Убивал ли я на войне...

              Мне часто задают вопрос: «Убивал ли я на войне? Сколько? Что при этом чувствовал?» Если не получается отмолчаться, я пытаюсь по глазам, по голосу человека понять, почувствовать, для чего он задает этот вопрос? Что им движет? Бывает и такое, что, внутренне раздражаясь, я могу нагрубить в ответ, а то и хуже – ударить…

Убивал ли я?  Сейчас, когда после тех событий прошло более четверти века, я начинаю понимать, что это вопрос от которого я всегда интуитивно бегу, не хочу его слышать. Кому-то я могу ответить со злостью или равнодушно, похвастаться с пьяной бравадой или устало отмахнуться, а себе... Перед собой мне хочется оправдаться. И чем дальше по времени та война, тем острее вопрос: зачем? Нужно ли было?

Убивал ли я? Первый из нашего призыва  «молодых» погиб через несколько дней после прибытия в батальон. От брони БМПшки его отрывали – прижарился.

 Первым во взводе погиб Коля С. Нас в то время иногда использовали не по назначению, как штурмовую бригаду. Соседи, пехота, не могли взять «высоту», вот и обратились за помощью. Мы выручили, но были потери и, получилось так, что Коля попал к «духам». Ранен он был или уже погиб, не знаю, но сразу отбить, забрать его, мы не смогли. В Отряде было железное правило: своих погибших не оставляем. Как забрать Колю? Тогда «Батя», наш комбат,  собрал старейшин ближайшего кишлака и поставил условие: «К утру парня не отдадите, кишлак сметем». Колю отдали… мертвого. Он был раздет до трусов, изранен, лица не было – я тогда впервые увидел, что жара делает с человеческим телом. Когда мы стали Колю поднимать, раздутое тело лопнуло и потекло. Запах смерти… Война все расставила по местам, сразу и жёстко – не убьешь ты, убьют тебя. Разве я в этом виноват?

Что я чувствовал, когда убивал? А что я чувствовал, когда видел камни в животах  наших ребят? Что я чувствовал, когда собирал их израненные тела, после того, как «духи» глумились над ними? Что я чувствовал, глядя в выколотые глаза и понимая, что я остался жить потому, что  погибли они? Погибли, спасая  меня.

Убивал ли я? Скольких?..  А если одного?.. Этого мало? Чем больше, тем «круче»? Перед кем «круче»?

         Да, я убивал. Я убивал от страха – хотелось жить. Убивал с ожесточением – мстил за ребят. Убивал с азартом охотника – полгода был снайпером. Убивал хладнокровно – обстановка… так нужно… Разве я в этом виноват?! Разве я виноват, что мы, тогдашние пацаны и наши офицеры, попали в эту огромную ловушку – Афганский капкан?

Слова Честь, Совесть, Дружба, Дом, Надежда, Страх, Вера, Подвиг, Любовь… Жизнь и Смерть, все эти слова несли свой истинный смысл и звучали только с большой буквы. Значит, все было правильно? Но тогда почему болит душа и хочется оправдаться? А перед кем оправдаться? Перед самим собой?   

Я горжусь ребятами, с кем довелось служить. Я горжусь нашими офицерами, от командиров взводов до комбатов. Горжусь, что прикоснулся к той жизни, в которой был батальон, наше знамя. Мы выполняли Долг! Мы сохранили Честь! Судьбы и жизни за этими словами…

С тех пор прошло более четверти века. Недавно я разговаривал по телефону со своим командиром взвода. Мы вспоминали прошлое, и он сказал: «Я не жалею ни о чем и  повторил бы каждый свой шаг». И я согласен с ним, и я не жалею. Нам есть, за что себя уважать. Но тогда почему, чем старше я становлюсь, тем чаще ловлю себя на мысли, что мне хочется оправдаться…

А в чем я виноват? В чем и перед кем?


Рецензии
Вы не виноваты ни в чем! Как и тысячи наших воинов, прихотью властителей мира сего брошенных в горнило ненужных, чужих войн! Мы гордимся вами так же, как и воинами, защищавшими нашу землю! Вы исполняли Долг! И пусть будет проклят тот, кто бросит в вашу сторону хоть один осуждающий взгляд.

Просто Думающий Читатель   22.04.2012 18:28     Заявить о нарушении
Хотите поговорить об этом с человеком, который вас не думает судить, а желает благословить на чистые внутренние осознания себя? Хотите знать как простить себя за то, что хочется осудить себя самому? Просто: не стоит судить никого из тех, кого вам хотелось убивать и мстить. Господь Иисус Христос, за всех распинающих Его, умолял Отца простить, потому как не ведали, что творят...духовная тема на земле выглядит как самая неоправданная или скорее даже бредовая...но всем нам из этого храма или скорее для кого-то шалаша по имени тело выходить в свое время и хотим мы или нет, но прощать себя или нет, мы решим самостоятельно исходя из того, оправдание ближнего при жизни на земле.если мы не судим тех, кто совершает аналогичные поступки, значит и себя прощаем...неважно, враг тебе ближний кажется или просто прохожий не судите и не судим в останетесь собой лично. И ещё простая Истина: Христос на кресте распятый пообещал разбойнику, что тот, независимо от его прошлого, в раскаянии и способности миловать с Ним будет в Царстве Небесном. Есть Христос и Он Спасает не тех, кто считает себя праведными, а тех, кто желает пересмотреть свои позиции, и следовать за Богом милующим...

Олеся Христова   09.12.2020 21:22   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.