Джоэль Бике. Чтение и слушание Слова пуританами

ЧТЕНИЕ И СЛУШАНИЕ СЛОВА ПУРИТАНАМИ
Джоэль Бике, Рэй Ланнинг (2005)

Хорошо известно, как любили пуритане Слово Божие. Они не довольствовались просто утверждением непогрешимости, безошибочности и авторитета Писания. Они читали его, искали, пели и слушали Слово с восторгом, будучи всегда в поиске силы Святого Духа, явленной в Слове, и наслаждаясь ею. Они считали 66 книг Священного Писания главной библиотекой, которую Святой Дух даровал им. Для пуритан Бог обращается к нам через Писание, как отец обращается к своим детям. В Писании Он дает Свое Слово и как Слово истины, и как Слово власти. Поскольку оно есть Слово истины, мы можем доверять Писанию во всех вещах, имеющих значение во времени и в вечности. Поскольку оно есть Слово власти, мы можем смотреть на него как на источник нашего преображения, используемый Духом Божиим, чтобы изменить наши умы.
Как и евангелические протестанты ХХ века, мы должны дополнить защиту доктрины непогрешимости Писания положительным явлением преображающей власти Божьего Слова. Эта сила должна явиться в нашей жизни, наших домах, наших церквах и общинах. Нам надо ясно показать, что другие книги могут преподать нам ценную информацию и даже изменить нас, только одна Книга может преобразить нас в образ Христов. И только если мы сами будем живой вестью Христа, мы можем надеяться выиграть битву за Библию, идущую в наши дни. Если хотя бы половина сил, которые тратятся на защиту Библии, будет посвящена ее познанию и жизни по ней, сколько твердынь падет под влиянием ее преображающей власти!
Ни одно движение в истории Церкви не может научить нас взращиванию преображающей силы Слова так, как пуританство. Пуританские проповедники преуспели в изложении Слова как средства личного преображения. Их внимание было сосредоточено на практике, и чтение и слушание Священного Писания было подлинным путем пуритан.    
Писание учит нас, что Слово Божье должно не только публично читаться за богослужением (Деян.15.21, 1 Тим.4.13), но также служить нам благословением при личном чтении и повиновении ему. «Блажен, кто читает и слышит слова пророчества сего, и прислушивается к нему» (Откр.1.3). Но как мы должны читать Слово? Многие пуританские авторы дают нам руководство к тому.

Ричард Гринэм

Одна из самых полезных ранних пуританских работ по чтению Библии (1) была написана Ричардом Гринэмом (1535-1594) и озаглавлена «Полезный трактат, содержащий наставление в чтении и понимании Священного Писания» (2). Объяснив, что проповедь и чтение Слова Божия неразрывно объединены Богом в деле спасения верующего, Гринэм говорит о нашем долге регулярного и личного изучения Писания, опираясь на Втор.6.6, 11.18, Неем.8.8, Пс.1.2, Деян.15.21, 2 Пет.1.19. С более практической точки зрения Гринэм утверждает, что люди грешат, не только когда пренебрегают чтением Писания, но и когда относятся к нему без должного усердия и выводов, которые должны за ним следовать и которые суть: 1) усердие, 2) мудрость, 3) подготовка, 4) размышление, 5) собеседования, 6) вера, 7) практика, 8) молитва (3). Пункты 1-3 должны предшествовать чтению, 4-7, следовать за ним, 5-8 – и предшествовать, и сопровождать чтение, и следовать за ним. Вот вкратце суть советов Гринэма. 
1.Усердие к чтению Священного Писания должно быть большим, чем к любому мирскому делу. Мы должны постигать Слово Божие с большим усердием, чем все, на что полагаются люди. Усердие делает трудные места легкими, облегчает труд слушания и изучения Слова и делает его сладким.
2. Мудрость должна прилагаться к выбору предмета, порядка и времени. С точки зрения предмета, верующий не должен пытаться перейти от открытого к сокрытому или тратить большую часть времени на самые трудные места Писания. «Если служитель должен приспосабливать свою проповедь Слова к уровню своих слушателей, то гораздо в большей мере сами слушатели должны приспосабливать самостоятельное чтение к уровню своих возможностей» (4). С точки зрения порядка мудрый читатель Писания будет стремиться к тому, чтобы прочно опираться на все принципиальные пункты доктрины. Более того, само чтение Писания должно быть упорядоченным, а не хаотичным.  Только вся Библия является христианской. Время также должно использоваться с умом. Весь день субботний должен быть посвящен упражнениям в чтении Писания, но и в другие дни отрывок из Писания мудро будет прочитывать утром, в полдень и вечером (Еккл.3.11). В любом случае ни один день не должен проходить без чтения Священного Писания.
3. Правильная подготовка имеет решающее значение. Без нее чтение Писания редко бывает благословением. Такая подготовка является троякой. Во-первых, мы должны подходить к Писанию с благоговейным страхом пред Богом и Его величием. Мы должны подходить к Слову, будучи «скорыми на слышание, медленными на слова» (Иак.1.19), и, как Мария, собирать Слово в наших сердцах. Благоговейный страх всегда благословен, и должен пребывать в нас для нашего просвещения Словом.
Во-вторых, мы должны подходить к Писанию с верой во Христа, взирая на Него как на Мессию, Льва Иуды, Которому дано открыть нам Бога. Если мы приходим к Писанию с благоговением пред Богом и верой во Христа, разве не Сам Христос открывает наши сердца, как Он открыл сердца учеников на пути в Эммаус?
В-третьих, мы должны подходить к Писанию с искренним желанием при чтении и слышании Слова познавать Бога (Притч.17.16). Те, кто принес плоды в тридцать и во сто крат, получили Слово «с добрым и честным сердцем» (Лк.8). Мы часто не получаем пользы от чтения Библии, потому что не прилагаем сердце к Божественному учению.
4. Размышление после чтения Писания так же важно, как подготовка перед его чтением. Можно читать старательно, но чтение не принесет никаких плодов, если за ним не последует размышление. Оно может дать некоторую широту, но только размышление и исследование дадут глубину. Разница между чтением и размышлением – это разница между дрейфом и хорошо проложенным курсом. «Размышление без чтения подвержено ошибкам, чтение без размышления бессмысленно… Размышление для нашего ума подобно работе пчелы. Потому «благословен размышляющий о законе день и ночь» (Пс.1) (5). Размышление включает в себя работу нашего разума и понимания, а также наше сердце и привязанности. Для достижения глубоких и стойких суждений о различных истинах ум должен быть привлечен к размышляющему пониманию. Размышление, однако, предполагает также некую обработку суждений, заставляющую их влиять на наши привязанности. Если последние не вовлекаются в труд души, плоды наших размышлений сойдут на нет. Писание должно вливаться во всю нашу душу.
5. Собеседования по Гринэму – это просто благочестивые беседы со служителями и другими верующими. «Железо железо острит, и человек изощряет ум ближнего своего» (Притч.2.7). Благочестивые должны делиться друг с другом тем, что они почерпнули из Священного Писания, не горделиво хвастаясь тем, что они знают, но со смирением и верой в том, что если двое или трое соберутся для духовной беседы, Бог пребудет среди них. Такое общение не должно вестись «ни при слишком большом стечении народа, ни при закрытых дверях» (6).
6. Наше чтение Писания должно быть растворено верой. Вера является ключом к получению пользы от Слова (Евр.4.2), и без нее невозможно угодить Богу (Евр.11.6). Чтение без веры – это напрасное чтение. На самом деле, все восемь этих принципов имеют значение потому, что придерживаться их значит осуществлять истинную веру. Более того, через чтение Слова наша вера укрепляется и конкретизируется. Читая Писание, мы должны попытаться приложить нашу веру не просто к нашей жизни в целом, но и ко всем ее обстоятельствам, особенно к скорбям. Как золото очищается огнем, так истинная вера – страданием.
7. Плодом веры должна быть практика. Только практика «приносит плод веры и покаяния» (7). Практика является лучшим способом познания, и чем больше мы помещаем Слово в практику ежедневного послушания веры, тем больше Бог будет взращивать в нас Свои дары для нашего служения Ему. Когда Дух просвещает наш ум при чтении Слова, мы также получаем великое преимущество уверенности, что у нас есть вера.
8. Молитва необходима и на протяжении всего нашего чтения Писания, и до, и после него. При публичном чтении Писания нельзя делать паузы и молиться после каждого стиха. Но при личном чтении Писания мы преуспели бы, чередуя его стихи с краткими молитвами. Если мы молимся перед едой, и не смеем прикоснуться к ней без молитвы, то почему смеем не молиться перед чтением Писания - принятием духовной пищи? Также молитва обязательно должна включать в себя благодарение. Если мы обязаны славить Бога за то, что Он питает наши тела, то не более ли обязаны славить Его за пищу для наших душ? Давайте не будем рьяно просить, а затем холодно благодарить (8). Лучше помолимся за чтение Писания с благоговением и смиренным благодарением, помня, что если наша вера будет формальной, то и чтение Библии, и христианская жизнь будут поверхностными.
Если Библия обращается к нам, мы должны следовать ей. Пренебрежение Словом – это пренебрежение Господом, но те, кто читает Писание как послание о любви Бога к ним, обязательно переживут на опыте его тепло и преображающую силу.

Томас Уотсон о слушании Слова

Многое из того, что Ричард Гринэм сказал о чтении Священного Писания, распространяется на слушание Слова Божия. Томас Уотсон, один из самых известных и читаемых пуритан, предлагает конкретную концепцию в помощь слушанию Слова (9). Когда мы читаем этот список, нам не мешало бы спросить после каждого пункта: действительно ли я слушаю Слово Божие, провозглашаемое Евангелие?
1.Когда вы приходите в дом Божий, чтобы услышать Его Слово, не забудбьте также подготовить свою душу молитвой.
2. Приступайте к Слову со святым аппетитом (1 Пет.2.2 KJV), способствующим «пищеварению».
3. Приходите с нежным, восприимчивым сердцем (2 Пар.13.7), спрашивая: «Что мне делать, Господи?» (Деян.22.10). Глупо ожидать благословений, если вы приступаете к Слову с ожесточенным, по-мирски настроенным сердцем.
4. Будьте внимательны к проповедуемому Слову. В Лк.19.48 мы слышим, что люди были «очень внимательными» ко Христу, буквально приникали к каждому Его слову. Лидия засвидетельствовала, что ее сердце было открыто Господом, когда она «обратила свой ум» к тому, о чем говорил Павел (Деян.16.14). Такое внимание также включает в себя изгнание блуждающих мыслей, тупости и сонливости ума (Мтф.13.25). Смотрите на проповедь как действительно на вопрос жизни и смерти для вас (Втор.32.47).
5. «С кротостью принимайте насаждаемое Слово» (Иак.1.21). Кротость включает в себя покорность сердца, готовность выслушать советы и назидательные слова. Через кротость Слово прививается в душу и производит сладкий плод праведности.
6. Принимайте Слово с верой, ибо «не принесло пользы Слово, не растворенное верою» (Евр.4.2). Если нет главного ингредиента лекарства, оно не подействует, так что убедитесь, что когда вы слушаете проповедь, у вас есть самое главное – вера. Верьте Слову и применяйте его. Примените проповедуемого Христа и Его обетования (Рим.13.14).
7. Старайтесь хранить слышанное и молиться о нем. Не позволяйте проповеди пройти через ваш разум подобно воде через сито (Евр.2.1). Наша память должна быть подобна ковчегу. (Другой известный пуританин, Джозеф Аллейн, советовал: «Приступи к проповеди на коленях, и пусть она поставит тебя на колени»).
8. Практикуйте то, что вы слышали. Живите этим. Слышанное Слово без изменений в вашей жизни никогда не спасет вас. Исполнители Слова являются лучшими слушателями. Какой смысл имеет наполнение ума знаниями, если они не производят плодотворной жизни?
9. Просите Бога, чтобы Он сопровождал Свое Слово действенным благословением Святого Духа (Деян.10.44). Без Духа лекарство Слова может быть проглочено, но это не приведет к исцелению.
10. Повторите то, что вы слышите. Когда вы приходите домой, расскажите о Слове тем, кого вы любите: «Язык мой будет произносить слово Твое» (Пс.118.172). Помните, что каждая проповедь, которую вы когда-либо слышали, не остается бесплодной. По благословению Духа, если мы добросовестно подчинимся заповедям в слышании Слова, проповедуемое Слово будет преобразующей силой в нашей жизни. Если же оно останется бесплодным и недейственным в нашем спасении, оно будет действенным в нашем осуждении. Уотсон правильно говорит: «Слово будет действенно так или иначе: если оно не сделает ваши сердца лучше, оно сделает ваши цепи тяжелее… Страшное дело – нагруженным проповедями пойти в ад!» (10).
Из изложенного должно быть очевидно, что чтобы читать и слушать Слово Божье правильно, и потому иметь опыт его преобразующей силы, мы будем нуждаться в помощи Святого Духа. Мы должны спросить: как мы можем знать, что во время чтения и слушания Слова к нам действительно обратился Дух Божий? Мы можем знать это из того, что предшествует Слову, сопровождает его и следует за ним. Действие Духа обладает смыслом и властью, будь то сила тихого, мягкого голоса Евангелия (3 Цар.19.12) или гром Синая (Исх.19.16). И то и другое подтверждает нам, что мы получаем на благо наших душ именно те слова и наставления от Бога, которые нам необходимо получить. И самое главное, когда Бог приносит Свое Слово в наши души, оно приносит «плод праведности через Иисуса Христа во славу и похвалу Божию» (Флп.1.11). Старая природа уязвляется этим, и греховный культ я начинает падать, новая природа оживает и присутствие Христа в нашей жизни возрастает. Там, где не хватает таких плодов и свидетельств работы Духа Святого, Слово не используется правильно. «Дерево познается по плодам» (Мтф.12.33), плоды же есть истинное обращение и мудрость (Пс.19.7), радость (Пс.19.8), мир (Пс.85.8), сладость (Пс.118.103), свобода (Иоан.8.31-32), хвала (Пс.118.171) и свет в сени смертной (Пс.19.8). Джон Флейвел прекрасно резюмирует это: «Писание учит нас лучшему способу жить, лучшему способу страдать и лучшему способу умереть».
Сегодняшние христиане должны уделять больше места Слову в своем чтении, слушании, молитве, поклонении и жизни. По словам великого пуританского проповедника Генри Смита, «мы должны установить Слово Божие как правило для нас во все дни, не верить ничему, кроме того, чему оно учит, не любить ничего, кроме того, что оно любит, ненавидеть не что иное, как то, что оно запрещает, не делать ничего, кроме того, что оно повелевает» (11). Давайте же молиться о благодати читать и слушать Слово Божие так, как пуритане, и следовать их пути, чтобы оно умудрило нас ко спасению.      
 
 
(1) Хотя Гринэм используется здесь как модель, о чтении Библии писали многие пуритане. Одна из лучших работ, недавно переизданная – «Как мы можем читать Писание для большей духовной пользы» Томаса Уотсона, приложение к «Небесам, взятым штурмом» (англ. изд. Pittsburgh,1992. P.113-129).  Для практического плана чтения Писания можно рекомендовать: Thomas G. Reading the Bible. Edinburgh,1980 
(2) The Works of the Reverend and Faithfull Servant of Jesus Christ, M Richard Greenham. L.,1599. P.389-397
(3) Ibid. P.390
(4) Ibid. P.391
(5) Ibid. P.393
(6) Ibid. P.394
(7) Ibid. P.395
(8) Ibid. P.397
(9) Watson. Heaven Taken by Storm. P.16-18, Id. The Body of Divinity. L.,1971. P.377-379
(10) Ibid. P.379
(11) "Food for New-Born Babes," in The Works of Henry Smith (Edinburgh: James Nichol, 1866), 1:494

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии