О фильме Ржевский против Наполеона

Desperado на историческом фронте

В продолжение новогодних праздников 2012 года, а именно 25 января зрителя ждет беспрецедентный поединок:  Россия - Франция. Россию представляет поручик Ржевский, Францию – император Бонапарт Наполеон I. Рефери бьет в гонг – дуэль начинается…

Отчаянный режиссер Марюс Вайсберг в творческом союзе с не менее отчаянными актерами представляет: фантастическую вариацию исторического противостояния двух великих держав – фильм «Ржевский против Наполеона» в 3D.

Врезка:
Марюс Вайсберг: «И в «Ржевском…» и в нескольких других российских комедиях, которые появлялись за последние годы, присутствуют элементы абсурда и пародии, так что параллели на поверхности и сравнений избежать невозможно. В нюансах же разбираются лишь знатоки и киноманы. Но, на мой субъективный взгляд, то, как кино снято, то, на каком уровне проработан визуальный юмор, ассоциации и полет фантазии – все это говорит в пользу «Ржевского…». Это не очередная комедия, подобная телевизионному капустнику. Хотя, как автор, могу ли я считать иначе?...»
 «Чтобы развеять скуку, Наполеон Бонапарт затеял мировую войну…». Уточним, в рамках этой войны, он решил сходить на Россию. Не в том смысле, в каком подумали некоторые из вас. Завоевать он ее решил. Но Россия – крепкий орешек (Брюс Уиллис тут не причем),  у нее есть верные сыны – полководцы Багратион, Кутузов…  Светлейшие умы, князья, волшебные стратеги. Но военная тактика – это еще полдела. Россия тем и хороша, что «голь на выдумку хитра». Заморский император падок на прекрасный женский пол? На этот счет у нас есть русская красавица – Наташа Ростова, прошу прощения, Светлана Ходченкова (сбросим со счетов маловажный момент, что у Толстого она «черна волосом» и отнюдь не красива, ведь не об экранизации классического романа идет речь).  И вот уже слышатся гневные голоса: «Наташа Ростова, как можно…святая чистая душа на усладу супостату?!». Ни в коем случае. На помощь Родине и любимой женщине спешит поручик Ржевский, облаченный во все женское, что в духе традиций комедии «дель а’рте», - нам хорошо знакома страсть итальянцев к карнавалам, подменам, двусмысленности, к слову сказать, и англичанин Шекспир любил это дело – наряжать повседневность в одеяния праздника, шулерствовать, менять мужчин и женщин местами, глумиться над обыденностью и скучными постулатами.  И, в конце концов, всем все сходило с рук. Надеемся, что так будет и в нашей истории.
Снимали ведь свои пародийные мюзиклы  Александр Игудин - «Золотая рыбка», «Морозко»,  Семен Горов - «Безумный день или женитьба Фигаро», Максим Паперник - «За двумя зайцами»,  Тинатин Баркалая  - «Три мушкетера». Снимали, и никому не было больно, наоборот, хохотали от души. Скажете: «это вещи несравнимые». Отчего же, карнавал имеет место и там, и там, к тому же Марюс Вайсберг знает меру шутке, он намеренно сдабривает сюжет приемами буффонады, отчего происходящее не вызывает явного отторжения, а временами даже претендует на оригинальность,  жаль, только иносказания не дотягивают до вудиалленовской иронии, но не все же сразу.
Врезка:
Павел Деревянко: «Кроме Ржевского у нас на примете были еще два героя (кто они, не скажу), и мы размышляли, кто из них интереснее для зрителя. Остановились на Ржевском – это популярный персонаж, знакомый почти всем. В моей интерпретации он добр, мил, нагл, хамоват, чертовски обаятелен и смел, немного наивен, открыт для любви и всякого рода подвигов. Отличный парень с хитрым прищуром, любимец женщин, бретер…»
На данный момент самый «ядреный» фильм Вайсберга несомненно «Гитлер капут». Отчаянные критики могут отважиться на его сравнение с фильмом «Фанфан-Тюльпан» с непревзойденным Жераром Филиппом в роли обаятельного балагура-рекрута, но оно правомочно лишь с точки зрения драматургического хода – той издевательской игрушечно-лубочной интонации, с помощью которой французский режиссер высмеял бессмысленность любой войны, как масштабного действа, оправдывающего амбиции «армейских высших чинов». Но не всякую войну можно трактовать в жанре психологии «стойких оловянных солдатиков». Есть войны выворачивающие душу и ранящие тело навсегда. Есть войны, от которых разум солдат навсегда остается простреленным чередой артиллерийских залпов. Не над всякой войной можно глумиться.
Врезка:
Павел Деревянко: «Если в фильме «Гитлер капут!» события развивались во время войны 1941-1945 годов (а для многих критиков и зрителей это близкая и, что называется, больная тема), то в этот раз у нас война 1812 года. О ней можно шутить свободнее: о ней ходит немало анекдотов, и она легче воспринимается в шутливой форме. Да и фигура Наполеона совсем не зловещая: о нем уже не говорят как об оккупанте, все признают, что он был гениален…»
  В одном из интервью Вайсберг упомянул, что испытывает профессиональную и зрительскую слабость к фильмам Мэла Брукса, что лишь частично расшифровывает его пристрастие к псевдокомедийным  фильмам. Но Мэл Брукс - гениальный гэгмен, тонко чувствующий  пародист, сумевший возвести острословие «еврея из Нью-Йорка» в ранг высокого художественного мастерства, и даже когда экранное зубоскальство в его знаменитых «Сверкающих седлах», «Продюсерах», «Всемирной истории» переступает невидимые границы, отличающие алмаз от страза, даже тогда американская публика готова ему просить издевательство над «священными» американскими штампами.
  В случае с  «Ржевским…» перед нами - киносатирикон,  паноптикум (в хорошем смысле этого слова) национальных русских характеров,  а именно, литературных персонажей и писателей, что пройдет перед глазами зрителя. Марат Башаров – Багратион, Светлана Ходченкова – Наташа Ростова, Михаил Ефремов - Лев Толстой,  Евгений Кошевой – Левша. Даже Жан-Клод Ванн Дамм – заморская звезда, проезжавшая мимо по украинской земле, - где он бывает довольно часто – взял и согласился увековечить себя в мимолетном гэгэ. И это также повышает интерес к фильму. Правда имена наших теледив - Ксении Собчак Анфисы Чеховой и Анны Семенович в актерском списке изрядно насторожили, а вдруг наследят, испортят игру признанных мэтров, но я себя успокоила -  действие фильма разворачивается в веселые времена, на кону – какой-нибудь невинный фант, а не чья-то честь,  так что стервозность некоторых женских  характеров может стать вполне уместной острой приправой к основному блюду.   
  В таких фильмах важна тональность. Вайсберг может себе позволить ядрено высмеивать исторический сюжет с Гитлером, потому что русские  победили, но в случае с Наполеоном – что называется «поле заминировано». Хотя, почему бы и нет? Почему мы не можем посмеяться над русским воплощением образа Наполеона трудами Владимира Зеленского? И кого, как не поручика Ржевского,  фольклорного бабника и пошляка впору противопоставить корсиканскому выскочке, великолепному стратегу, и талантливому полководцу – Бонапарту Наполеону, знавшему толк в женщинах, читавшему в душах подданных, умевшему уважать своих врагов?
  А сам поручик Ржевский – чем не герой? Герой сальных анекдотов, чаще всего связанных с женским полом, герой пьесы Александра Гладкова «Давным-давно» и фильма Эльдара Рязанова «Гусарская баллада». Нынче он предстанет перед нами в облике Павла Деревянко, актера добротной профессиональной выправки, наделенного комедийной харизмой. Он-то задаст жару французскому деспоту. Как истинный знаток русских традиций, умеющий «держать удар» в любой ситуации, Ржевский опозорит супостата и изгонит с земли русской. Хотя,  всякое бывает. Поверженных врагов можно и уважить, решить все, так сказать, миром, - за стол посадить, водкой с черной икрой угостить, лучше, правда, не с черной – отлов осетров на территории Российской Федерации нынче запрещен ввиду их малочисленности – а с красной, что тоже неплохо.   
  «Ржевский против Наполеона» снимался на Украине, с августа по октябрь 2010 года. Бюджет картины $8,5 миллионов – обнадеживает, есть, на что развернуться.  В качестве исторических декораций выступили интерьеры и окрестности Воронцовского, Ливадийского и Александровского дворцов, а также театра «Сузирья», завода «Ленинская кузня» и Дома с химерами - официальной резиденции Президента Украины. Москву  1812 года «изображала» Киево-Печерская лавра. Не поскупились создатели фильма на роскошные исторические костюмы, в частности костюм Наполеона – настоящее произведение искусства,  - обувь императора  шилась на заказ в дизайнерских мастерских Киева, голенища сапог украшены ручной вышивкой, а подошвы оставляют на земле оттиск в виде именной анаграммы  - NN. Один из костюмов Наполеона состоит из восемнадцати предметов одежды и аксессуаров, начиная от головного убора и заканчивая чулками с перевязью. Эполеты выполнены из золотых цепей и витого золота.
  Костюму Наполена не уступает в оригинальности и одеяние поручика Ржевского – его сапоги украшают необычные шпоры: вместо классических колесиков на них - черепа со стразами. Всего для героя – в его мужской и женской ипостасях – было сшито на заказ семнадцать пар обуви, в том числе уникальные кроссовки на шпильках.
Врезка:
Светлана Ходченкова:  «Казалось бы, Наташа Ростова – абсолютно толстовский персонаж. Как эта героиня может быть в комедии, да еще и в 3D? Но эта не та Наташа, какой у нас принято ее представлять. Наша Наташа Ростова – девушка с характером,  совершенно бесстрашная особа - на лошадях скачет, с саблей управляется и, вообразите, осмелилась отказать самому Ржевскому! Мы ее немножко усовершенствовали…».
  Премьера «Ржевского…»  ожидается в январе, а январь месяц веселый, - дух новогодних праздников витает пьянящим ароматом над российскими просторами. А те, кто не находит радости  в шампанском, могут попробовать ее поискать в кинозале, на показе новой гротеск-пародии, высмеивающей безумства войны 1812 года. Тем более что по дневникам служивых людей, описывавших свои, не всегда безобидные похождения вне службы, становится ясно – русский военный чин любил выпить, похохмить и повеселиться. В ход шли и дамские одеяния, и пари на покорение женской души (но чаще, тела) и поджигания конюшен, и надушенные записки двусмысленного содержания, подкладываемые высоким чинам с целью компромата и так далее и тому подобное. Так что, новая комедия Марюса Вайсберга, тем более с таким суперзвездным составом должна повысить градус праздничного настроения.   
Врезка:
Владимир Зеленский: «Ржевский против Наполеона» - фильм-аттракцион. Он безумно яркий – что проявляется и в костюмах, и в натуре, – и в 3D это смотрится совершенно потрясающе. Смешной-то картина была бы и в 2D, но красочность и экшн смотрятся красиво именно в 3D, так что это не просто попытка идти в ногу со временем…».


Рецензии