Дон Кистлер. Зачем сегодня читать пуритан?

ЗАЧЕМ СЕГОДНЯ ЧИТАТЬ ПУРИТАН?
Дон Кистлер

По моему убеждению, есть несколько причин тому, что сегодня растет интерес к пуританам и их произведениям. Первая из них такова, что люди устали от религии, которая предлагает им то, чего она заведомо не может дать. Она дает всевозможные обещания, и люди обращаются к ней, исходя из своих интересов, но когда что-то не сбывается, они остаются разочарованы. Я думаю, что многие из них также устали от мелкой, поверхностной религии. Большинство людей не поклоняются Богу потому, что божество, о котором они слышали, таково, что ему действительно не стоит поклоняться. Это не Всевышний, не Господь, Бог и Вседержитель, Который царствует во веки веков. Это просто «мой лучший друг», и такие отношения – фамильярность, которая действительно заслуживает презрения!
Пуритане были людьми, которые были исполнены страстью к познанию Бога. Я перечислю 10 причин того, почему сегодня следует читать пуритан, и эти причины следуют не просто из пуританского понимания Бога, но из Священного Писания.
1. Пуритане возвысят ваше понимание Бога. Они возвысят его до такой степени, о которой вы, вероятно, никогда и не помышляли, и, возможно, явят вам Бога, Который действительно достоин вашего поклонения. Иеремия Бэрроуз в своей классической книге «Евангельское поклонение» сказал: «Причина, по которой мы поклоняемся Богу облегченным образом, состоит в том, что мы не видим Бога в Его славе». Современный человек постоянно слышит о Боге, которому не стоит поклоняться. Почему он должен поклоняться Богу, Который требует от человека делать добро на условии, что человек будет «сотрудничать» с Ним? Кто тогда обладает реальной суверенной властью? Выходит, что человек!
Если вы начнете читать пуритан, то можете почувствовать себя духовно одиноким. Вы испытаете сердцем радость от того, что прочтете, и увидите, что, к сожалению, есть не так много людей, которые знают о том, о чем узнали вы. Если вы переживете нечто, подобное видению Бога у пророка Исайи (Ис. гл.6), то поймете, что реальность Бога превышает все, что вы можете постичь разумом, а также, что средний современный человек обычно не задумывается  над этой реальностью, тем более на глубоком уровне. Одна из причин того, что нам лень думать, состоит в том, что мы мало читаем – хотя только чтение позволяет систематически думать. Мы живем в мире не печатной, а аудиовизуальной культуры. Мы не обязаны мыслить в понятиях, потому что кто-то интерпретирует их за нас в виде образов. Но четыре века назад слова могли быть зафиксированы лишь на страницах книги, которая вынуждала читателя иметь дело с мыслью.
2. Пуритане пережили любовь ко Христу. Они писали о Его дивной красоте. Они испытали любовь к Нему. Одним из величайших пуритан был конгрегационалист Томас Гудвин. Он писал: «Если бы я пошел на небо и не нашел там Христа, то я бы немедленно покинул такое небо. Небо без Христа было бы для меня адом. Небо без Христа – это не Небо, и я не хотел бы оказаться там».  Джеймс Дарем так комментировал Песнь Песней 5.16: «Если Христос прекрасен и любезен, то все остальное вообще отвратительно. Верим ли мы вообще во Христа? Мы хотим иметь Христа и много чего еще. Но истинный христианин хочет иметь Христа и только Христа». Сэмюэл Рутерфорд писал о красоте Христа: «Осмелюсь сказать, что ангельская рука и ангельские языки, и все миры ангелов, и все воды всех источников, рек и морей, что на земле, не явят Его образ вам. Его сладость превышает все величие Небес. Не то что ни одна душа, ни один из кругов Небес не вместит Его любви! И скажу более того: ничего из того, что мы увидим на Небе, никакие сады вечности в восстановленном раю, никакие зрелища и ароматы небесных цветом и вечного Древа жизни не приблизятся к Нему. Его тени было бы достаточно для меня, увидеть Его – значит обрести всю полноту Неба. Если бы было сотворено десять тысяч миллиардов миров и небес, полных спасенных людей и ангелов, Христос превосходил бы все это и удовлетворял все, к чему мы стремимся. Благ Христос, но кто познает всю Его глубину? Положите пред ним красоту десяти миллиардов райских садов, поставьте все деревья, цветы, ароматы, вкусы, радость, прелесть и сладость всех вселенных – все это будет ничем пред Ним. И тем не менее Его любовь явлена в каждой капле дождя, источников, рек и морей на земле». Вот человек, который действительно любит Христа, разве нет?
3. Пуритане позволят нам понять достаточность Христа.  Именно это подвергается нападкам в современной церкви. Считается, что вы можете обрести Христа, чтобы Он спас вас, но чтобы помочь вам в жизни, необходима практическая психология. Возможно, Христос облегчает вашу душевную боль, но чтобы  исцелить глубокие эмоциональные раны, нужно что-то еще.
Ральф Робинсон, лондонский современник Томаса Уотсона, написал 700-страничную книгу «Христос есть Все во всем», посвященную всего одному стиху Библии – Кол.3.11. Другая книга с тем же заглавием принадлежит перу Филиппа Генри.  Наше недопонимание достаточности Христа – это на самом деле огромная проблема. Если Христос есть все во всем, то как мы можем смотреть на кого-то еще или искать других ответов? В своей книге «Сокровище святых» Бэрроуз также проповедует на этот стих Послания к Колоссянам. Он пишет: «Несомненно, Христос достаточен для удовлетворения Отца; никто не будет спорить с этим. Исайя говорит нам, что Бог воззрит на дело души Его с довольством… Но Христос достаточен и для того, чтобы удовлетворить любую душу». Понимаем ли мы это? Как жаль тех христиан, которые проводят всю жизнь в нытье о своих упущенных возможностях – как будто им не хватает Христа! Кощунством было бы сказать, что Христос достаточен, чтобы удовлетворить Бога, но недостаточен, чтобы удовлетворить меня! Задолго до Фрейда пуритане решили проблему этой современной болтовни, которая так зачаровывает нынешние церкви.
4. Пуритане помогают увидеть достаточность Писания для жизни и благочестия. Апостол Петр пишет, что Писание дает нам знание Бога и содержит все потребное для жизни и благочестия (2 Пет.1.3-4).  Боевой клич современного человечества таков: «Я ищу самодостаточности и личного достоинства!». «Я хочу чувствовать себя хорошо!».  Но христиане не нуждаются в самоуважении, они нуждаются во Христе и Его уважении! Пока Исайя не знал, Кто есть Бог, он не знал, и кто такой он сам. Когда я предложил за границей тему публичного выступления, меня попросили говорить о нашем «я». Я не могу представить себе ничего более скучного. Первая проповедь «Сокровищницы» Бэрроуза озаглавлена: «Несравненное превосходство и святость Бога». Она основана на ветхозаветном стихе: «Кто подобен Тебе, Господи!». Половину этой 35-страничной проповеди Бэрроуз посвящает величию Бога, и затем он переходит ко второй половине стиха: «Кто, как Ты, Израилю!». «Что это значит? Поскольку Ты – Бог, нет никого, подобного Тебе!».  Чтобы иметь чувство собственного достоинства, нужно иметь в себе Христа, чтобы воспринимать себя лучше, нужно, чтобы о вас так думал Бог! Если человек создан по образу и подобию Бога, как можно не иметь самоуважения? Христос отдал Свою жизнь за Свою Церковь. Разве это не выше всего нашего? 
Если человек создан по образу и подобию Бога, кто и как может потерять чувство собственного достоинства? Если вы христианин, Христос отдал Свою жизнь ради вашей жизни. Это правда, друзья мои! Пуритане были истинными «библейскими консультантами», и они поняли, что лучшее «консультирование» приходит с кафедры, когда Слово Божие открывается и прилагается к нашей жизни. Более 300 лет назад Айзек Амброуз писал в своей недавно переизданной Soli Deo Gloria книге «Христианский воин» об опасности получить от людей совет, не основанный на Писании: «Израненная душа никогда не должна идти за советом к невозрожденным людям, это не Божий путь. Увы, такие люди будут думать, что вы сошли с ума, ибо они еще не знают, что ваша проблема – это грех. Почему же вашу болезнь должны выявить те, кто не врачи, а больные? Придите же  к Тому, Кто исцеляет всякую немощь, к Кому Бог направляет вас. Когда Павел был обращен Божией благодатью, он не советовался с плотью и кровью, но тотчас же повиновался Богу. Так должны сделать и вы. Разве не Бог через Свое служение убедил вас в опасности худых путей ваших, и разве не ваш долг прийти к Нему за безопасностью и утешением? Повинуйтесь Ему и не советуйтесь с плотью и кровью. Что бы грешные люди ни предложили вам для исцеления, это не облегчит вашей скорбной, страждущей грехом души. Что вы сможете сделать тогда, чтобы облегчить свою совесть, найти прощение своих грехов, поддержать свой дух или исполниться духовной радостью?  Увы, все их радости – это лишь треск хвороста под котлом, их самые высокие мечты и веселье – это всего лишь суета. Какое согласие есть между плотской радостью и духовной скорбью? Не больше, чем между светом и тьмой. Отойдем же от всех шатров нечестивых людей и не прикоснемся ни к чему, им принадлежащему, чтобы не участвовать во грехах их».
Есть богатство благочестивых советов в трудах этих людей. Пуритане поняли, что духовные проблемы нуждаются в духовных решениях. Сегодняшние консультанты не думают, что за проблемами души стоит грех, ибо психология не изучает душу. Проблема в том, что сегодня все мы – жертвы чужих поступков, но началось ли это сегодня? Вина появилась в саду Эдема, и разве Ева создана не из ребра Адама. Бог, Который создал душу и умер, чтобы искупить ее, лучше знает, как излечить ее, и те люди, которые лучше знают Бога, в состоянии и лучше лечить душу. Пуритане были подлинными врачами души. Томас Уотсон написал трактат «Грех – болезнь души, Христос – ее Врач».
5. Пуритане могут научить нас чувствовать всю отвратительность греха.  Эдвард Рейнольдс написал книгу «Греховность греха», Бэрроуз – книгу «Зло зол».  Нет учения, более важного для ортодоксии, чем это, потому что если вы сбились с пути здесь, вы не поймете ни одну другую доктрину. Это пояс, скрепляющий всю одежду. Бэрроуз заостряет этот момент, когда пишет в своей книге из 67 глав: «Грех хуже, чем страдание, ибо люди делают все возможное, чтобы избежать страдания, но почти ничего, чтобы избежать греха… Грех хуже, чем ад, потому что он создает ад – так же как любая причина больше, чем следствие». Овадия Сиджвик, лондонский пресвитерианин и член Вестминстерской ассамблеи, пишет книгу «Анатомия тайных грехов», посвященную молитве Давида об избавлении от тайных грехов. Эти грехи, спрятанные глубоко в недрах наших сердец и не известные никому, кроме нас и Бога, так же опасны и несут проклятие, как и любые другие.
Джонатан Эдвардс сказал о грехе: «Все грехи, сами будучи конечными, имеют бесконечную значимость в своей отвратительности, потому что они оскорбляют бесконечное Величие. Поскольку Бог бесконечен и бесконечно свят, грех есть бесконечное зло». Вот почему нет такой вещи, как малый грех, потому что малейший грех есть акт космической измены, совершенной против бесконечного святого Бога. Это не просто образ, но нечто большее. Образы Эдвардса в проповеди «Грешники в руках разгневанного Бога» непревзойденны. Он сравнивает Бога с лучником, в ярости туго натягивающим оружие, чтобы поразить грешника в самое сердце, и единственное, что удерживает Бога от этого – это Его огромная милость, при том, что Он испытывает гнев против греха непрестанно. Один светский писатель, работая над исследованием по Эдвардсу, спросил христианина: «Если Эдвардс прав, и стрела может быть направлена в вас – как вы ложитесь спать ночью?» Ответом было: «Дай Бог Эдвардсу в моем случае ошибиться». 
6. Пуритане помогут нам в практической жизни. «Наставление христианам» Ричарда Бакстера однажды назвали «наилучшим пособием по библейскому консультированию из всех существующих». До ХХ века все консультации осуществлялись либо с амвона, либо при пастырском визите на дом для наставления всей семьи. Любой пастор был врачом душ. Само понятие «психология» некогда означало исследование именно души, а не психики. Но сегодня то, что требует лечения больной души, превращают в лечение психиатрическое. Пастырей, которые знают души и могут дать наставление, лишают такой возможности те, кто вообще не верит в Бога и не могут вылечить духовные болезни. «Наставление» Бакстера – это плод гения человека, который мог применять Писание во всех областях жизни. Д-р Джеймс Пакер называет этот труд одной из величайших христианских книг, когда-либо написанных.
Льюис Бейли в «Практике благочестия» создал модель пуританского посвящения и руководства, согласно которой Писание должно полностью регулировать повседневную жизнь. Нет ни одной сферы жизни, которая для пуритан не была бы подвластна Писанию. Д-р Джон Герстнер указывает, что с этой пуританской книги начался пиетизм. Нетанейл Ренью написал прекрасную работу «Уединение для Божественного размышления». Это классическая пуританская медитативная книга. Ренью исходит из того, что любой христианин может совершенствоваться, размышляя о Боге и Его атрибутах. Если бы существовала одиннадцатая заповедь, она бы звучала так: «Не трать время зря». У пуритан было много таких руководств. Джон Престон написал пять проповедей о молитве на 1 Фес. 5.17, озаглавив их «Ежедневные упражнения святых». Р.Спраул написал предисловие к книге Бэрроуза «Трактат о тех, кто мыслит о земном».  Это книга о том, как грешно мыслить по-мирски, а не так, как мыслит о мире Бог.
Пуритане были не только богословами, но и пастырями. Кристофер Лав в проповеди «Возрастание в благодати» писал: «Смотри не только на свои грехи, но и на Божью милость. Слабые христиане смотрят на свои грехи больше, чем на Божью милость, но Бог одаряет их Своей милостью и выводит из их грехов и немощей. Дух Святой сказал: «Вы слышали о терпении Иова». Он мог бы сказать: «Вы слышали о нетерпении Иова». Бог судит Своих людей не по плохому, а по хорошему в них. Сказано, что Раав приняла соглядатаев, но не сказано, кому и как она солгала о них. Что было сделано ею хорошего, упомянуто в ее похвалу, а плохое забыто или, по крайней мере, не вменено ей. Кто видел изображения царя Александра, обращает внимание прежде всего на его шрам. Бог полагает перст милосердия на шрамы наших грехов. Как дивен наш Господь, Который готов вознаградить то немногое добро, что мы делаем, и готов простить и не помянуть многое, что неладно! Поэтому кто думает, что ему недостает благодати, пусть помнит, что Бог видит каждую малую милость, ему оказанную. Он не загасит курящийся лен и трости надломленной не переломит».
7. Пуритане позволят нам обрести благовестие, которое будет библейским. Современный евангелизм, как правило, ставит в центр человека, но пуританское благовестие было сосредоточено на Боге. Английские пуритане имели доктрину, которая в значительной мере утрачена сегодня – учение о духовном поиске и подготовке ко спасению, широко распространенное и среди реформаторов. Этому учил Джонатан Эдвардс в проповеди «Вводя в Царство», а до него -  его дед Соломон Стоддард, написавший «Путеводитель ко Христу», которое Джон Герстнер называет лучшим из всех руководств по реформатскому благовестию (на эту тему – и книга Уотсона «Небеса, взятые штурмом»).
Учение о поиске спасения предполагает, что Бог работает в нас с помощью определенных средств, и если человек хочет спастись, он должен искать эти средства. Позвольте прояснить это. Вера от слышания, и люди спасаются благодатью через веру. Но если вера нужна, чтобы угодить Богу, и я понимаю, что не могу сам поверить, то что мне делать? Вот здесь начинается поиск спасения. Если вера от слышания, то я где-то должен услышать истинную проповедь о Христе. Если Бог действительно хочет спасти меня, то, как правило, Он это делает через проповедь Евангелия. Бог не обязан спасать меня потому, что я слышу проповедь, но Он вряд ли спасет меня без вести о Своей благодати. Грешник же должен приложить данные ему от природы силы, чтобы смягчить свое сердце. Он не может сам обрести спасение, но он может по крайней мере меньше мешать Богу в деле своего спасения. Я не угождаю Богу, стремясь к Нему ради своих интересов, но я могу попытаться сделать так, чтобы меньше оскорблять Его, и возможно, наследовать меньшее наказание в аду. И пуритане говорили: если вы не можете сами прийти к Богу, то по крайней мере ищите Его сердцем!
8. Пуритане позволят нам правильно расставить приоритеты. Апостол Павел пишет: «Ревностно стараемся… быть Ему угодными» (2 Кор.5.9). Один пуританин говорил: «Улыбка Бога – моя самая большая награда, Его неудовольствие – мой величайший страх». Если мы действительно становимся похожими на людей, с которыми проводим время, то дай Бог нам проводить время с пуританами – то есть с лучшими из людей! Книга Бэрроуза «Евангельский страх» - как раз о приоритетах. Это семь проповедей на Ис.66.2 о страхе Божием. Если Бог говорит «Призрю на трепещущих предо Мною», то мы должны лучше понять, что значит страх и трепет пред Словом Божиим!   
9. Пуритане помогут нам прояснить вопрос о том, как обрести правильные отношения с Богом.  Шедевр Соломона Стоддарда – это книга о вмененной праведности «Безопасность в Судный день, явленная в праведности Христа». Я не могу переоценить ее важность в наши дни, когда многие не признают разницу между вмененной и наделенной праведностью. Различие между тем и другим – это разница не между Женевой и Римом, но между раем и адом. Я рекомендую на эту тему также книгу Мэтью Мида «Обнаружен почти христианин». Мид приводит список из 26 вещей, которые обязан делать христианин. Если человек делает их, это не доказывает, что он христианин, но если он их не делает, он точно не христианин! Это чтение не для слабонервных. Но именно так мыслили христиане XVII века. Эту работу ценит и Джон Мак-Артур в своем «Благовествовании Христовом».
10. Наконец, давайте посмотрим на пуритан и власть Слова. Мы знаем, что Писание говорит нам в Послании к Тимофею, что оно «все Богодухновенно и полезно». Мы знаем также, что если Бог говорит, мы должны повиноваться. В Ветхом Завете в Исх. 24.7 народ Божий говорит: «Выслушаем и будем послушны». Иными словами – в словах Божиих нет ничего, что мы не обязаны делать, в противном случае мы не христиане!
И это очень просто. Вестминстерская Ассамблея утверждает:   «Достоверность Священного Писания, в соответствии с которой ему следует верить и подчиняться, связана не со свидетельством какого бы то ни было человека или церкви, а только с Автором Писания – Богом, Который есть сама истина.  Следовательно, Библию д;лжно признавать потому, что она представляет собой запечатленное на письме Слово Божие» (ВИВ 1.4). Если Бог говорит, мы должны слушать. Большая часть Великого Поручения и состоит в том, чтобы научить людей подчиняться авторитету Слова Божия, «уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мтф.28.20).
Это то, что больше всего поражало людей, когда Иисус учил. Мтф.7.29 говорит, что народ был поражен Его учением. Почему люди дивились? Потому, что Он учил их как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи. И это именно то, с чем должны проповедовать мы – ибо мы делаем то, что является повелением Бога. «Увещай и обличай со всей властью, чтобы никто не пренебрегал тобой» (Тит 2.15 ЕМВ).
 Хотя мы уверяем, что если Бог скажет что-то сегодня, мы послушаемся Его, мы забываем, что Он говорит с нами сегодня через Своих служителей. Реформатская точка зрения на служение состоит в том, что когда служитель излагает Слово, его устами глаголет Бог. Мы слушаем Его, а не человека, и Ему повинуемся. А как мы реагируем на проповедь? В лучшем случае приходится слышать: «Это интересно, я подумаю над этим». Но Бог никогда не давал Свое Слово, чтобы мы могли высказать свое мнение о нем. Он дал нам Слово, чтобы нам повиноваться. Пуританин Томас Тейлор писал: «Слово Божие должно быть возвещено таким образом, чтобы сохранить его величие и авторитет. Посланники Христовы должны возвещать Его послание так, как если бы чрез них говорил Он Сам. Легкомысленное служение является врагом Его власти, ибо если служитель произносит слащавые слова, льстящие слуху, он не может не предавать истину. Пренебрегать этой властью или ослаблять ее – страшный грех, и если Господь позволит его служителям, они будут истреблены. Посему слушатели их должны молиться за своих наставников, чтобы они могли возвещать Слово открыто, со властью и дерзновением, не страдая от гнева, горечи или неразумия, и не пренебрегая тем, чтобы требовать подчинения власти Слова, не гневаться, если на него давят некоторые вещи, от которых люди не хотят отказаться, ибо в противном случае Бог сдвинет светильник тех, кто откажется от предложенного света».
Втор.30.20 приравнивает любовь к Богу к повиновению Ему. Именно повиновение Его голосу говорит о нашей любви. Вот взгляд пуритан на Писание. Их высокое учение о Боге согласуется с их высоким мнением о Слове. И если мы хотим знать Его, мы должны любить Его Слово, как они. Эта любовь будет возрастать лишь от тщательного, интенсивного изучения. Читать пуритан – это хороший удел. Это значит учиться у лучших умов Церкви за всю ее историю.

Для дальнейшего чтения   

The True Christian: Love to the Unseen Christ, Thomas Vincent. Morgan,2009
The Mischief of Sin or The Duty of Self-Denial, Thomas Watson.Morgan,1997
Gleanings from Thomas Watson, Morgan. N.d.
The Grace of Law, Ernest Kevan; Morgan,1997 хорошая книга о законе в пуританском богословии
The Puritans on Conversion, The Puritans on Prayer. Два превосходных сборника

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии