Дневниковые записи. 1932 год. Часть 47
*****
Часть 47
Ст. Софрино, 18 сентября 1932 года.
В прошлый выходной занимались втроём у меня. Лёша Морозов на рабфак стал ходить с 10-го сентября. Недавно после рабфака два вечера занимались у меня с Володей Леоновым. С Тарасовки наши ещё не переехали. После перерыва решили 18 сентября опять с ребятами сделать загородную вылазку.
В Софрино поехали втроём, так как больше желающих не было. Погода последние дни сильно изменчивая; обыкновенно с утра небо совершенно чистое, светит солнце, но с 11 часов начинают находить облака, и с трёх часов обязательно идёт дождь.
Сегодня утро солнечное. Встал в 6 часов утра. Последнее время мне что-то нездоровится, простудился, сильный кашель.
В 6:40 зашёл Лёша. Вместе с ним зашли за Володей. Кроме фотоаппаратов, ружей (у Володи ружья нет) и еды взяли с собой палатку — брезент с верёвками (для фасона и приобретения опыта ею пользоваться).
С поездом в 8:41 выехали в Софрино, куда вскоре и приехали. Софрино — небольшая станция, разъезд для товарных поездов. Рядом расположен какой-то завод. Вправо идёт узкоколейная железная дорога с маленьким паровозиком и вагонами на «игрушечных» колёсиках. Проходит она по лесу. Мы прошли узкоколейку и свернули вправо через луг в еловый смешанный лес. Лес скоро кончился. Далее пошли кустарники, берёзки, и вскоре опять попали в лес, только теперь хороший лиственный. Осины все стоят в ярких красках, переливая от жёлтого цвета до тёмно-красного и коричневого. Листья ещё держатся крепко. Полянки поросли травой. Мне нравятся такие места. Попадается много грибов. Полно опят. Мы уже набрали почти половину трёхпудового мешка. Больше опят не собираем. Белых нет. Но много подберёзовиков, волнушек, красных упругих подосиновиков. Из птиц: сороки, дрозды и некоторые другие. Много мелкоты.
Я убил одного дроздёнка. Лёшка всё мажет. Разбили палатку. Пошёл дождь. Шёл с четверть часа. Потом мы оставили Володьку у палатки, а сами пошли с ружьями шататься по лесу. Трава после дождя мокрая. С деревьев и кустарников сыплется на нас вода. Ботинки почти сразу промокли. После дождя опять солнце. День хороший, несмотря на московскую осень.
К вечеру пошли по узкоколейке на станцию. Как уже говорил, по узкоколейке ходят маленькие паровозики с колёсами, вроде игрушечных. Пассажирские поезда — таково их наименование. Хлюпики.
Всего мы проходили не менее 15-20 километров. Всю дорогу орём, поём: «В дяревню езжали, мятёлки вязали…» — новая песня, преподнесённая Лёшкой.
Вечером прохладно. Из поездки можно сделать следующий вывод: в Софрино в августе-сентябре (с 15 по 15) много грибов. Охоты в Софрино нет. Нет дичи. Много народу. Притом по правую сторону узкоколейки — заповедник (Мытищинское пушное хозяйство).
Москва, 5 октября.
Погода с 18 по 3 была в среднем дождливая, особенно последние дни. Теперь наступила уже осенняя настоящая погода. Ещё ни разу не было мороза. Георгины, огурцы и т. д. стоят целыми, хотя обыкновенно они погибают вначале сентября от небольших заморозков. Это относительно Тарасовки. В Москве 3 октября вечером была сильная гроза. А сегодня днём шёл крупный снег с дождём вперемешку. Но опять-таки мороза не было.
Каждый выходной день занимаемся (уроками) втроём. Свободного времени нет ни одной минуты. В нашу группу приняли новых десять человек. Из них 9 парней.
Москва, 24 октября.
Поздняя осень. Пасмурные дни. Температура в среднем +6.
По учёбе быстро движемся вперёд. Особенно математика и физика. На 7 или 8 ноября планируем поездку на охоту. Куда — пока ещё вопрос.
Умер Алёша (27 лет) — сын Константина Михайловича Чулицкого. Умер в Ленинграде от отравления гноем, выходящим из ноги. Болел он более десяти лет. Причина — удар по тазу камнем.
Москва, 31 октября.
Сижу дома, так как заболел ларингитом (горло, вроде гриппа). Имею бюллетень. Погода пасмурная, с осенними дождями, порой до +12 днём. Причина потепления (по газетам) — тёплый южный циклон. Но ветров нет.
Интересно отметить следующие советские события. 23-25 октября уже официально пущен Днепрострой, которому дано название: Днепровская ГидроГЭС им. Ленина, или короче — просто ДнепроГЭС. Это является самой крупной станцией в мире по общей мощности, «чудо» современному экономическому состоянию советского и капиталистического мира. Война Японии с Китаем и Маньчжурией затихла. Маньчжурия признана как независимое государство, но Япония из «дружелюбия» оставила войска на несколько лет в Маньчжурии для «поддержания порядка». Маньчжурия стала японской колонией(1). Японские войска сейчас заняты подавлением партизанского движения в Маньчжурии и мелкими боями с китайскими генералами.
В Москве идёт полная реконструкция и переделка города. Старые здания ломаются, вместо узких кривых переулков и улиц вырастают прямые широкие проспекты с новыми высокими домами и скверами. Строятся громадные гостиницы (кому?), за которые агитирует Московский Совет: «…они будут лучшими в мире, не будут уступать лучшим западноевропейским и американским гостиницам». Зачем о них столько кричать?
Везде идёт подготовка к 15 годовщине октября. В группе решено выпустить стенную газету. Сегодня я с Ольдой Изосимовой делали заголовок.
Вчера вечером приходила Шура Васильева. Я её почти не узнал. Она выросла, как мне показалось, расширилась, стала взрослой красивой барышней с двумя толстыми косами. Одевается со вкусом и знает себе цену.
Пересматривая старые стаканы с опытами над насекомыми, обнаружил двух живых жуков-златок. Этот опыт я продолжал почти целый год. Опыт поставлен был 3 ноября 1931 года и окончен 31 октября 1932 года. Без 3-х дней год. 3 ноября 1931 года в Тарасовке в муравейнике я нашёл массу крупных белых жирных личинок жука, думая, что это майские. Взял 9 личинок. Кормил хвоей из муравейника. Меня интересовало то, что муравьи позволяли у себя в муравейнике жить и размножаться этим личинкам. Брошенная к муравьям в стакан, эта личинка тоже не обращала на себя внимание. Но в то же время всякое другое насекомое и земляной червь раздражали муравьёв, и они их быстро ликвидировали. Личинки жили в стакане. От неаккуратности с кормом некоторые подохли. Весной 1932 года пришлось туго. Корм весь вышел. Пришлось съездить за город и откопать мёрзлую землю с корнями растений. Этим кормил. От истощения, как это часто бывает, две личинки стали завёртываться в кокон, но сил для этого дела не хватило, и они тоже подохли. В результате, к лету остались только две самых жирных громадных личинки. Они пожирали слабых и часть коконов (это не предположение, а факт). Эти две завернулись благополучно в кокон и 25 октября вывелись два красивых блестящих зелёных жука с белыми крапинками — златки(2).
Сегодня утром в квартире все были удивлены интересным зрелищем. От кухонного помойного ведра через всю кухню шёл широкий мокрый жирный след в 2-2,5 см ширины. Он шёл через кухню в коридор, по коридору — в уборную, и оканчивался у норы (длина следа около 12 метров). Это крысы ночью вытащили из ведра кишки рыбы и утащили их в свою нору.
Москва, 6 ноября 1932 года.
Поездка на охоту в Клин, как предполагалось, сорвалась из-за болезни: у Володи не в порядке лёгкие, я же только второй день работаю после болезни. Лёшка, должно быть, поехал один.
Сегодня вечером у Розы Казацкой (на квартире за Преображенской заставой) состоится вечеринка. К нам девчата приставали давно, чтобы приехали. Я ожидал, что вечер будет плохой, но всё же не до такой степени. Приехал с Володькой туда в 12 часов. Кроме рабфаковцев были и незнакомые, всего около 15 человек. Из девчат не было ни одной хорошей. Все форменным образом гробы. А в Ольге Ивановой я разочаровался — барахло.
Вина не купили. Хорошо, что кто-то догадался привезти с собой литр белого хлебного и вишнёвки. Я вообще водку ненавижу, от одного её запаха меня тошнит. Это оттого, что отец часто бывает пьян от этой самой водки, а в пьяном виде он как ненормальный человек, так как от водки он теряет память. Поэтому противна и сама водка.
Но здесь пришлось выпить с вишнёвкой. Досталось лишь по стакану. Почти никакого впечатления. Один из парней привёз патефон. Валяли дурака, играли. Чувствовалась принуждённость, фальшивая весёлость. Не было хорошей компании и сплочённости. Скука. Собранные Казацкой деньги, она присвоила крупную часть себе, так как вина не купила, а денег было собрано более 100 рублей. Просидели до утра, до 6 часов. И с первым трамваем разъехались. Хорошо было только рабфаковцу Петрову с его товарищем. Они «хватили» до этого и были полупьяны. Много ли надо неправильному молодому человеку? Впечатление от вечера осталось плохое.
Тарасовка, 8 ноября.
Вчера в 15-ю годовщину Октябрьской революции на демонстрацию не ходил. Спал после вечеринки. Поехали с Володькой в Тарасовку. Галка должна приехать позже. Я надеялся увидеть Веру. В Тарасовке зашли в нашу избушку. Приехала Галка. Веры не застали. Оставил ей карточку. Пошли в лес. Деревья без листьев уже давно. Земля в лесу покрыта толстым слоем скрюченных коричневых берёзовых листьев. Листья и мох, как губка, впитали в себя массу влаги, которая выступает на поверхность при ходьбе. В лесу полусумерки. Темнота гнетёт. Но лес, хотя бы и голый (лишь с зелёными ёлками), создаёт радостное чувство, отчего?
В лесу масса синиц, но они кричат неусердно. Стучит по дереву обыкновенный серый дятел. Высоко в воздухе каркают вороны и галки.
Москва, 19 ноября.
Сегодня -7. Холодный ветер сметает снег в мелкие сугробы. Вчера замёрз водоотводной канал Москвы-реки, а река у берегов образовала кромки льда. Погода изменилась на зимнюю. Ранняя зима.
Московские новости. После уничтожения Сухаревского рынка постановили снести Сухаревскую башню. Сухаревская башня была построена в 1692 году царём Петром в память о полковнике Лаврентии Сухареве, командовавшим полком стрельцов. Эту башню сносят, как мешающую движению. Сносят Никольские ворота в Китай-городе на Лубянской площади. Недавно (числа 9-го или 10-го ноября) умерла жена Сталина — Аллилуева. И введено постановление Совнаркома о том, что рабочий и служащий, прогулявший хотя бы один день на работе, подлежит увольнению. До чего дожили!
Взял у Кости Побочина книгу профессора Е. Вимм «Руководство к изучению акушерства» с массой рисунков. Взял прочесть кое-что об оплодотворении, о том, почему оплодотворяется одно яйцо, а не два, три, хотя их у женщины довольно много? Даст ли эта книга ответ?! У женщины до 30 лет жизни может образоваться немногим менее 50 яиц, или по 13 в год. Почти ровно через 4 недели яйцо выходит наружу (менструация). Если совокупления не произошло, то яйцо под воздействием каких-то выделений погибает. На его место выходит новое из лопнувшего первичного пузыря. Так что в месте соединения яйца с живчиками всегда находится одно яйцо (у женщины). У других млекопитающих по-другому.
Москва, 30 ноября.
Недавно в мастерской нашу бригаду перевели в Метрический цех, на второй этаж, где я работал при поступлении. Работать «наверху», как мы называем, мне не особенно нравится, внизу было лучше. Но только здесь есть одна девочка лет 20-ти, чертёжница Тоня. Белокурая, среднего роста. Она учится на чертёжно-конструкторских курсах.
На работе ничего нового. Сильно нажимают на учёбу. Стало трудно сдавать зачёты. Очень строгие требования. Выпустил с Изосимовой стенгазету «Грани» № 2.
Москва, 5 декабря.
Все пять дней декабря погода стояла пасмурная, от +2 до -2. Сегодня с 4-х часов дня пошёл холодный дождь, который, касаясь земли, замерзал (при холодном ветре) и покрыл всю землю, как лаком, слоем льда. Идти очень трудно, на улице многие падают. Лёд блестит, как слой хрусталя или вроде этого.
В ячейке ВЛКСМ такое дело. Затрускин, секретарь цеховой ячейки говорит мне, чтобы я был на бюро, так как меня должны перевести в члены ВЛКСМ, или иначе меня снимут с учёта, так как срок кандидатского стажа давно прошёл. В члены ВЛКСМ я бы мог попасть по моей общественной работе ещё в ноябре 1931 года, но я не хочу себя связывать этим, так как это могло бы повлиять на учёбу, на моё поступление на рабфак, и я всецело бы зависел от ячейки.
Недавно ходил с Володькой смотреть новую говорящую картину «Встречный»(3). Очень понравилась. «Встречный» — это вторая лучшая картина СССР после «Путёвки в жизнь», или, вернее, стоит на одном с ней уровне. Очень хорошая игра артистов, чистый ясный звук, ничего лишнего, всё в меру.
Ниже помещу нашу песню «В дяревню езжали…», которую мы разучили при поездке в Софрино 18 сентября.
В ДЯРЕВНЮ ЕЗЖАЛИ…
В дяревню езжали —
Мятёлки ломали.
Мятё-мятё…
Мятёлки ломали!
Мятёлки ломали —
В Москву отправляли.
В Москву, в Москву…
В Москву отправляли!
В Москву отправляли —
А там загоняли.
А там, а там…
А там загоняли!
А там загоняли —
Деньгу зашибали.
Деньгу, деньгу…
Деньгу зашибали!
Деньгу зашибали —
В пивной пропивали.
В пивной, в пивной…
В пивной пропивали!
В пивной пропивали —
В дяревню езжали.
В дяре, в дяре…
В дяревню езжали! (и т. д. до бесконечности).
Москва, 30 декабря.
Сегодня занимались на рабфаке последний раз. С 1 по 15 января — отпуск. Но на работу ходить по-прежнему. Сговорились 3-го января отпраздновать прошедший 1932-й год: я, Лёшка Морозов, Володя Леонов, Ваня Сидоркин и Исаак Штонбок. Устроить решили у меня, вскладчину. Позовём девчат, но не рабфаковских.
Москва, 31 декабря 1932 года.
Пасмурная погода. +1, сыро. Вечером после работы ко мне зашли Володя с Исааком и Марусей (с производства). Пошли в театр (Клуб текстильщиков) смотреть оперетку «Гейша». Оперетка весёлая, но почти без содержания. В голове ничего не осталось.
Володька сообщил, что на закрытом партийном собрании говорили, что приёма в ВУЗы в 1933 году не будет, или будет в очень узком масштабе. Попасть в ВУЗ будет очень трудно. Это связано с общим критическим положением в СССР в связи с нехваткой средств (кризис). В мастерской делаем новый прибор — клещи Дитце. Купил книгу Э. Ога «Геология», которую очень одобряют.
*****
(1) Манчжоу-го (Маньчжурское гос-во), в 1932-45 гг. марионеточное гос-во, созданное Японией на терр. Сев.-Вост. Китая — Маньчжурии. В авг. 1945 года Сов. Армия освободила Сев-Вост. Китай от япон. оккупантов, что положило конец существованию Манчжоу-го.
(2) Златки — семейство жуков. Дл. 3-100 мм. Ок. 12 тыс. видов. Распространены широко. Личинки живут под корой в древесине, многие златки — вредители лесов и садов, например, большая сосновая златка и т. п.
(3) «Встречный», СССР, РОСФИЛЬМ, 1932, ч/б, 118 мин. Оптимистическая драма.
*****
Продолжение здесь: http://www.proza.ru/2012/01/12/1978
Свидетельство о публикации №212011201898