Предпосылочная апологетика и моральное правление

ПРЕДПОСЫЛОЧНАЯ АПОЛОГЕТИКА И МОРАЛЬНОЕ ПРАВЛЕНИЕ БОГА

Джей Вегтер

http://www.frontlinemin.org/moralgov.asp

Не так давно я получил по электронной почве статью Рея Комфорта «Избежать стены антагонизма». В этой работе он полагает, что интеллект неверующих, подобно кирпичной стене, не воспринимает библейских аргументов. Комфорт утверждает, что единственная способность человека, которая не есть отъявленный враг Бога – это совесть. После этого он увещевает читателя «научиться обращаться непосредственно к совести» и показывает, что когда разум уже ориентирован, аргументы, которые обычно возникают в апологетических обсуждениях, принимаются уже без вопросов (творение, доктрина, исповедание, судьба неверующих и др.). По Комфорту, совесть есть союзник Бога. «Она не выступает против закона, она свидетельствует в его пользу. Чтобы победить, мы должны обратиться к главному свидетелю – Закону».
Лично я, чтобы найти более совершенный союз апологетики и благовестия, порекомендовал бы для использования Закона в евангелизации отличную работу по пуританам – «Благодать Закона» Эрнеста Кевана. Кеван исследует пуританское использование Закона в благовестии (Kevan E. Grace as Law. Morgan PA,1990. P.91-92 f.) Когда я попытался осмыслить этот материал с помощью предпосылочной апологетики, моей мыслью было: «В какой мере совесть человека страдает, если в его мировоззрении выявляются противоречия? Может ли наша критика ошибочных мировоззрений непосредственно обращаться к совести? Как мы можем обратить трансцендентальные аргументы в повод ко смирению?».
Я очень хотел бы создать апологетический метод, конкретно рассчитанный на призыв к совести человека. Здесь я хочу ответить на обвинение Комфорта в том, что апологетика отстает от призыва к совести. Данное эссе есть предварительный очерк указанного метода. В последнее время я стал использовать призыв к совести в своей апологетической работе и получил отличные результаты.
1. Может ли человек понять Евангелие, если у него нет понимания Божия домостроительства Закона? Пуритане однозначно говорили: нет! Закон сегодня – это правило жизни, ведущее к Евангелию. Его роль в том, чтобы сделать грех греховным. Мы должны поэтому проповедовать Закон до конца, пока грешник не потеряет всякую надежду на содействие своему спасению.
Интересно, что уже ранние пуритане, такие, как Роберт Болтон (1606-1654), признавали опасность упрощения Евангелия и предложения свободной благодати прежде, чем совесть начнет страдать от Закона (Bolton R.  Afflicted Consciences. L.,1831. P.175). Пуритане считали, что Закон являет святость Бога. Они рассматривали нравственный закон как отражающий природу Бога, как неизменное выражение святости и величия Его Личности. Моральное правление Бога зиждется на Его Законе, и принцип моральных причин и следствий отражает праведный характер Бога. Ч.Додд считал нравственный закон Божий встроенным в саму структуру Вселенной и историю творения (Dodd C.H. Gospel and Law. N.Y.,1951. P.70-79). В Новом Завете евангельская роль Закона приводится в Гал.2 и 3. В этих главах мы видим, что нравственный закон – это «бульдозер», сметающий человеческое самодовольство. Выполняя эту роль, он имеет функции прокурора, палача, тюремщика и проклятия, и, исполняя их, готовит грешника к принятию Евангелия.
2. Какая польза от Закона в апологетике и благовестии? Эрнест Кеван подробно анализирует использование Закона пуританами. Он ссылается на Уильяма Перкинса, который определяет четыре аспекта, связанных с моральным величием Бога, которые можно понять до возвещения Евангелия: а) наличие Закона Бога, б) грех человека против Закона, в) вина греха за нарушение Закона, г) вечный гнев Бога в Его суде над грехом (Perkins W. Two Treatises // Works. V.1. L.,1605. P.541). Пуритане считали, что Святой Дух использует проповедь Закона, чтобы произвести состояние, обозначенное ими как «подзаконная вера» или «дух рабства». Как только грешник приведен к этому, он признает вину своего греха, моральное правление Бога и невозможность избежать осуждения.

Использование Закона в апологетике

1. Создание самого понятия Закона. Обратим внимание, что наша культура отделяет Личность Бога от нравственного закона. Как мы можем объединить то и другое в нашей проповеди? Если мораль исходит от потерянных, она легко извращается, а грех может быть воспринят как добродетель (Anderson J. Cry of the Innocents. New Jersey,1984. P.135). Обратим внимание хотя бы на закон об однополых браках!
2. Установление того, что Закон отражает Божьи неизменные моральные качества. Нельзя любить Бога, не подчиняясь Его заповедям, выражающим Его правду (Втор.30.19-20). Книга Левит повторяет формулу: Я Господь. Только человек, который последует Богу, войдет в Царство Небесное (Еф.5.1-6). Стандарты Бога никогда не развиваются, ибо неизменен Он Сам как Законодатель. Его нравственный закон для человека отражает непреложный характер Его праведности и святости. Это стандарт, который вечен и обязателен для всех цивилизаций (Douglas W. Phillips, Esq., “Do Laws and Standards Evolve?” Impact #303, Institute for Creation Research, 1998).
3. Установление морального правления Бога. Моральные причины и следствия управляются Богом. Чтобы спастись, необходимо быть принятым Им. Повинуясь заповедям Бога, мы показываем, что мы находимся в Его владении и охотно подчиняемся Его моральному правлению. Павел проповедовал Евангелие на фоне возвещения морального правления Бога (Деян.17.30-31, 24.15-16).
Вот вопросы, которые может задать апологет, чтобы объяснить моральное правление Бога.
1. Вы верите, что мы можем отличать добро от зла?
2. Считаете ли Вы, что понятия добра и зла есть лишь результат социальных установлений, культурных традиций или эволюции?
3. Считаете ли Вы, что добро и зло есть лишь личное мнение, или это постоянный стандарт, который вытекает из святости, истины и праведности в характере Бога?
4. Верите ли Вы, что Бог открыл Свои стандарты добра и зла в Десяти заповедях, содержащихся в Библии? Считаете ли Вы, что эти заповеди абсолютны, универсальны и неизменны?
5. Верите ли Вы, что Бог является суверенным моральным властителем Вселенной и господствует над всеми нравственными существами посредством Его справедливого закона, явленного в Десяти заповедях?
6. Верите ли Вы, что праведный характер Бога, явленный в Его моральном правлении, требует, чтобы Он строго наказывал всякое зло? Верите ли Вы, что Бог будет судить каждого из нас, мужчин и женщин, по этому праведному стандарту, который вытекает из Его собственного характера?
7. Верите ли Вы, что Ваша совесть является неоспоримым доказательством праведного стандарта, явленного в Десяти заповедях? Считаете ли Вы, что Бог создал Вашу совесть, как и заповеди, которые являются выражением Его нравственного совершенства?
8. Верите ли Вы, что Бог требует исполнять заповеди, и что у Него есть отчет о Ваших грехах против Его Закона?
9. Знаете ли Вы, что Слово Божье, Библия, учит о Вашей личной вине пред Богом за нарушение Его Закона? Верите ли Вы в то, что Библия говорит о потерянном и греховном состоянии всего человеческого рода?
 Помните, что некоторые наиболее вопиющие ляпсусы языческой философии и вообще мировоззрения касаются именно морали, ее происхождения и роли в праве и его применении!

Апостол Павел утверждает, что Законом познается грех

«Творение по образу Бога требует морального соответствия этому образу. Рим.1.18-32 – это обвинительное заключение Бога о человеке как о падшем, греховном существе. И творение, и греховность являются универсальными реальностями со времени падения Адама… Павел описывает отношение Бога к Его творениям, которые оказались во грехе и вне Христа. Сам факт творения делает всех людей морально ответственными пред Богом. Творение возлагает моральные требования соответствовать Его закону. Человек несет перед Богом ответственность за свое поведение и будет судим за несоблюдение этого стандарта, даже если он никогда не читал о нем и не слышал о Библии. По словам Павла, человек имеет врожденное знание атрибутов Бога (Рим.1.20), Его Личности (Рим.1.21), Его Закона (Рим.1.32, 2.14-15) и Его Суда (Рим.1.32) (Barcellos R.C. The Ten Commandments. Old Tappan. n.d. P.19)
Таким образом, то, что человек в силу своего творения несет ответственность пред Богом, поддерживает кодекс этики, которая исходит от Бога и так или иначе известна всем людям. Грехи, перечисленные в Рим.1, являются прямыми нарушениями Декалога. Легко заключить, что его требования могут указывать на грехи людей и без особого откровения. «Должно быть очевидно, что сегодня и язычники обладают Десятью заповедями, хотя и не обязательно в стандартной форме Декалога… То, что евреи получили в особом Откровении, язычники имеют через общее» (Barcellos R.C. Op. cit. P.20,23)
В нашем разговоре с неверующим мы должны помнить, что в итоге должно быть достигнуто такое состояние, при котором грешник будет готов отказаться от своих заветных умственных заблуждений.
«Аргументы против библейского теизма исходят от неверующего интеллекта. Разум нечестивых – это каменная стена. Она была построена, чтобы отгородиться от Бога, во вражде против Него. Он отказывается подчиняться закону Божию, потому что «плотские помышления вражда против Бога, они Закону не покоряются, да и не могут» (Рим.8.7).  Человеческий разум приводит аргументы, чтобы нападать на Бога. Плотской разум сражается против Него, и он весьма враждебен познанию Бога (Кол.1.21). Стена антагонизма высока и неподвижна, и нам уже стало привычно идти вокруг нее. Научитесь говорить непосредственно к совести. Это значит, что мы можем быть эффективными в нашем христианском свидетельстве без латыни, палеонтологической летописи или точного знания возраста Земли. Если вы обращаетесь к совести, все это перестает быть проблемой. Совесть есть единственная часть человеческой природы, которая Богу не враг. Она союзник Бога. Она не выступает против Его Закона, Дела Закона написаны в сердцах. Это надежное свидетельство (Рим.2.15), данное от Бога. Это надежный свидетель, указывающий на виновного в зале суда… Если мы хотим победить, мы должны привести этого свидетеля и дать ему слово. Мы должны предоставить слово Самому Богу, чтобы Он указал на Закон и его применение (Рим.3.19). Закон не только осуждает виновного, но и заставляет его отказаться от защиты, чтобы положиться единственно на милость Судии» (Рей Комфорт. Избегая стены антагонизма).

Что в Евангелии оскорбляет неверующих

Если наше свидетельство призвано быть эффективным, мы должны знать, что в Евангелии оскорбляет неверующих.  Для человека естественны религиозные рассуждения с точки зрения личных заслуг. Душевный человек думает о спасении как о товаре, который дается в обмен на религиозные дела. Только рожденный свыше, освященный Духом христианин понимает, что спасение состоит в союзе со Христом. Душевный человек ищет что-то добавить к этому через религиозную жизнь, он не считает, что нужно полностью отказаться от себя и всего своего, чтобы принять власть Христа. Как следствие – он оскорблен Евангелием, которое обнажает всю его жизнь пред Богом. Оно обличает душевное идолопоклонство во всех его формах. Оно повелевает нам отвергнуть себя, как того требует Бог. Оно требует отбросить наши несовершенные стандарты мысли в пользу абсолютной власти Слова Божия.
Евангелие оскорбительно, поскольку оно требует разворота на 180 градусов, через признание, что весь наш путь – это мятеж против Бога и погибель. Оно оскорбительно, ибо в его центре – Крест. «Крест говорит о том, что человек полностью неправ, и что только Бог прав. Крест Христов означает тот факт, что вся человеческая раса заслуживает только смерти, и ничто меньшее, чем смерть Единородного Сына, не достаточно для избавления нас от погибели» (Spring G. The Attraction of the Cross. Edinburgh,1845 (repr.1983). P.205-207).
Евангелие оскорбительно, потому что человек не может достичь вечного блага. Единственная надежда грешника – это суверенное милосердие и жалость Бога, явленные во Христе. Если кто-то вообще спасается, то этим он полностью обязан Божьему состраданию. Евангелие оскорбительно, потому что грешник спасен исключительно за счет могущества Христа, Его любви и бесконечной милости. Поэтому каждый спасенный человек абсолютно обязан Сыну Божию. Евангелие оскорбительно, потому что люди не хотят терпеть господство, посредничество и Царство Христа. Они сопротивляются Царству Божию, ибо его подданные уже не свои, но принадлежат Христу и руководимы Им (2 Кор.5.14). Евангелие оскорбительно, потому что оно оставляет грешника в полном нравственном и духовном банкротстве, а таком банкротстве, при котором он не имеет никаких возможностей торговаться с Небесами. У него нет духовной жизни, он гниющий труп. Его единственная надежда – на то, что его духовно воскресит Бог Вседержитель.
Евангелие оскорбительно, потому что грешники с подозрением относятся ко Кресту. Крест говорит о боли, страдании, самоотвержении и смерти. Он призывает к полному преобразованию всей жизни, к покаянию, которое доходит до ее глубин и не оставляет ничто в человеке нетронутом. Крест оскорбителен, ибо за ним- чрезвычайно сложное и всеобъемлющее мировоззрение. Это мировоззрение, которое отрывает верующего от любви к миру и полностью связывает его со Христом в отношении всей его личности, жизненных целей, счастья и судьбы.

Современное «евангелие» не просвещает, ибо оно не говорит о грехе   

Без убедительного раскрытия человеческой ситуации, которое поразило бы сознание людей, у них мало шансов спастись. Современное предложение Евангелия, как правило, подчеркивает преимущества спасения, а не власть Бога и условия, которые требуются от грешника Если Евангелие проповедано за вычетом соблазна Креста, грешники непременно попытаются вести дело на своих условиях, а не на Божьих. Только проповедь с соблазном Креста привлекает грешников к истинному покаянию. Евангелие как «формула счастья» ничем не отличается от подобных мирских формул. Истинное Евангелие есть познание Бога Писания и жизнь во славу Его.  Евангелие без греха, ада, справедливости, суда и покаяния не есть Евангелие нашего Господа и ничуть не похоже на него (Elliff J. The New Gospel: Appealing but not Revealing
Когда Христос проповедовал Евангелие, Он отменил всякую середину и «серые зоны». Он решительно заявил, что нет ничего среднего между правдой и ложью, между Небом и адом. Слова Христа проводят очень четкое разделение между людьми. Если человек не следует за Христос всем сердцем и не созидает Его Царство, и не ведет в него души, то, по учению Христа, этот человек против Него, он не собирает с Ним, а расточает (Лк.11.23). Христос и Апостолы проповедовали Закон, первородный грех, необходимость покаяния, а также необходимость нового характера. Если Закон проповедан прежде Евангелия, почва вспахана, чтобы получить хороший урожай.

Проповедь Закона – обязательный этап при подготовке грешника Духом Святым

Только человек, подготовленный Духом Божьим, способен пойти на войну против своего падшего разума и греховной природы. Грешник, подготовленный Духом, принимает сторону Бога – против самого себя. Лютер говорил: «Покаяние невозможно без самоуничижения». Другими словами, никто не приходит ко Христу, не почувствовав до конца презрения к самому себе за свои грехи. Чтобы прийти к истинному покаянию, человек должен выйти за рамки просто страха перед наказанием, он должен возненавидеть грех и возлюбить Христа. Покаяние начинается с отрезвляющей мысли о Вечности, а затем бьет по совести, увидевшей личный грех (Д. Мак-Артур. Толкование на Лк.3.1-18).
Грешник придет добровольно, лишь если Дух Божий подготовил его, раздавив его совесть чувством греха и привлекая его к Богу. Неверующие остаются лишены спасительной веры и покаяния, пока они доверяют себе и своим усилиями пытаются измениться. Поэтому осуждающая роль Духа состоит в том, чтобы привести грешника к полному банкротству и заставить отказаться от всякой самопомощи. Только тогда грешник будет приготовлен к тому, чтобы искать вечного Сына Божия.
Страх Суда есть подготовительная часть покаяния. Святой Дух сбивает с грешника гордыню, явив ему грех. Неверующий в первый раз готов радикально смириться с этим. И это имеет важнейшее значение для того, чтобы он начал стремиться к покаянию (Д. Мак-Артур. Толкование на Лк.12.22-34). Чтобы отойти от греха, надо отчаяться в самом себе. Только подготовленный грешник жаждет прощения и спасения от греха. Цена ученичества и жизнь под абсолютным владычеством Христа имеют смысл только для того, кто отчаянно хочет избавиться от греха. Подготовленный человек готов платить любую цену и расстаться со всем земным, чтобы обрести Христа и свободу.
Писание предупреждает против временного ученичества. Ложный верующий следует Христу некоторое время, а затем отпадает. Он никогда не был подготовлен достаточно, чтобы молить Бога об избавлении от греха и осуждения. Подготовленный человек, по суверенной благодати, верит в Бога, и отказывается от любых своих прав и земных привязанностей. Он отдает свою жизнь в руки Господа, он находит во Христе возможность отказать самому себе и положиться на любовь и помощь Отца Небесного. Его истинное сокровище – на Небесах. Такой человек никогда не перестанет преображаться, ибо он воистину изумлен Божьим прощением. Его ум и привязанности теперь служат и посвящены Богу и Его благодати. Он славит Бога и Его благодать в пустыне мира сего (Еф.2.1-16). Именно поэтому мы проповедуем Закон, потому что это начало понимания нашего пути и возможность для грешника обратиться и воззвать о милости к престолу благодати.   

(с) Все права сохранены. Коммерческое использование запрещено
(с) Перевод: Инквизитор Эйзенхорн


Рецензии