Связь в историческом и человеческом измерении поэз

Связь в историческом и человеческом измерении поэзии

Вот уж воистину – большое видится на расстоянии. Подтверждений такому видению много. Но интересно другое. До сих пор названную максиму в отношении культуры, возможно, не рассматривали с позиции логики. Впору задаться вопросом – а почему не сделать этого теперь. Держу в уме нечто большое, одно опубликованное поэтическое воззрение эпохи перестроечных в р е м е н (по аналогии с интернетовскими «мгновениями»-вспышками). И четко осознаешь всю меру ответственности перед умолчанием «болевого» факта из пограничной с исторической литературной области. Назовем лишь два имени: Расул Гамзатов и Сергей Есенин.

(Расул Гамзатов. О бурных днях Кавказа, "Современник" 1989 г., c. 64.)

Расстояния бывают разными, и расстояние из одной точки до центра не всегда будет равно расстоянию до оного из другой – это, наверное, из разряда разминок. А вот что делать, если в названном отношении рассматривать человеческое измерение? Здесь сложностей не меньше. Присовокупим к тому и различные исторические эпохи для полноты картины.

Век XX-й к примеру – эпоха войн, прогресса, кризиса. Как это отражается на народном духе? Один ответ: очень по-разному. Больше всего волнует, безусловно, понимание «сказителей» народной боли, поэтов. Но и людей культуры в масштабе человечности, а также человечества, человека. Как же на самом деле так выходило, что земля России рождала певцов человеческого, народного духа? Провидение ли единственно стоит за этим или все же что-то и помимо оного? Жесткая структура логического сознания склоняет к приоритету второго.

Каков путь от сердца до ума-разума и в возможных обратных направлениях, течениях, измерениях, формах? Очень сложные вопросы. Проще на примере XX столетия идти от народного, от духа народного и его проявлений-метаний. И здесь тропа в глубь веков, туда, где народ бывал бесправен, не имел зримых возможностей проявить свою широкую душу.

Правда и сейчас таких возможностей совсем немного.


Рецензии