Джоэль Бике. Почему стоит читать пуритан?

ПОЧЕМУ СТОИТ ЧИТАТЬ ПУРИТАН
Джоэль Бике (2007)

Великий ривайвелист XVIII века Джордж Уайтфилд писал: «Пуритане были огнем и сияли огнем. Когда они были изгнаны, они стали проповедовать в амбарах и полях, среди дорог и живых изгородей, и они писали и проповедовали так, как могут лишь люди, власть имеющие. Хотя они мертвы, их писания все еще говорят с нами, и их особое помазание посещает нас и сегодня» (Works 4:306-307).
 Уайтфилд далее предсказывал, что пуританские писания еще будут воскрешены до конца времен, ибо они подлинно духовны. Сегодня мы живем в такое время, когда интерес к пуританским книгам редко был более интенсивным. Пуританской литературы на Западе столько, что немногие книголюбы могут позволить себе купить все, что издается. Какие книги предпочесть? Где можно найти информацию о трудах пуритан и хотя бы  краткую биографию каждого автора, так чтобы иметь представление о том, что стоит за всеми этими книгами?
Такого рода вопросы мотивировали Рэндала Петерсона и меня написать «Знакомьтесь с пуританами: руководство по современным переизданиям». В этой книге мы приводим биографию 150 пуританских авторов и приводим более 700 их сочинений с библиографической информацией по каждой книге, отмечая самые важные из них, которые стоит иметь в личной библиотеке.
У нас были четыре цели написания этой книги. Во-первых, мы писали ее, чтобы благочестивые пуританские писатели служили нам в качестве наставников в нашей собственной жизни. Поэтому мы писали биографии пуритан очень краткими, на популярном уровне, чтобы вы могли прочитывать по одной истории каждый день, когда позволяет время. Во-вторых, мы верим, что, читая эти обзоры, вы захотите прочесть хотя бы некоторые из книг, каждая из которых поможет вам расти дальше в вашем хождении с Господом. В-третьих, мы надеемся, что эта книга послужит в качестве руководства для вас, чтобы вы смогли купить пуританские книги для семьи и друзей, и помочь им расти в вере. Наконец, тех из вас, кто уже читает пуританскую литературу,  это руководство направит к ее дальнейшему изучению и познакомит вас с менее известными пуританами, которых вы можете не знать.

Определение пуританства

Кто такие были пуританские писатели? Это были не только те 2000 служителей, что оказались изгнаны из Церкви Англии Законом о единообразии 1662 года, но и те служители в Англии и Северной Америке с XVI до начала XVIII века, которые работали над реформами и очищением Церкви и вели людей к благочестивой жизни в соответствии с реформатской доктриной благодати.
Пуританство выросло из трех потребностей: 1) необходимости библейской проповеди и здравого реформатского учения, 2) необходимости библейского личного благовестия, придающей важности работе Святого Духа в вере и жизни верующего и 3) необходимости восстановить библейскую простоту в литургии, облачениях и церковном управлении, чтобы вполне упорядоченная церковная жизнь могла способствовать поклонению Триединому Богу, как предписано в Его Слове (Lewis P. The Genius of Puritanism. Morgan,1997. P.11 ff.).
Доктринально пуританизм был энергичным кальвинизмом, опытным, горячим и заразительным; в благовестии он был агрессивным и в то же время мягким и нежным; церковно он был теоцентричен и пронизан духом поклонения; политически он стремился быть сбалансированным по Писанию и связывал совесть отношениями между с одной стороны Богом, с другой - королем и парламентом; культурно он оказал длительное воздействие на протяжении поколений и веков вплоть до наших дней (см.: The Culture of English Puritanism 1560-1700. Ed. C. Durston, J. Eales. N.Y.,1996).

В чем польза от чтения пуритан
   
Позвольте предложить мне девять причин, почему чтение пуританской литературы окажет  вам духовную помощь и сегодня.
1. Пуританские труды помогают сформировать жизнь по Писанию. Пуритане любили Священное Писание, жили и дышали им. Они буквально смаковали силу Духа, явленного в Слове. Их книги являются целиком библейскими, и более 90% их составляют проповеди по толкованию Писания. Пуританские писатели действительно верили в достаточность Писания для жизни и благочестия. 
Если вы станете регулярно читать пуритан, их сосредоточенность на Библии станет заразительной. Их сочинения покажут вам, как воспринять весть Библии с искренней преданностью. Как пуритане, вы станете верующими живой Книги, повторяя истину Джона Флейвеля, который сказал: «Писание учит нас лучшему способу жить, лучшему способу страдать и лучшему способу умереть». Если вы хотите читать книги, которые наставят вас в Писании и позволят формировать вашу жизнь на принципе Sola Scriptura – читайте пуритан, хотя бы серию «Пуританская кафедра» издательства Soli Deo Gloria. И развивайте ваше понимание через поиск и изучение их ссылок на Писание.
2. Пуританские писания показывают, как интегрировать библейское учение в повседневную жизнь. Они делают это тремя способами.
Во-первых, они касаются вашего ума. В согласии с реформатской традицией пуритане отказались противопоставлять ум и сердце друг другу, но рассматривали ум как дворец веры. «Истолкование возвышает разум», писал Джон Престон. Пуритане поняли, что иррациональное христианство способствует бесхребетному христианству. Антиинтеллектуаьное Евангелие быстро становится пустым, бесформенным и никогда не удовлетворяющим наших нужд, что и происходит во многих церквах сегодня. Пуританская литература является живым подспорьем для понимания живой связи того, во что мы верим, с нашим мышлением, и того, как это влияет на наш образ жизни. «Оправдание только верой» Джонатана Эдвардса и «Наставленный христианин» Уильяма Лайфорда особенно полезны для этого.
Во-вторых, они касаются вашей совести. Пуритане умели осуждать отвратительную природу вашего греха, направленного против бесконечного Бога. Они обращали внимание на выявление конкретных грехов и задавали вопросы, позволяющие убедиться в наличии этих грехов. Один пуританин писал: «Мы должны идти с палкой Божественной истины и бить по каждому кусту, за которым скрывается грех, пока спрятавшийся Адам не предстанет перед Богом во всей своей наготе. 
Это чтение должно быть обличительным, но также и утешительным. Мы не будем расти, если не колоть ежедневно нашу совесть и не направлять ее ко Христу. Так как мы склонны прятаться в кусты, когда чувствуем угрозу, нам ежедневно требуется помощь, чтобы предстать пред Дивым Богом, пред очами Которого «обнажены и открыты все наши дела» (Евр.4.12). В этом пуритане превосходят всех остальных. Если вы действительно хотите понять, почему грех хуже, чем страдание, читайте «Зло зол» Иеремии Бэрроуза, и работы Томаса Шепарда «Искреннее обращение» и «Глубокий верующий».
В-третьих, пуританские писатели занимаются вашим сердцем. Они питают ум твердой библейской пищей, и они согревают сердце ласковым теплом. Они пишут в любви – любви к Слову Божию, любви к Божией славе и любви к душе читателя. Если вы хотите найти книги, которые содержат прекрасный баланс объективной истины и субъективного опыта в христианстве, объединяют, как выразился Пакер, «ясный ум с сердечной страстью и состраданием», информируют ваш ум, будоражат совесть и работают с вашим сердцем - читайте пуритан, скажем, «Практическое благочестие» Винсента Олсоппа.
3. Пуританские писания учат возвеличивать Христа и видеть Его красоту.   Пуританин Томас Адамс писал:  «Христос – это сумма всей Библии, Он предсказан, прообразован, показан и явлен на каждом листе, почти в каждой строке. Писание – это как бы пеленки Младенца Иисуса». Пуританин Айзек Амброуз также писал: «Подумайте о Христе как о самой субстанции, сути и душе всего Писания».
Пуритане бесконечно любили Христа и возвышали Его красоту. Сэмюэл Рутерфорд писал: «Соедините все красоты десяти тысяч миров в один райский сад, поставьте рядом все деревья, все цветы, все запахи, все цвета, все вкусы, все радости, все очарования, всю сладость, все самые прекрасные вещи – и все это по сравнению с дорогим и возлюбленным Христом будет меньше, чем капля дождя по сравнению со всеми морями, реками и озерами». Если вы хотите знать Христа лучше и любить Его полнее – погрузитесь в пуританскую литературу. Читайте, например, «Радуйтесь в Господе Иисусе» Роберта Асти.
4. Пуританские писания раскрывают тринитарный характер богословия.  Пуритане испытывали глубокое чувство бесконечной славы Триединого Бога. Когда они в своем ответе на первый вопрос Краткого катехизиса писали, что главная цель человека в том, чтобы прославлять Бога, они имели в виду Триединого Бога, Отца, Сына и Святого Духа. Они взяли за основу прославленное учение Жана Кальвина о единстве Троицы и показали, как оно работает в избрании и освящении любовью и благодатью всей жизни верующих. Джон Оуэн написал целую книгу об общении верующего с Богом, как Отцом, Иисусом, как Спасителем, и Святым Духом, как Утешителем. Пуритане учат нас, как поставить Бога в центр всего, будучи глубоко озабочены значением этого для христианского опыта, и с ними мы не попадем в ловушку прославления опыта как такового. Если вы хотите почитать каждое Лицо Троицы, вы должны будете сказать вместе с Сэмюэлем Рутерфордом: «Я не знаю, какое Лицо Троицы я люблю больше всех, но я знаю, что я люблю каждое, и все Три необходимы мне». Читайте «Общение с Богом» Оуэна и эссе Эдвардса о Троице. 
5. Пуританские писания покажут вам, как справиться с испытаниями. Пуританство выросло из великой борьбы между истиной Слова Божия и его врагами. Реформатское христианство сегодня находится под ударом в Великобритании, как, впрочем, и везде. Пуритане были в этом конфликте хорошими солдатами и умели переносить лишения и страдания. Их жизнь и писания готовы вооружить нас для любых сражений, а также споспешествовать в наших страданиях. Пуритане научают нас тому, как скорби могут смирить нас (Втор.8.2), чтобы научить нас, что такое грех (Соф.1.12) и как мы можем прийти к Богу (Ос.5.15). Как писал Роберт Лейтон, «скорби – это алмаз, которым полируется небесное сокровище». Пуритане показали нам, что скорби – это Божьи розги, используемые для того, чтобы образ Христа полнее запечатлелся в нас, и чтобы мы могли становиться причастниками Его праведности и святости (Евр.12.10-11). Если вы хотите узнать, как через наши испытания в нас действительно возвышается Христос – читайте Томаса Бостона «Суверенитет и премудрость Божия, явленные в скорбях людей». 
6. Пуританские писания объясняют истинную духовность. Пуритане делали акцент на духовности закона, духовной войне против пребывающего в нас греха, на детском страхе Божием, чуде благодати, искусстве самоанализа, ужасах ада и славе Небес. Если вы хотите жить глубокой христианской жизнью, читайте «Сокровище сердца» Оливера Хейвуда. Читая о посвящении пуритан, попытайтесь последовать им. Задавайте себе пуританские вопросы: жажду ли я прославить Триединого Бога? Стремлюсь ли я к библейской истине с должной пламенностью? Разделяю ли я пуританский взгляд на жизненную необходимость возрождения и облечения в праведность Христа? Как я могу следовать за Христом так, как за Ним следовали пуритане?
7. Пуританские писания показывают целостный образ жизни по вере.  Пуритане проповедовали предметно, они писали «для практической пользы», как они называли это. Это подвигало их к страстному действию ради Царства Христа. Их собственная повседневная жизнь была целостной христианской истиной с точки зрения Завета, и они не знали дихотомии между священным и мирским. Их труды могут безмерно помочь нам в этой жизни тем, что они научают видеть Бога в центре каждой ее сферы, высоко оценивая ее дары и везде утверждая святость Господа.
Пуритане были превосходными богословами Завета. Они жили этим богословием, приводя через Завет к Богу свои семьи, церкви и народы. Но они не впадали в ошибку гиперковенантализма, когда завет благодати подменяет личное обращение. Они созидали всеобъемлющее мировоззрение, целостную христианскую философию, целостный подход к приведению всей жизни к соответствию Евангелию, стремясь привести каждое действие под господство Христа, чтобы верующие могли становиться зрелыми и возрастать в вере. Пуритане писали о практических вещах: о том, как молиться, как развивать подлинное благочестие, как вести семейное богослужение и воспитывать детей для Христа. Короче говоря, они учили, как развивать «рациональное, решительное, горячее благочестие, в то же время не становясь навязчивыми, не впадая в законничество и не делая христианскую свободу лицензией на распущенность» (Leland Ryken. Worldly Saints. Grand Rapids,1990. P.XII).
Если вы хотите расти в практическом христианстве и жизненном благочестии, читайте пуританские наставления о молитве, «Характер честного человека» Ричарда Стила, «Дело семейного поклонения» Джорджа Хаммонда, «Наставление родителям» Коттона Мезера, а также работу Артура Хилдерсэма «Грех в наших детях».
8. Пуританские писания учат важности и примату проповеди. Для пуритан проповедь была высшей точкой публичного богослужения. Она должна была быть разъяснительной и дидактической, проповедью благовестия и суда, благочестия и его применения, мощной и простой и всегда с почтением к суверенитету Святого Духа. Если вы хотите помочь восстановить евангельскую кафедру и высокое учение о служении в наши дни, читайте пуританские проповеди, а также труды Уильяма Перкинса «Искусство пророчества» и Ричарда Бакстера «Преображение пастырства».
9. Пуританские писания показывают, как жить в двух мирах. Пуритане показали, как мы можем взирать на небеса во всем нашем земном странствии. Они серьезно воспринимали учение Нового Завета, что мы должны держать в наших умах упование славы, чтобы направлять и определять нашу жизнь здесь, на земле. Они рассматривали эту жизнь как «прихожую небес», и учили, что подготовка к смерти – это единственный способ начать по-настоящему жить ( Packer J.I. A Quest for Godliness. Wheaton,1990. P.13)
Если вы хотите жить в этом мире в свете лучшего будущего века – читайте пуритан. Скажем, «Вечное наследие святых» Ричарда Бакстера и «Открытое небо» Джозефа Аллейна.

С чего начать?

Если вы только начинаете читать пуритан, начните с работ Джона Беньяна «Страх Божий», Джона Флейвеля «Хранение сердца» и Томаса Уотсона «Искусство Божественной удовлетворенности». Затем перейдите к работам Джона Оуэна, Томаса Гудвина и Джонатана Эдвардса. Чтобы больше узнать о жизни и богословии пуритан, читайте Leland Ryken. Worldly Saints: The Puritans As They Really Were (Grand Rapids: Zondervan, 1990), Peter Lewis. The Genius of Puritanism (Morgan, Penn.: Soli Deo Gloria, 1997), Erroll Hulse.  Who are the Puritans? and what do they teach? (Darlington, England: Evangelical Press, 2000). Также James I. Packer. A Quest for Godliness: The Puritan Vision of the Christian Life (Wheaton, Ill.: Crossway Books, 1990) и мою Puritan Reformed Spirituality (Darlington, England: Evangelical Press, 2006).
Уайтфилд был прав: пуритане, хотя и давно умершие, по-прежнему говорят с нами в своих трудах. Их книги – по прежнему высшая похвала им. Чтение пуритан обогатит вас и поставит на правильный путь богословски, опытно и практически. Как пишет Пакер, «пуритане были сильны там, где протестанты сегодня слабы, и их сочинения могут дать нам более реальную помощь, чем любое другое собрание христианских учителей прошлого и настоящего со времен апостолов». Я полностью согласен с ним. Я читаю христианскую литературу на протяжении более 40 лет и могу спокойно сказать, что я не знаю ни одной группы писателей в истории Церкви, которые так помогут вашему уму и душе, как пуритане. Бог использовал их книги, чтобы обратить меня в подростковом возрасте, и Он использует эти книги, чтобы помочь мне духовно возрасти, как говорил Иоанн Креститель: «Христу расти, а мне умаляться».
Одобрив мою книгу «Знакомьтесь с пуританами», Р.Спроул говорит: «Недавнее возрождение интереса и приверженности к истинам реформатского богословия связано в значительной степени с открытием литературы пуритан. Старые пуритане стали пророками нашего времени. Эта книга является сокровищем для Церкви. Наша молитва, чтобы Бог использовал ее, вдохновляя вас читать сочинения пуритан. С благословения Духа они обогатят вашу жизнь во многих отношениях, откроют Писание как зонд для вашей совести, обнажат ваши грехи, приведут вас к покаянию и преобразят всю вашу жизнь по Христу. Пусть пуритане приведут вас к полной уверенности в спасении и жизни в благодарности Триединому Богу за Его великое спасение».
Вы можете, пройдясь по обзору, порекомендовать пуританские книги своим друзьям. Нет лучшего подарка, чем такая книга. Я задаюсь вопросом, что произойдет, если христиане будут посвящать пуританским писаниям всего четверть часа в день. За год это составило бы два десятка книг среднего размера, а за жизнь – до полутора тысяч!   Кто знает, как Святой Дух может использовать такую духовную диету? Не возвестит ли это возрождение всему миру? Не наполнит ли землю снова знанием Господа, как воды наполняют море? Это моя молитва, мое видение, мой сон. Идите и читайте – вы будете рады тому, что сделали это!

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии