Интервью с Михаилом Боярским и Ларисой Луппиан

К чете Боярских – Ларисе и Михаилу – мы нагрянули хмурым питерским утром. С розами наперевес, с легким волнением. По телефону Михаил Сергеевич четко обозначил свою занятость, но, тем не менее, встретил нас с радостью. Чуть позже к нам присоединилась Лариса. Мы проговорили больше двух часов. Михаил был искренен и откровенен, Лариса – сдержана и немного грустна, потому как, дети в отъезде… 

Новый Год к нам мчится…

Михаил, чем Вы сейчас живете, что Вас радует?
Живем ощущением праздника, точнее, сейчас у нас предновогоднее состояние. Но вы удивитесь, радует то, что оно рано или поздно закончится,  потому что у нас, актеров, любые праздники связаны с работой. Я – не исключение. Просто вал работы – московские телепроекты – «фабрики звезд», «две звезды», новогодние огоньки, концерты. В родном городе - поздравления, дни рождения. Также в Петербурге 31 декабря мы играем  «Интимную жизнь». После чего, наступит Новый Год… 
А Ваш личный Новый Год,  какой он?
В этом году наш Новый Год будет, к сожалению, без детей, - Лиза и Сережа уезжают, у них своя  компания, молодежная. А у нас – наша основная театральная труппа, а также друзья, родственники. На Дворцовой площади мы делаем последний концерт в 2 часа ночи, а оттуда – до дома рукой подать и… к столу.  Но, честно говоря, с личным праздником плохо получается, перед Новым Годом практически каждый день, у меня занят, после – тоже… Вот, посмотрите (Михаил Сергеевич демонстрирует блокнот, испещренный датами, крестиками, какими-то пометками). Это мое расписание…
А как же свой, личный праздник?
Нет его. Есть жалкие попытки, но вот уже звонят наши эмигранты:  «Просим Вас выступить на Траффальгарской площади  12-13 января». 7 января просят дать концерт - день рождения у кого-то, - пока пытаюсь от всего отбрыкаться. Но до Нового года я работаю каждый день - озвучание «Трех мушкетеров» и «Тараса Бульбы», репетиции с оркестром, пара новых песен Гладкова. У меня расписание на два-три месяца вперед…
- Есть традиция – начинать с Нового Года новую жизнь, как часто Вы это делаете?
- Есть, конечно, перспективы, например, желание бросить курить или, по крайней мере, перейти на трубку, что менее вредно.  Вот, она, голубушка, приготовлена (Михаил Сергеевич кивает на трубку, лежащую за стеклом серванта). Но это как обычно, повторяется из года в год…
(В этот момент на кухню входит Лариса - стройная, словно балерина. Сразу же ставит на стол угощенье, готовит кофе, мы пользуемся ситуацией, задаем «новогодний» вопрос)
Лариса, подарки уже купили?
Ой, что вы. Все будем делать накануне праздника. Да и вообще, последнее время и Мише, и детям трудно подарки выбирать. Во-первых, у них многое уже и так есть, а во-вторых, сейчас наступило такое время, что самый главный подарок для нас – когда мы можем собраться вместе. А это так редко случается…

Работа – радость жизни…

- Михаил, коли мы заговорили о работе, труднее стало работать сейчас?
Не труднее, по-другому. Стало все гораздо быстрей, менее качественно. Качества никто не требует. Это все раковины без жемчужин, во всем: в спорте, кино, на ТВ. Бороться за качество – бессмысленно, думать, что дальше будет лучше, тоже.
Находятся какие-то жемчужины?
Очень редко. Из фильмов мне понравились «Возвращение» Звягинцева, «Простые вещи». Для себя выискиваю то,  что наименее стыдно делать. С удовольствием  снимался у Бортко в «Тарасе Бульбе». У меня там небольшая, но серьезная роль.  Сами понимаете  - Гоголь, Бортко…
- Есть какие-то вещи или явления, которые шокируют?
- Я недавно встречался с человеком, который устраивал фестиваль фильмов, снятых на мобильные телефоны. И у меня возникла мысль, что кино через 20-30 лет вообще исчезнет. Может, это и хорошо. Не будет мучительного производственного кинопроцесса -  выездов на съемки, долгой постановки света, раздраженных ассистентов….  Все это сильно утомляет, выбивает из рабочего ритма. Так мы доживем до того, что скоро артисты не понадобятся, за них все будут делать компьютеры…
- Сегодня принято жаловаться на современность, а у Вас как с этим?
Да, многие считают, что раньше было лучше, а стало хуже. Я так не думаю, надо принимать то, что есть в данный момент. Время стало другим, мы стали другими, такова жизнь...
- Неужели ничего не раздражает?
Раздражает. То, что раньше, в эпоху свечей и гусиных перьев всякие «шекспиры» сжигали, сегодня публикуется, лежит на прилавках, показывается по телевидению. Например, сериал «сваляли» на 100 серий, он отвратительный, но все равно, извольте посмотреть. Еще одна современная особенность: хорошие фильмы показывают в 3-4 часа утра, вот и сидишь до утра, сознание теряешь, но смотришь…
- Новая эпоха начинается с черновиков, есть надежда дожить до «беловых» вариантов?
Жизнь слишком коротка для этого. К тому же я, например не встречал людей, довольных временем, в котором они живут. Я воспринимаю это философски. 
- Давайте поговорим об искусстве, его ведь никто не отменял…
Все, что мы называем искусством, довольно условно. Я спокойно отношусь к «Джиоконде», например, к другим «великим» вещам…
- А как же великие фильмы, картины, книги, золотой фонд мировой культуры…
Да, бросьте, ничего великого нет, кроме того, что сотворил Бог, все остальное - жалкие потуги.
- У Вас есть любимые фильмы, любимые книги?
Какая разница, что у меня любимое?  Одним нравится колобок, другим – Достоевский.
Для меня важна информация, что-то из нее трогает, что-то нет. Почему надо обсуждать: написал Шолохов «Тихий Дон» или нет? Мы живем в эпоху обмана и мнимых разоблачений. Нам сейчас преподносится некая «новая правда», которая правдой не является. Это говорит о том, что все в нашей жизни – суета сует и томление духа…
И все-таки есть у нас сегодня талантливые люди…
Есть, но мало. Один… Перед вами сидит (смеется)
Зачем талантливому человеку «Фабрика звезд»?
Свой талант я ставлю в кавычки. Я работяга, и слово «творчество» это – не ко мне. С сомнением отношусь к людям, которые любят высокопарно заявить: «Мое творчество…» и так далее. А вы говорите про талант. Талант – это вещь посмертная, только после ухода человека можно понять, талантлив он или нет. Что касается «фабрики звезд», - после двух «звезд» я вдруг почувствовал вкус ко всему этому. Мне не стыдно за их потрясающие вокальные данные и приятно, что я имею отношению к формированию их личностей. 

Семья – соль жизни…

(В квартире раздается звонок, Лариса извиняется: «Пришел водопроводчик…» и выходит. Вот он быт, во всем своем «блеске» и живости… Обращаемся с вопросом к Михаилу)

Вы идеальная семья?
Нас возвели в ранг идеальной семьи. Приходится соответствовать…
И что же такое идеальная семья?
Как у нас… Все работаем, не мешаем друг другу, не так часто встречаемся, не признаемся друг другу в любви каждую секунду, но ощущение того, что мы вместе, всегда присутствует, независимо от того, рядом мы или врозь. Я часто вспоминаю послевоенное время, у нас была большая сплоченная семья. Это было прекрасное время - собирались тети, дяди, бабушки, дедушки, все умели радоваться малому - пальто новому, игрушке, велосипеду, а сейчас по телефону можно заказать себе абсолютно все, от ракеты до поездок на Ямайку, ограничений нет ни в чем. И желаний нет…
Это плохо?
Так нельзя. Раньше можно было или затаиться, или в партию вступить,  или начать переделывать мир. Но почему-то люди в основном начинают переделывать мир с других, а не с себя. Есть время собирать камни, и есть время разбрасывать их. Для меня сейчас время – созерцательно-философское. Я анализирую свою жизнь…
Что бы вы посоветовали другим людям?
Жизнь очень коротка,  поэтому нужно уметь выбрать то, что тебе по вкусу, и то,  что действительно необходимо. А она слишком быстро идет, - еще вчера  мы с Краско сидели и болтали, только с Дедюшко скакали по площадке, а их уже нет. 90% моих друзей и знакомых находятся в ином мире. Новые не очень-то прививаются. Одиночество – конец человеческого существования. Ты как родился один, так и уйдешь один.
А семья, привязанности?
Чтобы говорить о своих чувствах перед смертью, надо через это пройти. Но, судя по глазам людей уходящих (а я повидал таких глаз немало), будь-то несчастный случай или болезнь, человек уходит в себя, и мало обращает внимания на все, что происходит вокруг. Остается самое главное – воспоминания. В этот момент человек начинает общаться с  Богом. А все остальные ему мешают… 
Есть что-то, что Вас радует, согревает?
Выполнение долга и работа. Когда у меня удачно складывается рабочий график, и я никого не подвел, или достойно справился с теми задачами, которые мне были поставлены, это приносит удовлетворение.
А семья?
Семья – это само собой, без семьи я не существую. Семья  - это часть меня, я ведь не рассматриваю отдельно свою руку – левую или правую. Это все связано воедино.
Вы ощущаете себя главой семьи, на котором все держится?
Конечно. Как же иначе? Так и должно быть. Мужчина – отвечает за достаток, женщина – за уют и обстановку в доме.  В плане достатка, я точно знаю, что не упустил ни одной возможности заработать, но  так, чтобы не было стыдно. В семье главное, поставить детей на ноги. У нас это свершилось, дети живут своей жизнью.

(Водопроводчик ушел. Возвращается Лариса)

Лариса, все долги отданы, дети выращены – есть возможность жить, наслаждаясь жизнью, жить для себя…
Мы пользуемся нашими хорошими отношениями, это самое важное, что касается детей, мы все равно за них волнуемся.  Так будет до конца нашей жизни: мы будем волноваться, как у них сложится жизнь, будут ли они счастливы, это для нас самое главное.
Много времени проводите вместе?
К сожалению, нет, у Сережи – своя семья, да и Лиза все время на гастролях, съемках.
То есть, к жизни без детей вы еще не привыкли?
Привыкли, хотя когда дети вырастают, жизнь очень меняется. Появляется много свободного времени, которое можно себе посвятить, но уже не хочется. Делаем многое – друг для друга: Миша – для меня, я – для Миши. У нас вообще в семье это заведено, мы все делаем что-то друг для друга. Миша, например, мою машину возит на ТО, Лиза мне что-то покупает, я – Лизе, - все друг другу помогают.
Один – за всех, все – за одного?
Да… (раздается звонок, Лариса извиняется, берет трубку, звонит Лиза, они недолго разговаривают. Лариса говорит с грустной улыбкой: «Лиза на гастролях в Новосибирске…»).
Лариса, от кого больше зависит сохранение семьи: от мужчины или от женщины?
Это сугубо женская прерогатива. Нацеленность на семью – изначальная, природная. В семье жить проще, уютнее, надежнее. Женщина должна создавать мужчине такой комфорт в семье, чтобы ему хотелось в нее возвращаться, а дети бы делились своим переживаниями не с друзьями, как часто бывает, а с родителями. Так появляется доверие, они знаю, что мы на их стороне в любой ситуации.
В чем секрет построения хорошей семьи?
Все складывается постепенно: по кирпичику, конечно, были проблемы, трудности, когда молодые люди соединяются, очень трудно пристроиться друг к другу. Нужно знать – во имя чего это все строится. Прежде всего, во имя детей, чтобы они росли в полной семье. Во имя себя: потому что, как уже сказал Миша, жизнь на самом деле, очень-очень короткая, только кажется, что она – длинная.  И еще надо делать добро людям, тогда и у тебя все сладится.  И другие тебя полюбят и ответят тем же.
Михаил,  жалеете о том, что не сбылось?
Нет, во-первых, многое сбылось. Во-вторых, я никогда не мечтал просто так, я добивался цели. Всегда умел придерживаться «золотой середины», не жадничал, не тянул на себя одеяло, не заглядывался на соседа: «А у него – лучше». Самое страшное, это момент сравнения. 
- Разве быть лучше кого-то, плохо?
С одной стороны,  любое дерево хочет быть выше, потому что ему нужно солнце. Оно подавляет другие, так же и в жизни – это великое бессознательное. С другой стороны,  это – гордыня, один из десяти смертных грехов. А, мы, люди, и у нас есть заповеди. Ну, хоть кто-нибудь исполнял и исполняет эти заповеди?
А Вы?
Во мне есть масса недостатков, которые я анализирую, стараюсь смягчить. И у каждого человека есть совесть, которая подсказывает: правильно ты делаешь или нет. Я себе не позволяю сподличать, подставить, украсть, причинить боль, в этом смысле я – христианин, хотя во многом не святой...

Лариса, Михаил, спасибо вам большое за беседу. Удачи в Новом Году…

2004


Рецензии