Наш приезд в Казахстан 4-Байбек-Новые впечатления

   Новые впечатления
               

         Одевшись потеплее  ,  наконец-то ,мы с мамой выбрались во двор, который был огорожен колючками, типа забора. Мама сказала ,что это защита от  волков .День был ясный и морозный, и я , не замечая холода, никак  не могла надышаться  этим свежим ядреным воздухом, который ,проникая  в мои легкие, делал свою целебную работу, очищая мое ,затуманенное от едкого дыма ,сознание .Мне стало легко и свободно, и я побежала по расчищенным от снега дорожкам оглядывать окрестности  двора.
            Ишак ,отвязанный  ,стоял около небольшой кучки сена и не обращал на нас никакого внимания. Собачки что-то не было видно, наверное, она куда то забилась от холода.. Бабушка  в чапане ,подпоясанная платком ,  с ведром уже была в загоне,  в котором  было несколько коз . Они все дружно пили воду из небольшого корытца.  Оказывается, колодец земляной замерз , и воду вытапливали из снега , которого вокруг было очень много, судя по тому ,что  мне он был где-то выше пояса.
               Потом показался дедушка с вилами в руке, пытаясь зацепить сено из небольшого стожка ,но мама подбежала к нему и , взяв у него вилы из рук, сама набрала сено и отнесла козам в загон. Те  , дружно заблеяв, сразу набросились на этот клочок ,а одна из них ,самая длиннорогая , стала бодать других коз, закрывая рогами подход к сену. Бабушка громко закричала на нее  «шек - шек» и та немного успокоилась, искоса поглядывая на маму, подбавившую сена еще немного. Но дедушка ,видимо сказал ,что сена в стожке осталось мало, и мама перестала подносить.
                Дедушка выглядел намного бодрее, чем вчера .На нем была одета фуфайка и ватные брюки, на голове лисий треух, который закрывал ему почти половину лица. Потом бабушка  стала выгребать из загона навоз, который мама складывала в кучу под небольшим навесом, где был сложен камыш и чингиль. Мне  дали старое ведро ,и я тоже стала помогать маме, бегая по прочищенным дорожкам. Я не чувствовала холода и усталости, но сильно проголодалась и стала канючить маму  с просьбами  зайти в дом. Но мама сказала, что домой зайдем, когда закончим свою работу.
            Дедушки с бабушкой уже не было во дворе, и я подбежала к сучковатым воротам посмотреть на улицу . Но какое изумление охватило меня ,когда я увидела ,что  вокруг нашей ограды не было никаких домов, ни оград, а кругом  была лишь сплошная белая  заснеженная равнина! Мне стало страшно ,ведь я думала ,что рядом живут и  другие люди со своими детьми, с которыми  собиралась играть. Ничего этого не обнаружив , мне пришлось бежать к маме и оповестить ее об увиденном. Но мама, молча выслушав , повела меня опять  туда ,вниз   к той деревянной дверце.
         Дедушка уже сидел на своем месте ,а бабушка возилась около печки, что-то помешивая в казане. Я уже, не особо замечая дыма, почувствовала спасительное тепло , и  нос приятно защекотал запах варева. Мама стала помогать бабушке .Помыв руки из кумана, я присела около  дастархана, который был уже приготовлен : на нем посередине стояла большая деревянная чашка с коже (похлебкой из муки с  каким-то зерном),вокруг которой лежали четыре деревянные ложки и кусочки тапанана .Запах приятно дразнил, но пока не сели все, никто не притрагивался к еде. Когда все уселись, дедушка ,прочитав короткое бата, первым взял ложку и начал есть, и так каждый по очереди брал ложку и начинал есть из этой одной чашки. От голода я начала есть быстро, но мама меня остановила ,сказав ,что наложат еще ,как только кончится ,  и чтобы я не торопилась. Наверное, было очень вкусно , раз я с удовольствием продолжала есть из наложенной второй порции коже. Покончив с едой, дедушка опять прочитал бата , и мама стала убирать дастархан.
      Потом бабушка, притянув меня к себе, вдруг запела каким-то   жалобным голосом ,что я сразу почувствовав такую  щемящую тоску, что сразу же заплакала. Она   порывисто гладила и еще сильней прижимала меня к своей груди, в которой зарождался и выходил наружу какой-то  страшный вопль  самой  безисходности  и глубокого  страдания, что я  проникшись  к ней  ответным чувством  жалости и сопереживания  , стала тоже гладить и успокаивать ее. Бабушка  внезапно  остановила свое пение и ,причитая ,горько заплакала, вытирая лицо концом своего белого платка.        Дедушка сидел  , опустив   глаза вниз ,а мама ,присев около него, тихонько всхлипывала. Потом бабушка резко встала и вышла наружу .      А я ,пересев к дедушке поближе , и ,почувствовав успокоение ,вскоре,  уснула на его коленях.
            
                ( Продолжение следует)


Рецензии