Интервью с Н. Перумовым - Коллекция Free Тайм

Дорогой Стругацких….

Ник Перумов – наш человек в Америке, гуру русской фэнтэзи, кроме прочего, настоящий физик. А физики, как известно, люди творческие. Физические показатели, физические величины, законы Ньютона и Ома, падающее яблоко, взаимодействие человека с природой. Если бы мы все хорошо знали физику, нам бы жилось значительно легче, если бы большинство из нас прочитало все романы Ника Перумова, мы бы поняли, что закон относительности управляет миром….

Книги, которые вы написали до отъезда в Америку и которые пишете сейчас, отличаются?
Конечно, я много работал над языком, что-то почерпнул из английской речи, предложения стали короче, энергичнее, я перестал растекаться целыми предложениями на абзац или полстраницы, как раньше, но идеологически мои книги не изменились.  Может, стало больше гордости и боли за страну и народ, обиды за державу. Из этого вытекает мой следующий проект «Красное», который будет альтернативной историей, альтернативной географией, альтернативной мистикой. И там будет Россия XIX века, и события переосмысленные, переувиденные…

Есть ли нечто в вашей стилистике,  восприятии, что хотелось бы изменить? 
Меня часто обвиняют в многословии,  что, мол, он сочиняет многотомные эпопеи и выкачивает у бедного читателя денежку, тогда как краткость сестра таланта. Но вот я постарался написать камерную трилогию из трех книг, жестко себя ограничивал и в развитии сюжета, и в развитии дополнительных персонажей. Не могу сказать, что я получил большое удовольствие – я люблю рассказывать подробно. Когда себя нужно вводить в какие-то жесткие рамки, может литературу это и улучшает, но мне это менее интересно. Я люблю рассматривать сюжет с разных сторон, давать точки зрения совершенно разных героев.

Вы используете на подготовительном этапе специальную литературу?
Я знаю, что некоторые авторы очень серьезно занимаются именно философской проработкой, они читают восточную философию, мистические трактаты, но для меня это превращение удовольствия в нудную работу, это все равно, что заниматься любовью,  обложившись справочниками  и каждые 30 секунд прерываться, чтобы почитать их. Может быть, от этого мои книги что-то теряют, но как мне кажется, они становятся более искренним и легко читаемыми.

Вас называют русским Толкиеном, согласны?
Толкиен – гений, но, прежде всего, он - глубоко религиозный католический писатель, который помещал в своих книгах вполне четкий религиозно-христианский  подтекст. В моих книгах этого нет. Мне лестно слышать такое сравнение, но у меня нет явного религиозного определения человека – на какой он стороне. Для Толкиена Дьявол – враг рода человеческого, с ним не может быть никаких компромиссов, у него не может быть своей правды, а я старался и стараюсь найти в поведении антагонистов моих героев их правду. Вы можете возразить: «А где же Бог в Гитлере и Гимлере?»,  да, я с вами соглашусь, но об этой коллизии, когда с одной стороны абсолютное зло, а с другой – наши люди, пусть в чем-то и грешные, но стоящие за лучшую правду, эта коллизия рассмотрена многограннейшим образом и достойнейшими авторами. Но я пишу о другой коллизии – о войне, где нет абсолютно правых с каждой стороны. Еще и поэтому я не Толкиен.

И все-таки есть то, что вас роднит с Толкиеном: тоска по времени, когда все были счастливы, по утерянному «золотому веку»…
Это общий мотив для фэнтэзи, наверное, и сама фэнтэзи родилась из ностальгии по светлому времени, из идеализации Средневековья. Несмотря на жесткую социальную структуру тогда у простого народа было больше возможностей пробиться наверх. Историки мне могут возразить: никогда простой крестьянин не смог бы стать дворянином, да, сословность имела силу, но при этом Средневековье потрясалось бунтами, переворотами, религиозными войнами, часто происходила смена элиты. Старая элита уходила или просто уничтожалась…

Почему вы выбрали как поле литературной битвы именно фэнтэзи, а не детективный жанр, космические путешествия, галактические войны и т.д?
Я писал о путешествиях в Космос. У меня есть дерзкая дилогия «Череп на рукаве» и «Череп на небесах». Вся «космическая» литература о том, что может случиться в будущем, а  фэнтэзи – полигон для этических конструкций, это язык легенды,  первичного мифа, которым говорило человечество. Когда Гомер писал о богах Олимпа, о Трое, что он писал: фантастику или фэнтэзи или вообще твердо верил, что именно так оно и было?  А если Гомер был искренне верующим человеком, то, как он мог такое вынести на всеобщее обозрение? Это же было, фактически, святотатство. Либо он не боялся, либо не верил. Тем не менее, это именно язык, которым человечество создавало моральные максимы. Фэнтэзи – это возвращение к архаике, но на новом уровне.

В фэнтэзи много рыцарских мотивов, большинство героев этого жанра выполняет важную миссию…
Да, этого много в рыцарских романах того же Кретьена де Труа, миннезингеров, это традиция Вервольфа и скандинавских саг. Это все миссия героя против непобедимой божественной силы, так Вервольф вступает в борьбу безнадежную и погибает после третьего  боя с драконом, но при этом все равно подчеркивается, что человек может бросить вызов богам и на равных с ними сражаться. 

В каком еще жанре кроме фэнтэзи вы себя видите?
Я спокойно ушел бы в космическую или социальную фантастику. Даже мог бы уйти в мистику, единственное, куда бы я точно не ушел, это в реалистический мэйнстрим. Но я испытываю когнетивный диссонанс, когда читаю или даже просто просматриваю современных авторов, откуда этот чудовищный пессимизм,  какой-то жуткий совершенно комплекс, общая идея проста – «мир ужасен и отвратителен, и мы все умрем, так давайте умрем все как можно скорее». Я этого не понимаю. Наверное, это высокая литература, но я не претендую на то, чтобы мои книги назывались высоким искусством людьми, которые у нас по должности приставлены к высокой литературе. Мне гораздо важнее, чтобы мои книжки читали. 

А как насчет премий, «буккеров» и так далее, хочется?
Чушь все это, мне это не интересно.
 
А эзотерика вас не привлекает, она сейчас так модна? 
Эзотерика – это совершенно особый вид литературы, где описываются духовные практики необходимые для приближения к Абсолюту, с той или иной стороны с использованием определенных техник. Возьмем ли мы индуистскую мистику, созерцание, мир Калы, христианских гностиков, мистерии и всевозможные эзотерические системы – во всем этом присутствует как основной принцип изменение психики человека, приближающегося к Абсолюту.          
 
Что такое литература сегодня? Продукт потребления или инструмент воспитания души?
Сейчас тенденция на книжном рынке такова, что литература становится похожей на периодику – выходит книжка, более или менее хорошо продается, потом  выпускается доптираж, и он оседает, что в какой-то степени понятно. Простой пример, представьте, журнал «Maxim» выпустил номер с обнаженной Анфисой Чеховой или Анной Семенович на обложке, и номер отлично распродался. Главный редактор не выпускает новый номер с этой же обложкой через месяц, он ищет новую барышню… Это современная тенденция потребительства,  она распространяется повсеместно, может поэтому некоторые авторы стараются облегчить свой текст, разгрузить его от какой бы то ни было смысловой начинки. Я все-таки следую заветам Стругацких - автор должен уметь упаковать горькое лекарство моральных догм в сладкую обертку занимательного сюжета, ярких характеров и интересного мира.

С вашей точки зрения должна ли литература воспитывать?
Она не то, чтобы должна, просто автор, если он настоящий писатель, всегда будет стараться вложить что-то светлое и хорошее. То есть, литература будет все-таки воспитывать вне зависимости от школьных курсов литературы, это происходит помимо воли автора.


Рецензии