Джоэль Бике Пуританское благовестие

ПУРИТАНСКОЕ БЛАГОВЕСТИЕ
Джоэль Бике (2006)

Великий пуританин и евангелист Джон Роджерс предостерегал свою общину от пренебрежения Писанием, говоря людям, что Бог может сказать им: «Я доверил вам Библию. Она лежит в некоторых домах в пыли и паутине, и вы не заботитесь о том, чтобы читать ее. Так у вас ее и не будет!». Роджерс затем взял Библию и ушел с кафедры. Потом он остановился, упал на колени и начал молиться вместе с народом: «Господи, что бы Ты ни сделал с нами, не забери от нас Твое Слово, убей наших детей, сожги наши дома, разрушь все, что мы делаем, только не лиши нас Своей Библии!». «Что ты делаешь? - спросили его. – Ты говоришь от имени Бога!». – «Тогда вот вам Библия! Я еще посмотрю, будете ли вы ее использовать, искать ее, любить ее, соблюдать ее и жить в соответствии с ней!».  Томас Гудвин был так тронут словами Роджерса, что он плакал четверть часа, уткнувшись лицом в шею лошади, прежде чем смог сдвинуться с места.   
Некоторые утверждают, что Кальвину и пуританам не хватало рвения в благовестии. Дэвид Калхун недавно защитил работу «Кальвин как учитель и практик благовестия». Я намерен показать в серии статей, как пуритане несли Евангелие в соответствии со всем Писанием. Во-первых, я определю, что я имею в виду под пуританским благовестием, затем покажу, что пуританское Евангелие было библейским, доктринальным, практическим, опытным и сбалансированным. Затем я рассмотрю основные методы, которые использовали пуритане, чтобы возвещать Евангелие через простую проповедь и практику катехизации. Наконец, мы увидим, что пуритане считали, что весть и методы благовестия неотделимы от внутреннего состояния евангелиста. Это включало искреннюю зависимость от Святого Духа, горячую молитву, Слово Божие и благословение всех усилий благовестия.
Библейская весть пуритан, методы и характер их благовестия должны побудить нас вернуться к евангелизму, основанному на Писании. Так же как пуритане приняли библейские принципы благовестия и стали практиковать их в своих служениях, мы должны вополотить эти принципы в своем учении и деле. Мы можем многому научиться у пуритан во всем, что касается христианской жизни.

Конкретность пуританского благовестия

Мы понимаем под пуританами не только тех людей, которые были изгнаны из Церкви Англии в соответствии с Актом о единообразии 1662 г., но и всех, кто в Великобритании и Америке на протяжении нескольких поколений после Реформации работал над реформой и очищением Церкви и приводил людей к благочестивой жизни в соответствии с реформатским учением о благодати. Пуританство выросло по меньшей мере из трех нужд: 1) нужды в библейской проповеди и глубоком преподавании реформатской доктрины, 2) нужды в библейском личном благочестии, которое подчеркивало бы работу Святого Духа в вере и жизни христианина и 3) нужды в восстановлении библейской простоты богослужения, литургии, облачений, а также церковного управления и порядка общинной жизни, который способствовал бы поклонению Триединому Богу, как предписывает Его Слово.
Пуритане не использовали широко слово «евангелизм», но тем не менее они были евангелистами. «Воззвание к необращенным» Ричарда Бакстера и «Призыв к необращенным» Джозефа Аллейна были пионерскими работами в евангелизационной литературе. Пуритане были подлинными ловцами человеков, стремясь пробудить в необращенных потребность во Христе, привести их к вере и покаянию и добиться освящения в их жизни.
Пуританское благовестие провозгласило то, что содержит Слово Божие относительно спасения грешников от греха и его последствий. Это спасение дается по благодати, обретается через веру, основано на Христе и отражает славу Божию. Для пуритан благовестие предполагало не только представление Христа так, чтобы силой Духа люди могли прийти к Нему, но также представление Его с тем, чтобы верующий мог возрастать в Нем и служить Ему как Господу в общении Его Церкви и в распространении Его Царства. Пуританское благовестие возвещало все домостроительство Искупления, сосредоточив внимание на искупительном деле всех Трех Лиц Троицы, одновременно призывая грешников к жизни и посвящению и предупреждая, что Бог навсегда осудит всех, кто пребудет в неверии и нераскаянности.   
Пуритане рассматривали благовестие как центральную задачу Церкви и конкретно ее служителей. Они хорошо понимали центральное значение проповеди, роль пастора и необходимость молитвы в благовестии. В теории пуританство было глубоким и энергичным кальвинизмом; на практике оно было горячим и влиятельным христианством; в благовестии оно было и нежным, и проникновенным, и агрессивным.

Характер пуританской проповеди

Говоря о пуританском благовестии, мы сосредоточимся на отличительных особенностях пуританской проповеди, а затем рассмотрим, чем она отличается от того, что мы имеем в евангельской проповеди сегодня.
1. Пуританизм был неукоснительно библейским. Вся весть пуритан исходила из Слова Божия. «Верный Христу служитель не проповедует ничего, кроме Слова Божия», сказал пуританин Эдвард Деринг. Джон Оуэн был согласен с ним в том, что «первая и главная обязанность пастыря – кормить стадо заботливой проповедью Слова». Как отметил Миллер Маклур, «пуританская проповедь не просто комментирует Писание, она в полном смысле существует внутри Слова Божия, это не проповедь на текст, но проповедь в текстах… Соберите все пуританские проповеди – и вы получите Библию».
Пуританство было движением, основанным на Библии. Пуритане были живыми людьми. Они искали, слушали и пели Слово с восторгом и благоговением и призывали других делать то же самое. Пуританин Ричард Гринхэм говорил о восьми средствах чтения Писания: это усердие, мудрость, подготовка, размышление, беседа, вера, практика и молитва. Томас Уотсон представил многочисленные руководящие принципы того, как слушать Слово. Он призывал: «Приходите к Слову со святым усердием и открытым сердцем. Внимательно изучайте Слово, примите его с кротостью и растворите верой. Храните Слово, молитесь над ним, практикуйте его и возвещайте его другим». «Ужасно загруженным проповедями пойти в ад» - предупреждал Уотсон. Напротив, те, кто откликается на Писание, как на «любовное письмо, посланное нам Богом», испытает его теплую, преобразующую силу.
Пуритане любили Писание, дышали и жили им, буквально смакуя силу Духа Святого, сопровождающего Слово. Они считали 66 книг Писания библиотекой Духа, которая была любезно завещана им. Они считали, что в Писании Бог говорил с ними, как отец со своими детьми. Они видели в Писании Слово истины, которому они могут доверять и опереться на него навечно. И они просили Духа укрепить их веру и изменить их жизнь. Кладезем Слова называли пуританского проповедника Джона Коттона. В своем предисловии к Женевской Библии он писал, что Библия - это «свет на пути, ключ от Царства Небесного, наше утешение в скорбях, наш щит и меч против сатаны, школа мудрости, зерцало, отражающее Бога, свидетельство о Нем и хлеб наших душ».
Пуритане четко призвали поставить Слово в центр всей жизни и практики. Они видели в Библии надежное руководство для всей жизни. «Мы должны поставить Слово Божие над нами, как правило, и не верить ничему кроме того, о чем оно учит, не любить ничего, что оно осуждает, не ненавидеть ничего, кроме того, что оно запрещает, не делать ничего кроме того, что оно повелевает» - учил свою паству пуританин Генри Смит. «Писание учит нас благородному пути жизни, благородному пути страданий и благородному пути смерти», пишет Джон Флейвел.
Неудивительно поэтому, что типичная страница пуританской проповеди содержит не меньше десятка библейских текстов и ссылок на них. Пуританские проповедники были достаточно знакомы с Библией, чтобы помнить наизусть сотни, если не тысячи текстов. Они знали, как сделать Писание поводом для беспокойства душ. «Личное знание Писания было ключевым элементом пуританского служения, - отмечает Синклер Фергюсон. – Пуритане выявляли истину, как ювелир шлифует алмаз. Они использовали Писание с рассуждением, и все его тексты или обосновывали доктрину, или прилагались к конкретной совести, все было основано на прочных принципах герменевтики».
Евангельская проповедь современных проповедников часто включает стихи, вырванные из контекста, или строки из разных текстов, не связанных друг с другом.   В поисках «простого Евангелия» нынешнее благовестие выступает за упрощенную формулу и подачу материала, а не за возвещение всей воли Божией. Некоторые проповедники, кроме того, обнаруживают более глубокое понимание профессионального футбола и телепрограмм, или учений Фрейда и Тиллиха, чем Моисея и Павла.
Пуританские проповедники по большей части были сведущи в библейских и классических языках. Но они были людьми, убежденными в необходимости возрождения «не от тленного семени, но от нетленного Слова Божия, живого и пребывающего вовек» (1 Пет.1.23). Они были убеждены, что Святой Дух работает через Писание, чтобы довести до грешников правду. Сама модель пуританской проповеди базировалась на точных цитатах из Библии.
Если мы искушаемся возгордиться нашим знанием Библии, откроем любой том Оуэна, Гудвина или Брукса, и обратим внимание на то, что порой какое-то место из пророка Наума цитируется после хорошо знакомого нам отрывка Иоанна, и все вместе отлично иллюстрирует мысль, которую писатель хочет донести до нас. Как можно объяснить это чудесное постижение истин Писания, если перед нами не подлинные служители Слова? Эти люди, очевидно, изучали Библию ежедневно, на коленях, и Дух Божий обжигал их пастырские сердца. Когда они благовествовали или писали проповедь, один библейский отрывок за другим приходили им на ум. Наши евангельские усилия должны быть так же основаны на Библии. Мы должны искать Писание чаще и любить Слово еще более горячо. Когда мы научимся думать, говорить и действовать по-библейски, наша весть станет более авторитетной, а наше свидетельство – более эффективным и плодотворным.
2. Пуританское благовестие было доктринальным. Пуританские благовестники воспринимали богословие как по существу практическую дисциплину. Уильям Перкинс называл ее «наукой о жизни вечной и блаженной», Уильям Эймс – «доктриной или учением о жизни по Богу». Фергюсон пишет: «Для них систематическое богословие было для пастыря тем же, чем знание анатомии является для врача. Только в свете всего «корпуса богословия», как они любили называть это, служитель мог поставить диагноз, прописать лекарства и в конечном счете излечить духовное заболевание человека, страдающего от тела греха и смерти».
Пуритане, следовательно, не боялись проповедовать всю волю Божию. Они не перемежали для слушателей молнии своей вести с юмористическими рассказами или народными анекдотами. Они чувствовали огромную ответственность за то, чтобы преподать вечную истину, от которой зависит судьба бессмертной души (Иез.33.8). Они проповедовали веские истины о Боге, как умирающий другому умирающему, ибо никогда не были уверены, что смогут проповедовать еще раз!
Например, когда пуритане рассматривали учение о грехе, они четко называли грех грехом, и объявляли его моральным бунтом против Бога, бунтом, который приносит вечную вину. Они проповедовали о грехах явных и тайных, действия и упущения, в мыслях, словах и делах. В таких работах, как «Зло зол» и «Порочность греха», Иеремия Бэрроуз раскрывает грех как он есть: как минимум грех есть большее зло, чем самая большая скорбь, ибо грех и Бог противоречат друг другу; грех противится всему добру, он есть яд всех зол, он имеет бесконечный масштаб и делает нас одним с сатаной.
Пуритане связывали грех с падением Адама и Евы в раю. Они учили без обиняков, что благодаря этому падению мы наследуем развращенность, которая делает нас непригодными для Бога, святости и небес. Они подтверждали, что в падении Адама мы пали все. Они подчеркивали, что проблема грешников является двоякой: это дурная репутация, то есть правовая проблема, и больное сердце, то есть моральная проблема. И то и другое делает нас непригодными для общения с Богом, и не изменение внешней жизни, но внутреннее возрождение сердца через Самого Триединого Бога необходимо для удовлетворения  нашей нужды и имеет главное значение для спасения (Иоан.3.3-7).
Пуритане также без обиняков проповедовали о Боге. Они провозглашали Божию величественную сущность, Его Триединую Личность и Его славные атрибуты. Все их благовестие уходит корнями в библейский твердый теизм – в отличие от современного благовестия, которое слишком часто подходит к Богу так, как если бы Он был нашим соседом, который готов удовлетворять наши желания. Хотя в наше время евангелизацию обычно начинают с Иоан.3.16, пуританин с большей вероятностью привел бы здесь Быт.1.1: «В начале Бог…», чтобы показать, что все, что произошло с нами, Бог предназначил для Своей славы. Пуритане поняли, что доктрины искупления, оправдания и примирения не имеют смысла вне истинного понимания Бога, Который осуждает грех и искупает грешников, оправдывает их и приводит к Себе.
Пуританское благовестие провозгласило также учение о Христе. «Проповедь – это колесница, на которой Христос несет мир» - писал Ричард Сиббс.  В таких работах, как «Христос явленный» Томаса Тейлора, «Христос наш Посредник» Томаса Гудвина, «Глядя на Иисуса» Айзека Амброуза, «Путь, Истина и Жизнь» Джона Брауна, «Славная тайна Личности Христа» Оуэна и «Христос Распятый» Дарема, пуритане проповедовали Христа как Богочеловека. Они не отделяли Его блага от Его Личности и не предлагали Его как Спасителя от греха, игнорируя при этом требования Бога. Как писал Джозеф Аллейн в своей модели пуританского благовестия – «Призыве к необращенным»: «Весь Христос принимается нами через искреннюю веру. Она любит не только блага, но и дело Христово, не только пользу, но и бремя Христа. Она готова не только собирать плоды, но и идти под игом. Ее привлекают заповеди Христа и Крест Христов. Необращенные принимают Христа только наполовину. Он нужен им для спасения, но не для освящения. Они хотят привилегий, но не соответствия Личности Христа. Они разделяют служение и привилегии Христа. Это фундаментальная ошибка. Кто жаждет вечной жизни, да убережется ее. Об этой ошибке вас могли часто предупреждать, ибо нет ничего более распространенного».
Аллейн показывает нам, что разделение бремени и преимуществ Христовых – не изобретение ХХ века. На протяжении веков человек восставал против Христа, как Бог дал Его нам, как Спасителя и Господа. Истинное возрождение желает получить Христа целиком, без ограничений. «Возрожденный готов принять Христа на любых условиях, он хочет иметь власть Христа над собой, и также Его избавление» - пишет Аллейн.
Это безоговорочное принятие Христа особенно видно в письменных заветах, заключенных пуританами. Пуританские проповедники призывали своих слушателей надлежащим образом принять Христа верой, а затем подготовить и подписать документ о полной приверженности, посвятив всю свою жизнь Богу. Свидетельства об этих заветах можно найти в многочисленных дневниках и книгах пуритан. Пуритане видели весь ужас нынешней тенденции «благовестия», которое стремится лишь спасти грешников от ада, откладывая их отдачу суверенному господству Христа на неопределенный срок.
Пуританские благовестники также подчеркивали освящение. Верующий должен ходить перед Царем святых в благодарности, служении, послушании, любви и самоотречении. Он должен знать на опыте осуществление двойной благодати веры и покаяния. Он должен научиться искусству размышления, чтобы бояться Бога, и детской молитве. Он должен благодарить Бога за Его благодать, стремясь становиться достойным своего призвания и избрания.
Проповедь Христа и Его благодати была главной и самой важной задачей пуританского благовестия. «Христос Распятый – это главный предмет проповеди Евангелия», сказал Роберт Трейл. «Служители обязаны делать две вещи: представить Евангелие народу, возвещать его в любви и чистоте, и предлагать его свободно, в полном объеме, без каких-либо ограничений в отношении грешников и их состояния». Роберт Болтон согласился: «Иисус Христос должен быть предложен свободно, без исключения кого-либо, каждую Субботу и каждую проповедь». Пуританское благовестие всегда говорило о способности и желании Христа спасти и ценности Его как единственного Искупителя потерянных грешников. Пуритане делали это с богословской артикуляцией, чувством Божественного величия и человеческой страстью. Они прославляли и возвышали Христа как Спасителя и смиряли человека до глубины унижения. Они не беспокоились о том, что ранят самоуважение слушателей. Они были гораздо более озабочены  почитанием Триединого Бога, Отца, создавшего нас в достоинстве по образу Своему, Сына, восстановившего в нас это достоинство через искупление и усыновление, и Святого Духа, Который пребывает в нас и делает нашу душу и тело храмом Бога. Разговоры о самоуважении, которые не связаны с Триединым Богом, должны рассматриваться в свете этого как самообман. Нам нечего уважать в себе, кроме Бога, говорили пуритане. Без Его благодати мы падшие, жалкие, недостойные твари и годимся только для ада.

(с)Перевод Inquisitor Eisenhorn 


Рецензии