Эррол Хальс. Пример английских пуритан

ПРИМЕР АНГЛИЙСКИХ ПУРИТАН
Эррол Хальс (1996)
http://www.puritansermons.com/banner/hulse1.htm

Почему христиане сегодня заинтересованы в английских пуританах? Ответ на этот  вопрос в том, что пуритане дали Церкви самые ценные из ее богословско-экзегетических трудов. В последние годы наблюдается повторное открытие этого литературного наследия.

Кто такие английские пуритане?

Когда началась Реформация XVI века, в ней присутствовали три различных сектора – немецкий, швейцарско-французский и английский. Из этих трех самым слабым и подававшим наименьшие надежды был последний. Противостояние было жестоким. 277 христианских лидеров были заживо сожжены на кострах во время краткого правления королевы Марии, получившей прозвище «Кровавая Мэри». К счастью, это продолжалось недолго, и на пролитой крови и пепле мучеников возросло и процвело Царство Христово. Именно во время правления королевы Елизаветы зародилось пуританское движение, умножившее служителей Бога во всей нации.
Эти служители поддерживали друг друга в благочестивом братстве. Они получили название пуритан потому, что стремились очистить национальную Церковь Англии. В более поздние времена их называли пуританами из-за чистоты жизни, которой они искали. Когда они приступили к реформе англиканской Церкви, их желанием было, чтобы она вполне соответствовала Слову Божию в своем правлении, поклонении и практике.
Королева Елизавета была главой национальной Церкви, она противилась реформе и в итоге блокировала ее.  Когда на престол вступил Джеймс I (1603-1625), появилась надежда, что реформы будут продолжены. Вместо этого борьба усилилась. Ситуация не улучшилась, когда на трон в 1625 г. взошел Карл I. Многие служители отчаялись в возможности улучшений и уехали в Америку, где положили начало новой генерации пуритан. Ситуация дошла до края с началом гражданской войны 1640-х гг. В это время Оливер Кромвель возглавил государство вместо короля. После его смерти заменить его было некем. Нация вернулась к монархии, Карл II вступил на престол.
Борьба в Церкви возобновилась с еще большими конфликтами, чем раньше. Был принят акт парламента, требующий соответствия правилам, которым пуритане были просто не в состоянии следовать. В 1662 г. более 2000 служителей и лидеров в Англии были вынуждены уйти, чтобы не поставить под угрозу свою совесть. Историки рассматривают 1662 год как время, когда пуританизм подошел к концу. Однако после 1662 г. пуритане написали некоторые из своих лучших книг. Так, Джон Беньян был заключен тогда в тюрьму, где написал «Путешествие пилигрима».
Два пуританина этого позднего периода требуют особого внимания.
Джон Оуэн (1616-1683) часто именуется Князем пуритан. Он был капелланом в армии Кромвеля и вице-канцлером Оксфордского университета, но большую часть своей жизни служил в Церкви. Его творения составляют 24 тома и являются лучшим ресурсом всего англоязычного богословия. По нескольким важным предметам, таким, как Святой Дух, умерщвление греха, отступничество, его труды непревзойденны.
Ричард Бакстер (1615-1691) был плодовитым писателем, и важнейшим из его произведений является «Христианский наставник», состоящий из подробных практических приложений Евангелия к каждому аспекту жизни. Вероятно, это наиболее полное из подобных сочинений, когда-либо написанных.
В работах Бакстера о христианской жизни мы ясно видим характерную пуританскую идею, что благодать проникает в природу. В дореформационную эпоху благодать  и природа были разделены в соответствии с концепцией своего рода двухэтажной вселенной, где наверху пребывает духовное и святое, а внизу – грешное, плотское и нечестивое. Так духовенству было запрещено вступать в брак, ибо он есть вещь земная и якобы греховная. Лютер частично реформировал эту идею и открыл пребывание благодати в природе – так, он женился на бывшей монахине Катрин. Жан Кальвин пошел дальше и стал учить, что благодать пронизывает природу, а все земное должно быть освящено небесным. Пуритане развили это и более подробно, чем Кальвин, учили, что библейские принципы должны применяться ко всем аспектам жизни. Есть библейские принципы и этика для брака, дома и воспитания детей, для учителей и преподавателей, врачей, юристов, архитекторов и художников, для фермеров и садоводов, политиков и судей, для предпринимателей, владельцев магазинов, коммерции и торговли, для военнослужащих и банкиров. Для пуритан дихотомия между природой и благодатью, распространенная у средневековых богословов, по существу неправильна. Дело обстоит не так, что все небесное свято, а все земное – проклято или запятнано. Благодать для пуритан должна проникать всюду и распространяться на всю земную жизнь, освящая ее. Даже колокольчик на лошади может быть посвящен Господу (Зах.14.20). 
В отличие от этого анабаптисты отторгали общество, поскольку оно грешно и растленно. Анабаптисты не рекомендовали людям заниматься политикой. Если Кальвин и пуритане учили, что военное дело является законным, то анабаптисты обычно были пацифистами и не желали иметь с ним ничего общего. Следует помнить, что были различные разновидности баптистов. Например, Джон Беньян был баптистом, твердо стоявшим в пуританской традиции, как и реформированные баптисты сегодня. Мы можем видеть близость последних к пресвитерианам, если сравним Второе Лондонское исповедание веры с Вестминстерским: 28 из 32 их глав практически тождественны. Эти исповедания представляют самую высокую из оценок пуританства, и именно потому, что английские пуритане последовали примеру Кальвина в участии во всех аспектах жизни. 
Так, Кальвин принимал самое активное участие в развитии образования. В 1559 г. он основал Женевскую Академию с целью распространения христианского братства. Эта Академия привлекала студентов со всей  Европы, и на момент смерти Кальвина в ней было 1200 студентов. Пуритане также были страстно заинтересованы в развитии образования и высоте академических стандартов. Почти все их лидеры были выпускниками Оксфорда и Кембриджа. Сидни Сассекс Колледж и Эммануэль-колледж в Кембридже были известнейшими центрами пуританского образования. Кальвин был обеспокоен положением более 5000 семей беженцев, которые собрались в Женеве в 1542-1560 гг. Он сыграл важную роль в создании двух больниц и развитии промышленности, ткачества и гончарного дела (Building a Christian World View. Ed. W.A.Hoffecker. V.2. Philadelphia,1988. P.242. Эта работа заслуживает особой похвалы за сбалансированность, не идеализирующую реформатора. Как и Лютер, Кальвин имел свои слабые места. Конечно, в Женеве были авторитарные тенденции, омрачавшие его правление).
Такой же интерес к социальным проблемам и благосостоянию людей нашел свое отражение в жизни пуритан. Оглядываясь на этот период, стоит заметить, что давление и испытания могут сделать христиан лучше. Высокое качество библейского толкования, сбалансированность доктрины, опыта и его практического приложения вышли из скорби.
Зададимся вопросом, почему пуритане добились столь многого в приложении реформатского учения, тогда как многие другие потерпели неудачу? Ответ в том, что духовный гений пуритан заключен в их жизни и молитве. Для них богословие не было просто академическим или интеллектуальным упражнением. Реформатское богословие предназначено для преобразования всей жизни, оно вдохновляет к действию. Гений пуритан был духовным гением, хранившим их молитву, учение, опыт и практику в равновесии и гармонии. Сегодня мы слышим вопли: Христос объединяет, учение разделяет! Дайте нам Христа, а не доктрину! Для пуритан это было сущим бредом. Христос приходит к нам через библейское учение, то есть доктрину. Это учение, направляющее всю жизнь, и в этом его значение. Истина есть основа всему, но она должна быть применена убедительно и в любви.

Пуританство и культурный мандат

Новый Завет, прежде всего послания к Римлянам и Ефесянам, показывает принцип тройного применения Евангелия: в Церкви, в браке и семье и, наконец, в мире. Вся наша жизнь должна быть изменена и поставлена под владычество Христа. Из Церкви как центра, где верующий будет вдохновлен, он выходит вовне, чтобы быть солью земли и светом миру (Мтф.5.13-16). 
Как видно из Вестминстерского исповедания и Баптистского исповедания 1689 года, пуритане верили в учение о благодати, избрание и частное искупление (Рим.8.28-30). Они следовали Кальвину в противостоянии ложным человеческим рационализациям. Например, они сопротивлялись идее, что Бог любит только избранных и ненавидит всех остальных, что есть серьезная ошибка, повторяемая сегодня. Пуритане были экспертами в концепции общей благодати, хотя они и не использовали этот термин (НЕВЕРНО! – Прим. пер.). Их понимание общей благодати очень близко к изложению у Джона Мюррея . Они верили, что Святой Дух постоянно активен в ограничении зла и поощрении блага во всем обществе, и верили в универсальную любовь Божию ко всему человечеству (1 Тим.2.1-6), явленную в соответствии с заветом с Ноем как представителем всего мира согласно Быт,8.20-22 (? – Пер.).   
Пуритане утверждали, что культурный мандат на разработку всего творения был основан на Быт.1.28-30. Христианин стремится быть совершенным во всяком добром деле, и поэтому он стремится познать Бога, Который только и может сделать его идеальным (Евр.13.21). Добрые дела включают каждый аспект нашего труда и исследований. Всякое законное призвание должно руководствоваться библейскими принципами. Самым важным здесь было то, что пуритане шли из Церкви в мир. Это правильно, что христиане должны поощрять реформирование в каждой области – образовании, политике, экономике, медицине, науке. Однако не исключено, что мы настолько погрузимся в вызовы мира со всеми его высокими требованиями, что потеряем влияние в Церкви и семье. Баланс имеет важное значение, и пуританизм – пример этого баланса.
Пуритане проповедовали на такие темы, как универсальная деловая этика, включающая абсолютную надежность, честность и доверие в выполнении контрактов или соглашений. Пуритане строго противостояли коррупции, кумовству и нечестности в деловой жизни. Они не колеблясь проповедовали по таким текстам, как  «не терпит Господь неверные весы» (Притч.11.1).
Почти все пуритане придавали проповеди последовательно пояснительный характер, касаясь таким образом каждого предмета в Библии. Но они были готовы порвать с этим методом, когда это было необходимо. Во время гражданской войны 1640-х гг. один город был захвачен роялистами, и солдаты вели себя отвратительно, собирая вокруг брань и проклятия. В городе был служитель по имени Роберт Харрис. Он проповедовал на Иак.5.12: «Прежде всего, братья мои, не клянитесь, ни небом, ни землей, ни чем-то еще. Пусть ваше да будет да, и ваше нет – нет, и вы не будете осуждены». Это звучало столь убедительно, что неотесанные солдаты  угрожали застрелить Харриса, если он скажет еще хоть слово. Без всякой боязни он объявил, что будет проповедовать на тот же текст в следующее воскресенье. Он видел, как один из солдат поднял ружье и уже собрался стрелять в него – но не решился. Верное следование библейской этике во всех вопросах порой стоило пуританам очень дорого. В поклонении Богу они не шли на компромиссы с людьми, их законами или традициями.
То же самое произошло в деловой жизни и коммерции. Пуританская этика труда всем известна. Она означала, что работник всегда все сделает честно и наилучшим образом, никогда не украдет время или товар у работодателя. С другой стороны, христианин-предприниматель должен хорошо относиться  к наемным работникам быть всегда справедлив с ними (Иак.5.1-6).
Подобные вопросы скрупулезно отражены в таком пуританском документе, как Большой Вестминстерский катехизис. «Какие обязанности налагает на нас Восьмая заповедь? Ответ. Обязанности, налагаемые Восьмой заповедью, включают следующее: сохранение истины, верности и справедливости в контрактах и торговле, в отношениях между людьми – оказание каждому должного, возвращение незаконно задержанных товаров их хозяевам, избежание ненужных судебных исков, заботу о сохранении и уважении собственности и прав других людей так же, как мы заботимся о наших собственных».
Пуритане преуспели в практической проповеди, и многие из их проповедей отражают именно практические заботы. Вот некоторые примеры из 6-томного издания Криплгейта: «Сколько должен светить дневной свет на наш труд?» (Ричард Бакстер); «Как жене спастись через чадородие?» (Ричард Адамс); «Как мы можем справляться о новостях не как афиняне, а как христиане?» (Генри Херст).

Пуританская надежда и будущее 

Говоря о Втором прошении Молитвы Господней, «Да придет Царстве Твое», Вестминстерский катехизис утверждает, что мы должны молиться, чтобы царство греха и сатаны было уничтожено, Евангелие распространилось по всему миру, евреи обратились, полнота язычников пришла в Церковь и Евангелие, очищенное от порчи, проповедовалось достойными служителями и одобрялось и поддерживалось гражданскими властями.
Пуритане верили в нынешнее царствование Христа. Они учили, что мы не должны смущаться, когда вокруг царит тьма. Мы всегда будем сталкиваться с ожесточенным сопротивлением и ненавистью сатаны. Тем не менее мы увидим и суверенную власть Бога. Мы должны помнить обетование, что Христос будет царствовать, пока все враги не лягут в подножие ног Его. Когда Его «программа всемирной  евангелизации» придет к завершению, Он вернется и победит последнего врага – смерть (Пс.110.1, 1 Кор.15.25). Пуритане считали, что мы живем в последние дни, дни перед последним Судом. Именно в эти дни гора дома Господня станет во главу гор (Ис.2.2). Это время, когда камень, о котором Даниил говорил Навуходоносору, станет огромной горой надо всей землей (Дан.2.35-44). Для пуритан – это время, когда мы должны ходатайствовать за то, чтобы народы стали наследием Христа и Его владение простерлось до концов земли (Пс.2.8). Пуританское Вестминстерское исповедание – это не премилленаризм!
Пуританское видение вселяет надежду, когда говорит, что великое отступничество, предсказанное в 2 Фес.2 уже исполнилось в папстве (ВИВ 25.6). Это важно потому, что позволяет противостоять негативному отношению пораженчества, как будто сатана будет иметь окончательную победу. Мы должны исполнить Великое поручение и научить все народы. Как показывает Иан Мюррей в своей книге «Пуританская надежда», именно эсхатология английских пуритан легла на сердце великого всемирного миссионерского движения. Этот позитивный взгляд в будущее, известный как эсхатология победы, имеет огромное значение, поскольку это вдохновляющие взгляд. Он мотивирует усилия и предприимчивость. Если мы считаем, что зло победит на земле, это повергнет нас в страх и отчаяние. Мы не будем склонны пытаться сделать очень много. Но если Евангелие предназначено господствовать по всему миру, то мы можем быть вдохновлены возможностью сделать великие дела для Бога. Мы будем стремиться выиграть для Христа целые страны. И победа над народами для Христа означает, что сердца мужчин и женщин будут восстановлены и приведены в послушание Евангелию. Царство Божие внутри нас! С этой позиции бытия во Христе мы можем применить учение Писания во всех сферах жизни, как это стремились сделать Кальвин и английские пуритане.
Что касается культуры, то у нас есть мандат на работу над каждой ее сферой, чтобы привести все сферы человеческой жизни под власть Князя мира (Пс.8). Мы должны всегда молиться о том, чтобы Его правда торжествовала, и умолять о том, чтобы Он царствовал. Мы ожидаем, что Он защитит страждущих и спасет нуждающихся. Мы должны молиться о том, чтобы вся  земля наполнилась славой Его, как воды наполняют море (Пс.72). Эти перспективы, в которые верили пуритане, определенно начали исполняться. Будущее так же ярко, как обетования Божии. Эти обетования радикально влияют на нашу жизнь через молитву. Не успокоимся же, пока Господь не восстановит Своей Церкви и не сделает ее славой земли (Ис.62.6-7)

Перевод (с) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии