Здесь рыбы нет

Здесь рыбы нет.

Три тысячи хабаровских аборигенов в 2011 году не смогут реализовать свое право на вылов нормовой осенней кеты. Почему так получилось и откуда такие данные мы  решили спросить у председателя ТСОКМНС «Чжурчжэнин» Леонида Сунгоркина.

- Точную цифру аборигенов, проживающих в Хабаровске, назвать нельзя возможно только перепись населения откроет истинные цифры. Это связано с тем, что учет аборигенов, которые живут в Хабаровске, никем специально не проводился, просто на то не  было нужды. Ну, живут аборигены в городе, а сколько их, пожалуй, и мэр Хабаровска Соколов не знает. Я родился в хабаровском роддоме на улице Серышева. Соответственно и в паспорте у меня стоит: место рождения – город Хабаровск. Я городской абориген. А уж кто там меня считал и зачем, и считали ли вообще, я не знаю. По крайней мере, за свои 35 лет, что я живу в городе ко мне никто ни разу не подошел и не посчитал меня, живу да живу, и честно сказать, сам до последнего не знал, сколько нас аборигенов живет в городе.
 Мои предки по материнской линии из рода Удинканов и Донканов еще до основания поста Хабаровки жили на этой территории. Местность эта называлась Бури. Там сейчас стоит гостиница «Интурист» и памятник Дьяченко.
Начиная с истории развития города Хабаровска, политика, проводимая царской Россией, заставила моих предков уйти с насиженных мест.  Причину этого ухода ни в одном историческом источнике я не нашел. Но догадываюсь, что в планы первостроителей города не входило присутствие аборигенов в их новом городе. Так как многие из аборигенов  имели тесную связь с Китайским государством и могли рассматриваться как враги.
Выгнав моих прямых предков со своей исконной земли, Российская империя начала строить на Дальнем Востоке свой новый мир, в котором аборигенам места не нашлось, разве что в глухой тайге, куда те бежали, спасаясь.
С тех давних пор повелось, что абориген должен жить в глухой местности, желательно в национальном селе. Там государство окружало его теплом и заботой, отстаивало его право на национальную культуру, самобытность и прочее-прочее, и наделяло его льготами, такими, как получение нормой рыбы и возможность обучаться в медицинском и педагогическом институтах города Хабаровска. О других льготах я никогда не слышал. Жить в Хабаровске абориген мог, конечно, и родиться тоже, но для государства такой абориген был неполноценным. Так как он не проживал в местах, отдаленных от крупных городов, а за то, что абориген как горожанин пользовался всеми благами цивилизации, он автоматом лишался даже тех мизерных льгот, что могли бы у него быть, живи он в деревне. Одним словом хочешь жить в городе, забудь, что ты абориген и живи как все. Рыбу покупай в магазине, за учебу плати.
Поэтому, если вы абориген и волею судьбы родились или переехали жить в краевую столицу, вы автоматически теряли статус аборигена. Получалось, что аборигены, проживающие в городе, за свое естественное желание – жить в городе, платили такую странную цену. Государство их не признавало. Тех, кого уже один раз выгнали или повесили, чтобы не мешали жить другим, тем, кто пришел первым на берега Амура, в городе не жаловали. Намекая на тот факт, что вас тут, отродясь, не было, и что город - это творение и гордость лоча, а нани на  земле предков должны чувствовать себя чужаками.
Отношение к истории меняется. И то, что вчера было тайной за семью печатями, теперь для тех же аборигенов становится явью.
Вы можете прочитать в Интернете, как шло освоение Дальнего Востока, в местных газетах о таком не пишут, но поверьте, там есть, что почитать и над чем поразмыслить. После таких чтений Ерофей Хабаров уже не предстает героем, как-то иначе воспринимаются его деяния на этой земле. Отношение первопроходцев к аборигенам было далеко не мирное, и это подтверждают документы той поры. Сразу на ум приходят факты уничтожения индейцев в Америке. В те далекие времена, когда русский и нанаец познакомились поближе, в нанайском языке появилось слово «лоча», так нанайцы называли тех, кто пришел осваивать их родное село, облагая аборигенов ясаком, убивая и насилуя тех, кто не хотел покориться и платить. Лоча в нанайском языке имеет и другое значение, например, если вы повесили свою куртку или шапку на вешалку, то можно сказать что моя куртка лоча, то есть висит. Одним словом любой предмет, который можно повесить, и будет лоча или повешенным. Первопроходцы не церемонились с непокорными аборигенами они их лоча, или, по русски говоря, вешали. Так и бежали нанайцы из своих стойбищ с криками: «Лоча, лоча, вешатели-вешатели», - завидев первопроходцев, от греха подальше. Кому ж охота быть повешенным. Не стану сейчас описывать ужасы тех дней, любознательный читатель, задумавшись о сказанном мною, сам для себя сделает много открытий в истории освоения Дальнего Востока. Я бы хотел вернуться к одной знаменательной дате для городских аборигенов - 8 мая 2009 года. Чем же знаменателен этот день? А день этот как день победы, день, когда российское правительство признало город Хабаровск местом традиционного проживания аборигенов. Именно 8 мая 2009 года я абориген, живущий и родившийся в Хабаровске, стал полноценным аборигеном со всеми так сказать льготами. Теперь я мог получить положенную мне нормовую рыбу.
Но не тут-то было, в 2009 году был принят закон о самоотлове нормовой кеты, и начал действовать заявочный принцип. Теперь чтобы получить нормовую рыбу, надо было сначала получить разрешение на самоотлов той самой рыбы. Вот тут-то я и понял, что рано радоваться и что все только начинается. Теперь вешать не будут, сам повесишься, пока разрешение получишь.


Рецензии
Леонид Сергеевич.К моему сожалению, вы не прочитали рассказы, написанные мной по темам наиболее близкие Вам. Предлагаю ознакомиться с рассказом" Та приезжайте месье Жан", "Киллер", может что то понравится.Впрочем, о рыбалке и рыбе у меня рассказы Из жизни Анушек,Еще раз о...и тд см по списку. Не зря же под проводами за мостом столько раз потчевал Подю.:)Кстати,зреет рассказ под рабочим названием "Особенности национальной рыбалки на Амуре"
К моему удовольствию должен заметить, что у вас очень хороший слог и весьма точное выражение своих мыслей,что характерно для работника Инженерного центра.Спасибо что внесли мое имя в список избранных авторов.
С уважением.

Александр Коломиец2   14.01.2012 01:11     Заявить о нарушении