексий посмотрел мне в глаза :
      -  Выходит что оба ! А разве это плохо ?
      - Только я врач от науки , а вы ...?
      -  А что я ?
      - Да, как можно лечить человека, даже не зная и не видя кого лечишь ?
     -  Так вот вы насчёт чего  !..Это вам наверное Светлана рассказала ? Обычно я такие вещи стараюсь не оглашать . Так значит спрашиваете как можно лечить человека на расстоянии ? А как и все – душой ! Или вы без души лечите ?
     -  Я лекарствами и знаниями людям помогаю !Это знания проверенные временем.
      - Ну вот и хорошо ! Наверное медицинскую академию заканчивали ?
      -  Да, заканчивал , и практика хорошая наработана.- живо и уверенно ответил я .
     -  А я семинарию окончил , и тоже практика имеется. Значит мы с вами к одной цели идём только разными путями. Разве это плохо,когда два человека встречаются ,ради общей цели..? Тем более если цель благая !
    -  Ну..это отец Алексий простое совпадение ..если бы не буря проехали бы вы мимо нашей проблемы и безостановочно. А ко мне люди специально обратились.
    Отец Алексий промолчал как бы погрузившись в свои раздумья . Подкачав скаты он собрал компрессор и положил его в багажник. Казалось , что он не хочет продолжать начатый разговор. Я чувствовал свою победу и внутренне ликовал. Но в этот момент он распрямился и подошёл ко мне так близко, что я впервые разглядел его светло-голубые глаза , блестящие из под чёрных бровей.
     -   Совпадение говорите ? А вы знаете , что только из-за одного совпадения  человек может многое в жизни приобрести или потерять .Порой даже саму жизнь ! Но я вам проповеди читать не буду. Может придёт время, когда сами к нам в храм придёте Виталий, тогда и побеседуем!   
      Затем он спокойно вернулся к машине и продолжил сборы.   Мне казалось что священник расскажет мне какую-нибудь историю о чудесах , о которых  я неоднократно слышал и читал в газетах. Но отец Алексий , к моему удивлению , не стал мне ничего говорить. Он быстро собрался в дорогу, и простившись с нами отправился в Маловодное .Как только отец Алексий отъехал от дома на крыльце появилась  Светлана. Она улыбалась. Казалось её глаза светились радостью и восторгом :
      - Миша проснулся , приподнялся и попросил кушать,- неожиданно произнесла счастливая мать.- Коля ! -  помахала она рукой мужу.- сыну лучше стало !- Николай остановил работу и заулыбался в ответ.
        Светлана подошла к нам и вежливо начала благодарить меня за помощь .Глаза её сияли от счастья:
     - Спасибо вам Виталий Николаевич ! Я очень вам благодарна , за то что вы сделали для нас. Это просто настоящее чудо !Я так волновалась за сына, если бы вы только знали..!
    - Ничего, ничего ...главное кризис миновал ...скоро вертолёт будет. В больнице мы его быстро на ноги поставим.         
     -  Я пойду сына покормлю , а вы  заходите в дом ,через пол часа завтракать будем!         
     -  Хорошо спасибо !- ответил я .- Сейчас к вам подойду и осмотрю мальчика .
     Тёплый ветер разгонял последние дождевые облака. Где-то высоко в голубом просторе  на головами звонко пел счастливый жаворонок. .Природа меняла свое лицо превращаясь из суровой , бушующей стихии , в тёплый летний рассвет . Я вошёл в дом, и принялся осматривать Михаила. Светлана стояла рядом .
           -  Странно ! Отец Алексий уехал так, и не попрощавшись.- вздохнула она .
     - Наверное спешил ! Не стал беспокоить вас лишний раз.- ответил я продолжая осматривать мальчика.
          -  Да!...Видимо так и есть ! Интересный он человек ! - задумчиво ответила женщина .А затем вдруг тихо спросила меня.-  А он вам  не рассказывал , как в детстве  человека спас?
       - Нет, что вы , мы с ним почти не общались ?- ответил я рассеянно и  без особого интереса. - Мы врачи , тоже почти каждый день людей спасаем! И я вам не одну историю рассказать могу!
       -  Но дело в том , что  отец Алексий тогда подростком был. Он своего сверстника зимой из реки вытащил. Ему тогда кажется лет десять  было. 
         Услышав это я вдруг  замер как пронзённый молнией.
        - А когда это было ?- взволнованно произнёс я взглянув на Светлану.
     - Я точно сказать не могу..но мне кажется лет тридцать назад  ..отец Алексий мне эту историю ночью рассказывал, когда вы уже отдыхать легли .Поэтому немного спешили..и устали все!
       Я сидел напротив неё и вдруг почувствовал сильное внутреннее волнение и беспокойство предчувствуя , что услышу уже знакомую мне с детства историю. Я уже закончил осмотр Михаила и разрешил Светлане одевать сына.
       -А вы мне можете рассказать,  как это произошло? -  задал я осторожно вопрос.
         Светлана подошла к сыну, и обняв его помогла  встать с пастели . Мальчик спокойно  стоял  и слушал мать .               
      - Это случилось зимой в январе месяце . Кажется в семьдесят пятом году .Они с отцом   вдвоём  в район ехали...... Услышали крики от речки. Отец Алексий первым подбежал .Смотрит а в реке лёд обломился и пацан по пояс в воде застрял .Перепугался и кричит из воды. Видно что  из последних сил держится ! Заметно устал , а сам выбраться не может. Весь мокрый и шапка на глаза съехала , так что ничего перед собой не видит. Отец Алексий тогда какую-то палку подобрал  протянул ему , что бы тот ухватился. А мальчишка, как котёнок вцепился в неё и не отпускает .Тут его отец  подбежал , и  они паренька  вместе из воды и вытянули. 
        Я сидел и понимал, что речь идёт обо мне....и вспоминал эту зиму . Сани в которые меня положили , и повезли домой под белым январским небом укрыв сверху чем-то большим и тёплым. Я тогда смотрел на своего спасителя и не мог понять какого цвета у него глаза. Серые или голубые. А паренёк  улыбался и что-то говорил мне .Теперь даже  не помню !
        В какой-то момент я снова вернулся к рассказу Светланы. Она посмотрела на меня с удивлением и переспросила :
          -  Вы меня слышите Виталий Николаевич ? Устали наверное сильно за ночь!
          -  Да, нет всё в порядке !И что же дальше было ?
    - Они этого мальчишку домой отвезли и матери отдали...Вот такое можно сказать стечение обстоятельств..сами того не предполагая человека спасли. А ведь могли стороной ехать и пропал бы мальчишка.  Как вы думаете Виталий Николаевич ?
          Я вздрогнул как будто снова очутился в той ледяной, чёрной воде тридцать   лет назад. Суровые склонённые к замёрзшей реке  берёзы, серое нависшее над головой небо, и я по грудь провалившийся в быструю , горную речку.
       - Да , конечно могли и не заметить паренька!....Хотя если бы не они ,может быть  кто-то другой  спас ...Дело случая!
        -  Да, кто-же там ещё в такой глуши мог оказаться ...кругом ни души не было.   
      Я не стал спорить . Давно это было ! Ох и влетело же мне тогда от матери, до сих пор помню.
        В дом вошёл Николай и позвал нас громким голосом:
        - Светлана! Вертолёт прилетел . Собирайтесь в дорогу, сейчас полетим в район
        Мы собрались и сев в машину поехали на окраину села , где на просторном футбольном поле рядом со школой приземлился вертолёт. Лётчик присел на перекладину шасси и смотрел на мокрое от дождя поле. Заметив нас он привстал и помахал рукой.
       - Ну, и погодка была ночью .Шифер с крыш по сносило , и речка разлилась так что кое где дорогу до вас подмыло ...теперь восстанавливать придётся . А вы с нами летите ?- спросил он Светлану.
       -  Да , конечно !Я сына не оставлю!- и оглянувшись добавила .- Коля а ты здесь оставайся   ...с ремонтом разбирайся. Я тебе позвоню чуть позже.
       Николай успокаивающе махнул рукой. Мы разместились в салоне и вскоре вертолёт начал подниматься и набирать высоту. Внизу промелькнули контуры реки, и очертания разрушенного моста. Река разлилась на несколько сот метров затопив близ лежащие поля Михаил сидел рядом с матерью и рассматривал работу пилота. Несмотря на слабость , было видно что он был в восторге от неожиданного путешествия .Его глаза светились любопытством .Он не на секунду не отрывался от иллюминатора. 
               
                * * *
       На пороге больницы нас встретила Наталья Степановна. В глазах главврача я увидел нескрываемую тревогу и беспокойство. Она подошла и слегка дотронулась до моей руки.
     -  Ну что вы Наталья Степановна , долетели хорошо ...мальчик почти в порядке..
    -  Я вижу !- и тут же добавила .- Ваш сын у нас , Виталий  Николаевич ! Утром привезли...в восьмой палате лежит ! 
    -  Как , в палате ? А что случилось ?
  - Сейчас уже всё в порядке ..там жена ваша она вам всё расскажет. Идите Виталий Николаевич  , а я сама приму больного.
   Я бросился в помещение больницы и устремился вверх по лестнице .По длинным коридорам я пролетел не замечая никого, и почти не здороваясь с персоналом. Возле восьмой палаты я на секунду замер и осторожно приоткрыл дверь .Ксения сидела спиной к выходу и не сразу заметила моего появления. За неё просматривались контуры лежащего под одеялом ребёнка .Это был Максим. Я осторожно вошёл в палату:
       -  Ксения ! - позвал я жену. Она чуть вздрогнула и оглянулась.
      - Вернулся ?
      -  Да , что случилось?
    - Вот , видишь !- произнесла жена, и кивнула на сына. Его лицо , руки и шея были сильно оцарапаны , а на голове находилась широкая, белая повязка. Максим спал. Ксения поднялась ,и направилась к выходу уводя меня за собой.
      - Пойдём, пусть сын отдыхает !
    Мы вышли в коридор.
     - Так, что же всё-таки случилось? - принялся расспрашивать я .
     - Это , тополь ! ....Ночью рухнул ....
     - А что же Максим на улице делал ?
  - Матрос залаял, вот он, и рванул на улицу собаку спасать. Это где-то половина одиннадцатого было...А я сижу и слышу лай во дворе. Затем молния и грохот..! Так жутко было !Дерево поперёк двора упало и забор развалило...
     Ксения прижалась ко мне и заплакала .
    - Ну, что ты тише , тише !Руки ноги целы...позвоночник не пострадал...?
    - Нет , всё в порядке просто чудо какое-то ..Одни царапины!
    Я прижал жену к себе пытаясь успокоить .Ксения заплакала:
    - Представляешь, я выбежала ...кругом темно ...и дерево поперёк двора...Да ещё и тебя рядом нет !
     - А Максим ?
    - А он чуть в стороне под ветками лежит...Ещё бы полтора метра в сторону и его бы точно придавило. Хорошо рядом навес оказался и удар смягчило.               
       - Как -же ты его оттуда вытащила сама?
       -  Ой, даже не знаю...Не поверишь , просто силы откуда-то появились!
       Я обнял жену, и замер прижав её голову к своей груди  пытаясь успокоить.
       - Мама !- раздалось из палаты.
      -  Ой, проснулся !- вскрикнула жена и побежала в палату. Я последовал следом.
        Максим проснулся. Увидев меня он заулыбался.
        - Ну, что спасатель ? Всё в порядке ?- воскликнул ободряюще я – Вот и попал к папке на работу.
     -  Да, уж попал !- добавила Ксения . - Лучше бы просто на экскурсию сходил !Это просто случайность, что так легко отделался а ведь могло быть и гораздо хуже.
      - Да, случайность !- добавил я.
       Максим всхлипнул носом.
       -  Мам , а сладенького ничего нет ?
     - Сладенького ? Я тебе дам сладенького...вот только домой придём, я тебе так дам,  что надолго запомнишь. – сурово произнесла жена глядя на лежащего в бинтах сына.
      -  Ну всё пропал казак ! Теперь покатиться твоя буйная головушка !- произнёс я вспоминая себя в детстве.- Я сейчас посмотрю кажется у меня конфета была !
         Я полез в карман пиджака и неожиданно наткнулся на небольшой свёрнутый пополам конверт. Достав его я с удивлением вспомнил, что мне его передала Светлана , перед вылетом из Багрово. « Возьмите Виталий Николаевич ! Это вам отец Алексий просил передать !»- сказала тогда она протягивая мне этот маленький свёрточек. Я осторожно приоткрыл конверт и высыпал содержимое на ладонь. Это была небольшая наполовину оплавленная свечка. Свечка над которой молился отец Алексий , в ту штормовую ночь . «Но почему он её передал именно мне ?» -  я задумался и посмотрел на лежащего на койке сына.
               
                * * *
         Тридцать  лет назад.
         Январь 1975 года
         
      Промокший до нитки и продрогший мальчуган лежал в санях и дрожал от холода. Алексей сидел рядом  поправляя на нём огромный овчинный тулуп. Кони с храпом летели вперёд вдыхая морозный январский воздух. Впереди сидел его отец и бойко хлестал вожжами подгоняя разгорячённых коней. Лошади такая редкость в наше время.
        -  Как тебя звать утопленник ?- обратился Алексей к лежащему на санях сверстнику.
       -  Виталик я !А тебя как ?
      -  А ,я Лёша !Алексей значит – уточнил паренёк.- Ну, что  Виталик , спасли мы тебя с отцом? Скоро дома будешь !
        Паренёк приоткрыл глаза , и посмотрел на Алексея пытаясь что-то сказать .
         -  Мне , мамка говорила , что это Богородица спасает !               
        -  Да, ну! А  мы тогда что же с отцом  сделали?
      Виталик секунду промолчал  и серьёзно добавил:
        -  А вы  её волю выполняли !
      - Да, ты что пацан , это же просто совпадение было , то что мы рядом с тобой оказались!- ответил Алексей влёт. Просто сегодня машина у отца не завелась. Аккумуляторы сели , вот и пришлось Драгунка запрячь!
     - Ума  у тебя пока маловато , одна только сноровка ..!- ответил Виталик и укутался с головой в тулуп.
       Пройдут годы и Алексей часто будет вспоминать слова того паренька которого вёз в тот далёкий день в санях, и всё больше и больше проникаться в их смысл и глубину. Жизнь изменила  Алексея сделав совсем другим человеком . Он поступил и окончил семинарию , и иногда вспоминал этот удивительный случай из детства. Морозный январский день и звон колокольчика над загривком Драгунка - «Дзинь!..дзинь!..дзинь !» И ему тогда казалось, что эта весёлая лесная мелодия льётся по упругим стволам берёз ,  по кудрявым и вечнозелёным лапам кедрача . Растворяется в безмолвном просторе дальневосточной тайги , и устремляется в синеву  мерцающего на сопками неба.
      Теперь , уже будучи священником , отец  Алексей  стал чаще вспоминать своего сверстника на реке , которого чудом удалось спасти в детстве. Он был уверен ,что этот задумчивый паренёк наверняка стал серьёзным и мудрым человеком с которым  можно было бы о многом поговорить , посоветоваться  и возможно   поучиться.

Ростов-на-Дону / март 2011


Рецензии
Какая всё-таки мудрая "штука" ЖИЗНЬ!) Одна лишь встреча может перевернуть с ног на голову всё, на чём строились отношения, что было ценно и объяснимо. Но "по щелчку" всё может измениться: люди поменяются местами, у одних открываются возможности, у других - возможности, да и способности исчезают, потому что когда-то они были отвергнуты, "пересмотрены" самим человеком, вспомнившим-таки случай из детства, но так и не понявшим, Кто (какая сила) спас не только его пациента, но и сына единородного.
Рассказ очень понравился!

Ольга Савва   21.02.2015 20:15     Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.