Первые шаги трудовой жизни

    Моя мама после окончания Кировского педагогического института пребывала аспиранткой  кафедры зоологии Московского Государственного Университета.
Смерть ее матери, которая няньчилась со мной, дошкольником, вынудила ее оставить это занятие.
     Но меня мама постоянно нацеливала: « Поступай в аспирантуру!». Поэтому я и согласился работать директором  Бугульминского опытного поля, подчиненного Управлению сельскохозяйственной пропаганды  Министерства сельского хозяйства Татарской АССР. Подумалось: « Познакомлюсь с методикой опытного дела, все буду ближе к цели».
      Я был по молодости настолько глуп, что даже не поинтересовался зарплатой. Вероятно, привлекло и то, что была еще одна вакантная должность старшего научного сотрудника, на которую я сосватал свою жену.
    Опытное поле- это небольшой совхоз , примерно 200 га пашни, с десятком коров, десятком свиноматок, маленькой пасекой, рабочими лошадьми. С техникой было плохо: не очень исправный старенький колесный трактор СХТЗ, самоходный комбайн. Под конец моего директорства получили старенькую полуторку из Свияжского интерната психобольных. Купили тракторную сеялку.
      Счет в банке у опытного поля был арестован из-за долга государству по налогу с оборота, но зарплату от министерства получали, как и деньги на капитальные приобретения.
      Я получал примерно столько же, сколько сейчас получает дворник( в 1952 году- более 700 рублей). Рабочие получали по 200- 300 рублей. Жили они в тесных, давно не ремонтированных, неблагоустроенных бараках. Электричества, газа не было. Воду качал ветряк, который часто ломался.. Неподалеку, в лесочке был неглубокий колодец с водой, не пригодной для питья.  Была деревенская баня. Радио тоже не было, но газеты опытное поле  выписывало. Книгоноша приносила из городской библиотеки художественную литературу. Опытное поле располагалось на окраине города Бугульма. Пребывание мое на опытном поле было настоящей школой жизни!
    У нас были постоянные «гости» , которые ежедневно прибывали на опытное поле из города: это агроном опытного поля М.И.Иванов, продавщица крохотного магазинчика , жена  М.И.Иванова учительница комплексного класса начальной школы, техник по опытному делу замечательный человек, опытнейший старейший специалист М.И.
Степанова.
   Об Иванове расскажу подробнее, так как он сыграл значительную отрицательную роль в моей жизни и деятельности. Прежний директор( до меня) был пьяницей, вором . Марк Иванович рассчитывал после его увольнения стать директором. Но он был  со средним агрономическим образованием, а тут вдруг явился сопляк с высшим образованием.
Надо его сместить!
    В войну Марк Иванович служил в отрядах КГБ..У нас началась продолжительная итайная война( все три года моей работы на опытном поле). Куда он только не писал свои доносы! Меня даже вызывали в Бугульминское отделение КГБ. Но придраться было не к чему! Я не пьянствовал, не воровал, никого не обижал, не распутничал! Ничего у него не вышло, после моего ухода все равно его директором не назначили.
      Я после скандала- Министерство сельского хозяйства меня не отпускало, ушел в аспирантуру. Где бы ему найти еще такого дурака с нищенской зарплатой , да в такую «дыру»!.
  Марк Иванович был секретарем партийной организации опытного поля. Кроме него , в нее входили завхоз П.Н.Безлепкин и кладовщик Т.А.Шульков. К слову, последний как-то съехидничал , спрашивая мою сверхчестную супругу, которая выписала несколько килограммов турнепса на еду: « Маргарита Николаевна, здесь на 200 граммов больше, чем Вы выписали, будете дополнительно выписывать?».
 На опытном поле меня приняли в ряды КПСС. Марку Ивановичу , видимо, дали команду
из Райкома. Сотрудник райкома партии мне сказал: « на руководящей работе обязательно должны быть коммунисты.». Я счел за  честь пребывание в партии.
    Со всеми сотрудниками, рабочими  опытного поля у меня сложились деловые простые отношения. Опытное поле обслуживало по договору  Бугульминский сортоиспытательный участок. Какие мы проводили опыты? Сейчас я все не упомню. Тематика опытов была многообразной.   Это и поздне-осенние посевы пшеницы и подсолнечника (подзимние), по агротехнике мака, кукурузы. Марк Иванович занимался только многолетними травами: изучал их смеси в различных комбинациях . Здесь  были люцерна, клевер,эспарцет, костер, ежа, тимофеевка  и другие. Во время работы на опытном поле в нашей семье появились Людмила и Александр.
  Несколько слов о Бугульме. Здесь во время гражданской войны комендантом города работал известный чешский писатель Ярослав Гашек. Я посетил его скромный музей.
    В последнее время опытное поле перевели в колхоз, о судьбе его я ничего не знаю. Вместо опытного поля открыли станцию искусственного оплодотворения , питомник быков. Провели электричество, радио


Рецензии