Рецензия на фильм Александра Сокурова

(фильм "Александра")

Писать рецензию на фильмы Сокурова – дурной тон. Не рецензируем же мы полотна Модильяни или фильмы Бергмана. Посему, выскажусь как простой зритель.

Чечня, наверное, самый страшный нарыв в истории России последних лет, который прорвался страшно и с последствиями. Наказанными оказались, прежде всего, те, кто этого не заслуживал. Но Сокуров снял фильм не о Чечне. «Александра» - фильм-аллегория о некой Вечной Матери, которая спустилась на землю посмотреть, как живут ее дети. А живут они дико, порой позорно, безысходно и горько. Вне смысла, супротив сердца, воюя не столько с врагами, сколько с самими собой. И эта бессмысленность сбивает Мать с толку. Она недоумевает, страдает, заглядывает в глаза мальчикам-солдатам  в грязной, вонючей, выношенной форме. Пытает своего внука: «Когда ж ты женишься?» и слышит в ответ: «Бедный я…». И говорит внук не о душевной бедности, а о финансовой, ибо она – ныне основное мерило человеческой состоятельности. Мы поставлены в унизительную зависимость от «хрустящих купюр» и считаем это нормой. Но искусство еще никто не отменял, и проявляется оно в деталях. Фильм «Александра» выстроен на деталях, которые проникают в подсознание и потом, спустя время, превращаются в образы-цитаты.   
Буддистская созерцательность, свойственная Сокурову, в рамках новорусского кинематографа кажется архаичной. Кому сегодня нужны тоскливые панорамы выжженных чеченский полей, крупные планы-акценты раскуроченной, когда-то мирной жизни: разорванные тела домов, опрокинутые лица чеченских матерей, усталость в глазах русских офицеров. Сегодня принято скользить по поверхности, не останавливаться, не оглядываться, не вдумываться.  Нами правит жизнь, «идентичная натуральной». Фильм же Сокурова о понятиях вечных: о неопровержимости искусства, материнстве и Родине.
И только женщина, - чеченская, армянская, иракская, русская, - всегда останется
женщиной. Приведет в полуразрушенный дом, напоит чаем,  станет твоим союзником в страшной войне души и амбиций, духовности и равнодушия. На этой войне выигрывает не тот, кто сильней и честней, а тот, кто больше заплатил. Слава Богу, Сокуров в своем фильме не опустился до политики. И это греет. Выражение: «у каждого – своя правда» очень подходит времени нынешнему, когда многие исконные ценности канули в лету. Очень удобно  прикрывать «своей правдой» собственную человеческую несостоятельность. Но в фильме Сокурова есть правда изначальная, та, которую не извратить. Она  пульсирует в аскетичных кадрах-исповедях, - взгляд из подлобья или удар кулаком по бэтээру, - которые обнажают боль сердца.
Можно ли изменить мир, который не хочет меняться? Можно ли научить людей сочувствию и состраданию в эпоху отрицания? Что надо сделать, чтобы мы начали чувствовать чужую боль, как свою. Достаточно ли для этого такого фильма, как «Александра»? Будем надеяться, что да. Одно мы отныне знаем:  Первую Женщину звали не Ева, а Александра. Мать, Победительница, Творящее Начало, аорта земли, от которой мы все питаемся. Она – наша заступница, ее молитвами мы живы до сих пор…


Рецензии